Лёд тронулся. "Самовольные" дачи на волжских островах могут узаконить

Садоводам с волжских островов в Зеленодольском районе, кажется, улыбнулась удача: глава района Александр Тыгин публично заявил, что ищет способ узаконить их дачи. Хотя еще три года назад обладателям полувековых построек для легализации своих прав на имущество Тыгин предлагал только одно решение —​ обращаться в суд. Все суды были проиграны. Но ситуация неожиданно изменилась.

"ЗАСТРОЕННЫЕ ОСТРОВА УЗАКОНЕНЫ БЫТЬ НЕ МОГУТ"

Проблема в том, что правоустанавливающие документы на участки островитян утрачены, либо их никогда не было. Поэтому, когда на первом же заседании рабочей группы, созданной по инициативе главы Октябрьского сельского поселения Александра Дементьева, садоводам предложили собрать правоустанавливающие документы, те поникли духом.

Второе заседение проходило в начале сентября в Зеленодольске с участием чиновников администрации и главы района Александра Тыгина. От этой встречи дачники ничего особенного не ждали, потому что уже много лет просили администрацию Зеленодольского района решить их вопрос, а вопрос не решался. Местная власть желания помочь людям не демонстрировала. Более того — в 2012 году она продала часть островов с участками "островитян" коммерческим структурам, связанным с депутатом Госсовета РТ и владельцем ООО "Производственно-строительное объединение "Казань" Равилем Зиганшиным.

На претензии дачников к действиям своего предшественника Тыгин предлагал только одно — обращаться в суд. Этот путь оказался тупиковым. Садоводов считали самовольщиками.

Вот и сейчас, на заседание председатель СНТ "Алёнка" Галина Колсанова принесла чуть ли не единственный сохранившийся документ — "Единое положение для коллективных застройщиков на островах р.Волги на территории Зеленодольского р-на", утвержденное председателем Зеленодольского райисполкома А. Арслановым в 1974 году. Документ устанавливает правила общежития для коллективных и индивидуальных застройщиков на девятнадцати островах, порядок управления островами, а также назначает председателем общеостровного комитета представителя Зеленодольского райисполкома Клюйкова Виктора Яковлевича.

— Если мы найдем правоустанавливающие документы, все вопросы автоматически исчезают, - оптимистично заявляет Людмила Блатт, заместитель директора по науке ООО "Экосфера", объяснившая свое присутствие на заседании и безвозмездную помощь просьбой министра экологии (она же участвовала в заседаниях рабочей группы в Минэкологии РТ по судьбе засыпанной аффилированными с Зиганшиным структурами территории на Волге).

— О каких правоустанавливающих документах вы говорите, когда есть постановление, которое запрещает строительство на этих островах?! — удивляется юрист из администрации Юлия Нечаева и вместе с начальником архивного отдела Гульнарой Каримовой ссылается на то же самое положение, что и Колсанова.

Мы ни хрена не оформим, если такие бумаги доставать будем

Первый пункт положения гласит, что застроенные острова находятся ниже критического уровня воды в Волге, и, по заключению правительственной комиссии и постановления Совета Министров ТАССР 1973 года, узаконены быть не могут (при этом частью суши они являются при уровне воды с 46 по 52 отметку). А третий пункт запрещает дальнейшее строительство на этих островах.

— Обратно его в архив засуньте, - улыбаясь, советует Тыгин. — Мы из архива достаем, Гульнар, только то, что нам помогает. Мы ни хрена не оформим, если такие бумаги доставать будем.

ИНВЕСТПРОЕКТ БЕЗ АУКЦИОНА ИЛИ ООПТ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Александр Тыгин, глава Зеленодольского района

— Если правоустанавливающие документы найти невозможно, здесь тогда только два пути, — рассуждает Людмила Блатт. — Либо создавать рекреационную местность — ООПТ местного значения с зоной дачной некоммерческой организации-правопреемника дачного кооператива 74 года. Либо прямая норма — личное распоряжение главы региона с внесением в закон какого-то пункта, как мы сделали для ТАИФа сейчас инвестпроект. Как там сделали? Сначала перевели земли лесного фонда 259 гектар [в земли населенных пунктов]. Потом перевели из федеральной собственности в муниципальную. И в земельный кодекс [РТ] внесли норму закона, что без аукциона инвестпроект можно реализовывать на этом земельном участке. Вот ТАИФ сейчас разрабатывает инвестпроект — он уже практически разработан — и без аукциона они берут эту землю (речь, очевидно, идёт о бывших землях лесного фонда, присоединенных к деревне Орёл Орловского сельского поселения Лаишевского района; наше издание рассказывало об этой истории — "Idel.Реалии").

Чтобы избежать аукционов, для островитян, считает Блатт, возможен аналогичный вариант в виде внесения еще одного пункта в республиканский земельный кодекс, "где глава региона своим распоряжением конкретно по этим островам выносит решение, что при наличии схемы расположения островной зоны и доказательств того, что с 74 года там ничего не происходило, кроме этих дачных построек, включить их либо в границы населенных пунктов либо в функциональную зону СХ3 — дачное строительство (зона коллективного садоводства и огородничества — "Idel.Реалии")".

— Всё правильно говорите. Самый лучший вариант, — соглашается Александр с острова "Зеленый". — Но для этого нужна воля руководителя региона.

— По-другому вы даже самостоятельно правила землепользования и застройки не можете поменять, потому что вы в такую зону почему-то все влезли — СХ1 (зона сельскохозяйственных угодий — "Idel.Реалии"), которая законодательно не предполагает никакого изменения вообще. Потому что там, простите, градостроительный регламент не работает, ПЗЗ (правил землепользования и застройки — "Idel.Реалии") тоже нет.

Первое, что нужно сделать, уверена Блатт — в соответствии с методикой поменять бонитет почвы, то есть понизить показатель ее качества, а на этой основе снизить кадастровую оценку земель на островах до средней по району. Это позволит поменять зону СХ1, например, на СХ3.

— Мы же этого не делали никогда, — обращается Тыгин к чиновнику исполкома, удивленному предложенному алгоритму для смены зоны. — Там вообще сельхозземли нет. Какой там, нахрен, бонитет?! Бонитет — для сельхозугодий, где зерно растет. Там никогда не росло. Были заливные луга. Но сельхозугодий там нет в классическом виде.

Законодательно других вариантов — вы хоть десять комиссий создайте — не существует!

— И опять без аукциона [вы можете получить землю] в одном единственном случае, который для вас приемлем, — продолжает объяснять Блатт, — это крестьянско-фермерское хозяйство. То есть если вы все резко организуете какое-то дачное хозяйство, а в Зеленодольске вы сделаете программу, что эти дачные-фермерские хозяйства очень необходимы, для того, чтобы они сами себя обеспечивали там фруктами, овощами, всё это можно сделать. Законодательно других вариантов — вы хоть десять комиссий создайте — не существует!

Правда, признает специалист, даже эти варианты "немного косые". Тыгин на это замечает: предлагать "косые" решения президенту он не готов.

ПРЕДОСТАВИТЬ ЗЕМЛЮ СНТ "В ЧИСТОМ ВИДЕ"

— Мы заинтересованы в том, чтобы узаконить участки и строения, уверяет глава района явившихся председателей островных садовых обществ. — Мы же, кстати, ни одного иска не подали о сносе. Хотя сто процентов — мы бы выиграли. Сейчас нам Юля наштампует восемьсот исков — будет восемьсот решений о сносе. В течение года мы получим все судебные решения. Зачем?! Мы же не делаем этого. Вот с цыганами у нас есть сложность — мы снесли без всяких вопросов. Они там кидались под амбразуры. Не нужно нам этого. Здесь все нормально. Люди законопослушные. Так вышло, что кривая изначально была процедура. Мы готовы работать, шаг за шагом.

— А по нашему вопросу будет как-нибудь решаться? — интересуется Лариса Костромина с острова "Солнечный-2"

— По вашему какому? — спрашивает Тыгин.

— То, что мы проданы "Тиграну" в данный момент.

— Вы решения судов помните?

— Да, помним.

— Мы с вами продули все?

— Девяносто девять процентов.

Они снесут ваши дачи бульдозерами, что ли? Это же война гражданская

— На самом деле я думаю, что если мы найдем цепочку оформления правильного, в какой-то части для вас она окажется даже более удачной. Почему? У вас земля оформлена, есть законный владелец земли на сегодняшний день, — описывает ситуацию глава района, видимо, намекая, что при наличии политического решения "Тигран" землю дачникам вернет. — Наличие владельца земли, с одной стороны, это огромный плюс. Но владелец должен быть лояльный, конечно. Ну, а по большому счету они снесут ваши дачи бульдозерами, что ли? Это же война гражданская.

Еще один вариант предлагают Блатт с Тыгиным почти одновременно. Суть: предоставить землю на аукционе юридическим лицам — образованным на островах садовым некоммерческим товариществам. Земля в таком случае будет предоставляться как бы "в чистом виде", а внутри границ СНТ садоводы будут проводить межевание уже самостоятельно.

— А прокуратура нам скажет: какого хрена торги на землю, на которой есть недвижимость, — рассуждает вслух глава.

— Они же не зафиксированы, — уточняет Блатт.

— Не-не. Там нужна документация БТИ на обследование — факт. Поэтому если хотя бы кто-то из вас потом напишет жалобу прокурору, нас сразу всех… А с другой стороны, аукцион с проданными домами оказался, "Тиграну" продали и никого не посадили!

- Да-да, интересно, почему никого не посадили, - соглашается Костромина (эти вопросы сотни раз с момента продажи островов и части акватории Волги в 2012 году задавали активисты и островитяне, но так и не получили ответа - "Idel.Реалии").

— Более того, даже слова о намытой территории не было, — подтверждает Блатт еще одну непризнанную официальными лицами истину.

— Меня утешает, что не я продавал, — улыбается Тыгин. — Но этот эксперимент я не захотел бы повторить.

"ЕСЛИ ЧЕСТНО, ВЫ, ДАЧНИКИ, НАС ЗАДОЛБАЛИ"

Тыгин просит всю работу проводить публично, всем председателям СНТ (а присутствовали только трое) провести собрания.

- Шестьсот семей (по данным Дементьева, на островах около тысячи участков и шестиста домиков — “Idel.Реалии”) должны будут понимать, что они делают, готовы потратиться на кадастрового инженера — не только дачу свою, но еще и свое общество отмежевать, создание СНТ всех, — перечисляет глава района. — Это гигантская работа.

— На самом деле больше половины ее уже проведена, — уточняет Александр с "Зеленого". — И кадастровые работы, и СНТ созданы.

— Хорошо. Но практика показывает, что всё это — иллюзии. В этом году мы готовы были отдать деньги на дороги, электрику, воду, на мусорные контейнеры. Что вы думаете: кто из дачных обществ поставил себя на кадастр и сделал заявку? Никто. Ни одной заявки надлежащим образом! Мы просто сделали две дороги — в Васильево и в Октябрьский. Ни одной души не заявилось ни на ту, ни на другую программу, потому что никто не встал на кадастр.

И садоводы, и Тыгин признают, что будут среди садоводов те, кто не захочет платить.

Завтра мы ему иск о сносе — хлоп!

— Мы очень легко можем вас разбудить, — обнадеживает глава. — В каждом СНТ сейчас подадим два иска о сносе — махом все проснутся. Как считаете? Вы можете сигнал подать. Вот собрание проведете, самые горластые будут кричать "против" — например, Иванов. Завтра мы ему иск о сносе — хлоп! Иванов что делает? Самый верный ваш друг! Больше всех на собраниях — "за". Сноситься-то не хочется.

Блатт напоминает об еще одной сложности в случае нового предоставления земли. Она заключается в том, что многие участки островитян окажутся в пределах двадцатиметровой береговой полосы. На что Тыгин предлагает пока двадцатиметровую зону "отрезать и отложить". Мол, окажется, что восемьдесят процентов дачников никаких проблем не имеют. Их и надо оформить в первую очередь. А по остальным — работать отдельно.

— Там понадобится “Средволгаводхоз”, потребуется экспертиза экологическая. Потом вопросов куча встанет, в двухсотметровой зоне у кого какой туалет, — перечисляет он.

— Поэтому лучше правоустанавливающие документы найти, — грустно подытоживает Блатт и обещает покопаться в архиве. Между делом выясняется, что садоводы, возможно, искали концы не там. Оказывается, территория в свое время относилась не к Зеленодольскому району, а к Юдинскому, и архивные документы были переданы в Казань.

Разговор неожиданно переключается на мусор. Дементьев предлагает дачникам скинуться на оборудование контейнерной площадки на территории лодочной станции на остановке "774 километр". Представители СНТ “Алёнка” соглашаются поучаствовать, но настаивают, что там их мусора нет.

В целом, как дачное явление, кроме геморроя вы ничего не представляете

— Таких расходов, как в Васильево и в Октябрьском, больше нигде нет за мусор, — с упреком говорит Тыгин. — Мы гребем за вами столько — вы даже представить себе не можете! Если честно, вы, дачники, нас задолбали. Двести дачных обществ — такое количество мусора! Каждый из вас говорит: я плачу. Фигня полная! В целом, как дачное явление, кроме геморроя вы ничего не представляете. Откровенно скажем: платежей с вас никаких, мусора — выше крыши. И каждая больница или УВД — то зарезанный, то отравленный. Нагрузка колоссальная.

Тем не менее глава Зеленодольского района уверяет островитян в своем искреннем желании помочь им легализовать участки и домики и для этого берет на себя работу с республиканскими службами. Главе Октябрьского сельского поселения Дементьеву он поручает наладить взаимодействие со всеми председателями СНТ.

Сами островитяне всё еще с трудом верят в происходящее. И выдвигают версию, что узаконить их участки поручил чиновникам лично Рустам Минниханов - мол, после этого лёд, наконец, и тронулся.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.​