Газета "Вперед", 14 сентября 1917 года

Газета "Вперед!" (орган Уфимского комитета Российской социал-демократической рабочей партии)
14 сентября 1917 года

Этот номер газеты описывает известные события 12 сентября 1917 года, когда в Уфе произошел знаменитый "галошный бунт" и последовавший затем погром солдатской и обывательской массой многих торговых магазинов.

СОБЫТИЯ 12 СЕНТЯБРЯ.

Начало погрома.

Еще 11 сентября на окраинах города стало известно, что завтра, 12-го, будет производиться распродажа галош в магазине Сагадеева. К 6 часам утра 12-го сентября около названного магазина стояли в очередь уже человек 200, преимущественно женщин. У дверей магазина дежурила милиция. Когда был открыт магазин и началась распродажа галош, появились солдаты-покупатели, входившие в магазин вне всякой очереди при попустительстве милиции. Среди очередных был ропот. Роптали на солдат, на милицию. Особенно усилился ропот, когда стали получаться сведения, что покупающие вне очереди солдаты продают галоши по 15-20 рублей пару – спекулируют.

В одиннадцатом часу появляется на двери магазина вывеска, что галоши все распроданы. Пришедших чуть ли не с полночи, топчущихся в грязи, с промокшими ногами охватило острое недовольство. В толпе стали распространяться всевозможного рода слухи, что в магазине Сагадеева галоши есть, но что они берегутся для "буржуев", что купцы над народом издеваются, что во многом виновата продовольственная управа и т.д. и т.п. Возбуждение росло. Кто-то предложил обыскать Сагадеева.

В результате – в магазин ворвались, нашли за прилавком галоши и небольшое количество разной кожевенной обуви. Это было спичкой, брошенной в порох. Толпа бросилась в магазин и стала его громить, грабить. Из магазина во все стороны тащились разные вещи. В толпе, выросшей до огромных размеров, настойчиво предлагалось громить продовольственную управу, хранящую, якобы, галоши, обувь и др. продукты первой необходимости. Когда кто-то призывал от имени совета р. и с. д. успокоиться, разойтись, то в толпе послышались упреки по адресу совета в его бездеятельности, что, мол, он только говорит и говорит, а ничего в области снабжения жителей, городских бедняков, продуктами первой необходимости не делает.

Разграбив магазин Сагадеева, толпа бросилась к другим – Шамгулова, Усманова и пр.

Вызов воинских частей.

На место погрома, по распоряжению исполнительного комитета совета р. и с. д. были вызваны две роты солдат, но в подавлении беспорядков вызванные части активного участия не принимали.

Затем были вызваны казаки, которым приказано было в крайнем случае действовать оружием. Вид казаков подействовал на громил отрезвляюще. Но по адресу казаков со стороны громящих солдат слышались угрозы; казаки уехали. Тем временем погром перекинулся на Александровскую улицу и на базарную площадь. Толпы народа все прибывали и прибывали.

Выступление членов исполнит. ком. совета раб. и солд. депутатов.

При первом сообщении о погроме, члены исполнительного комитета совета раб. и солдатск. депутатов прибыли на место происшествия и пытались увещаниями образумить толпу; однако, в разбушевавшейся стихии их голоса остались неуслышанными. Мало того, некоторые из уговаривавших толпу подверглись избиению: так напр., т.т. Плотников и Зенцов.

Вызов новых воинских частей.

Когда выяснились причины бездействия первоначально вызванных частей и казаков, исполнительный комитет в спешном порядке изменил личный командный состав по охране города, вызвал рабочую милицию и через начальника гарнизона дополнительные вооруженные части из полков.

Для организации новых сил потребовалось около 3-х часов.

К 8 ч. вечера в распоряжении исполнительного комитета был сборный отряд из 80 казаков, 150 солдат и 150 рабочих, которых пришлось вооружить.

Отряду этому, под командой подп. Гребнева было приказано во чтобы то ни стало прекратить погром, в крайнем случае, применением оружия.

Прекращение погрома.

Новым отрядом приблизительно в 10-м часу вечера погром был прекращен.

Образование новых отрядов.

К одиннадцати часам ночи в распоряжении исполнительного комитета было уже несколько воинских отрядов, при помощи которых и была организована охрана базара и города в течение ночи.

Аресты.

В течение всего вечера и ночи, по распоряжению исполнительного комитета производились аресты и отобрание награбленного.

Общее количество арестованных пока не выяснено.

Жертва.

По сведениям исполнительного комитета, некоторые лица пострадали при ликвидации погрома. Лица эти и характер ранений еще не выяснены.

Признание необходимым введения военного положения.

Ночью было признано необходимым ходатайствовать перед командующим военным округом о введении в Уфе и уезде военного положения.

Ходатайство это возбуждено срочной телеграммой, подписанной начальником гарнизона, губернским комиссаром, председателем исп. ком. и председателем военной секции.

Воззвание исполнительного комитета.

… Во имя революционного порядка уфимский ком. совета сол. и раб. деп. постановил:

1) Запретить всякие сборища и митинги, как на улице, так и в закрытых помещениях.

2) Запретить хождение по улице позднее 9 часов вечера без удостоверения совета сол. и раб. деп., а также воинских учреждений.

Всякое неисполнение этого постановления будет пресекаться самыми решительными мерами. С неповинующимися будет поступлено, как с явными врагами революции, которые действуют на руку сторонников Корнилова.

УФИМСКАЯ ЖИЗНЬ.

Страшные часы.

Чтобы обнять весь ужас происшедшего, чтобы понять, какое темное, страшное дело вершилось днем и вечером 12 сентября, надо было присутствовать при разгроме магазина "Лира".

Уже разгромлены почти все магазины тканей, обуви и других предметов массового потребления. Инстинкт разрушения и хищения, присущий толпе, потерявшей человеческое лицо, царит. Грабят несколько десятков, остальные только зрители, но в этой громадной толпе зрителей нет наклонности положить конец разбушевавшейся стихии. Каждый в отдельности осуждает происходящее, но в то же время ясно, что темные, звериные инстинкты довлеют над разумностью и сознательностью.

Как слепые очи, глядят на улицу разбитые окна магазинов.

В магазине "Лира" темнота, еле виднеются темные фигуры. Но вот вспыхивает электричество и освещает внутренность магазина. Там хозяйничают громилы во всю. Грабеж уже не на почве хищничества, а разрушения, одного только разрушения. Шарят по полкам, выбрасывая на воздух кипы нот, бросают на пол граммофонные пластинки, разбивают в щепы музыкальные инструменты. Один из громил бросает на мостовую громадную раму с какими-то портретами, другой откуда-то спрыгивает на пианино и под тяжелыми сапогами проламывается крышка и с жалобным звуком, от которого щемит на сердце, лопаются струны. Бессмысленность происходящего у всех на виду, но если броситься к громилам и закричать: "Что вы делаете? Остановитесь! Станьте снова людьми!" - Эти слова не будут услышаны и только разнузданный инстинкт зверства толкнет толпу на избиение их останавливающего. А толпа зрителей не шелохнется, не двинется на его защиту.

Темное страшное дело творилось на улицах Уфы 12 сентября и нет ему никаких оправданий…

Фильм уфимского историка и краеведа Андрея Егорова "Сказ про то, как дефицит галош буржуазную демократию в Уфе погубил (1917)" 1995 г.

https://www.youtube.com/watch?v=TkHtnT9IHIM

ГРАЖДАНЕ РОССИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ!

Уфимский уездный к-т Всер. земск. союза, изыскивая средства для поддержания духа и самой жизни русских пленных в неприятельском стане, обращается к вам, граждане, с просьбою принять в помощи посильное участие.

Кому не известны те нестерпимые страдания наших отцов, братьев и родственников, которые выносят эти несчастные: жизнь впроголодь, муки стужи и холода в рубищах, телесные наказания, вернее – пытки за неисполнение и ослушание и т.п.

Все это не может не вызвать в нас, конечно, соответствующего негодования и в порыве чувств сострадания заставит откликнуться на нужды страдальцев, раз вы им действительно родня и близкие и не только по крови, но и по высоким правам гражданина свободной страны. Докажите же на деле, граждане российской республики, что сердце русское любвеобильно и отзывчиво к страданиям сородичей, имевших несчастие оказаться в плену и под железной стопой Вильгельма и его сподвижников.

Кружечный сбор назначен на 14-е сентября. Желающие принять участие в сборе благоволят записать в отдел всерос. земск. союза помощи больным и раненым воинам, находящемся на углу Ильинской и Спасской улиц.

ОБЪЯВЛЕНИЕ.

7-го сентября мною в районе Б.-Казанской, Телеграфной и Пушкинской улиц утерян ПОРТФЕЛЬ С ДЕЛАМИ. Нашедшего прошу доставить в камеру военного следователя Казанского военного округа, Приютская улица дом № 2.

ВО ВЧЕРАШНЕМ НОМЕРЕ

нашей газеты ошибочно было помещено объявление от 4 сентября о введении в городе Уфе военной цензуры, как известно, уже отмененной.

Самые интересные новости, заметки и объявления из газет и журналов Поволжья 1917 года читайте на нашем сайте. Продолжение следует.

Читайте о событиях столетней давности в специальном Telegram-канале"Поволжье в 1917 году".