Милли Шура — почти как 100 лет назад

Казань начала XX века

Делегаты съезда Всемирного конгресса татар, прошедшего на этой неделе в Казани, приняли решение создать национальный совет –​ Милли Шура. Именно под таким названием мусульманские народы России в 1917 году создали свой представительный орган, в котором главную координирующую роль играли татарские политики. ​100 лет назад в эти дни (по старому стилю 22 июля 1917 года) в Казани была торжественно объявлена национально-культурная автономия мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири. Произошло это на совместном заседании трех всероссийских мусульманских съездов – II общемусульманского и I военного съезда, I съезда мусульманского духовенства. Все они проходили в эти дни в Казани.

Автономия была внетерриториальной, её органам передавалось право самостоятельно решать вопросы государственной важности в части религии, организации жизни общин, национального образования, национальной культуры и т.д. Национально-культурная автономия могла сосуществовать с любыми другими формами административного территориального устройства государства – в рамках губерний, областей, других новых территориальных автономий. Её власть распространялась на членов мусульманских общин Поволжья, Урала и Сибири, а также центральных российских губерний, Москвы и Петрограда. По замыслу лидеров, на первых порах нация "мусульман тюрко-татар" самоопределялась в рамках национально-культурной автономии и становилась коллективным политическим субъектом.

В этот же день, 22 июля, под руководством одного из российских лидеров мусульманского движения – Садри Максуди – была создана комиссия по выработке основ автономии, объявлено о необходимости создания национального парламента (Милли Меджлиса), и национального правительства (Милли Идарә). После долгого обсуждения местопребыванием органов власти автономии была выбрана Уфа. В течение нескольких месяцев, в условиях горячих революционных событий, общегосударственного кризиса была проделана большая работа по формированию местных и центральных органов, созыва Меджлиса, оформлению Положения об автономии (по сути, Конституции).

Заседание трех мусульманских съездов было названо историческим, а день объявлен праздничным. К сожалению, официально автономия не просуществовала и года. Ее органы власти были разогнаны большевиками к маю 1918 года.

Почему автономия и съезды назывались мусульманскими, но эти события относятся к истории Татарстана и татар? Дело в том, что татары самоорганизовывались в рамках мусульманских общин, а конфессиональное самосознание в основном превалировало над этническим. Татары, как и многие народы страны, находились на стадии формирования, конструирования нации. К тому же, мусульманские народы тесно взаимодействовали, имели общие проблемы и отсюда имели общее политическое движение и руководство в виде мусульманской фракции Государственной Думы и общественно-политического союза "Иттифак". Очень активно и громко прошел 1 всероссийский мусульманский съезд в Москве е в мае 1917 года. Однакок июлю-августу 1917 года движение разошлось уже по "национальным квартирам". Несмотря на некоторое присутствие представителей других мусульманских народов, казанские мусульманские съезды всё же ознаменовали этот переход от общемусульманского к национальным движениям.

Второй и очень важный момент. Национально-культурная автономия послужила отправной точкой для создания в дальнейшем автономной татарской республики (ТАССР). Так, Милли Меджлис уже в ноябре 1917 года на первых своих заседаниях сразу же поставил вопрос о создании территориальной автономии, которая получила впоследствии название "штат Идель Урал" (федеративная демократическая Россия могла состоять из национальных штатов) со столицей в Казани. Большевики не дали создать такую автономию, хотя она должна была формироваться на советской платформе. Лидеры Идель-Урала были арестованы, а мусульманские полки, не желая развязывать гражданскую войну, сдали оружие, не в пику этой идеи большевиками был создан проект постановления о Татаро-башкирской советской республики. Хотя эта идея и не реализовалась. В конечном счете к концу гражданской войны татары обрели свою отдельную республику. Поэтому дата 22 июля важна не только, как важная веха в революции, но и как факт зарождения Татарстана.

Садри Максуди (в центре)

К сожалению, юбилейные торжества посвященные столетию Татарстана, никак не охватывают эти события. Пока забыто в публичном пространстве города имя Ильяса Алкина – председателя мусульманского военного совета и лидера штата Идел-Урал, Газиза Губайдуллина – председателя союза мусульманских учителей, активных деятелей автономии – Ибнеамина Ахтямова, Усмана Терегулова и т.д. Галимджан Ибрагимов, Гаяз Исхаки – пока вопринимаются лишь как писатели, а не как политические лидеры татар. Только в последнее время Татарстан озаботился увековечиванием памяти Председателя Милли Меджлиса Садри Максуди (ему поставлен памятник в сквере "Стамбул" в Казани), идеолога Идел-Урала – Галимзяна Шарафа (отреставрирован его дом), члена Милли Идарэ и первого избранного муфтия Галимджана Баруди. В этом отношении, например, Башкортостан проявляет куда большую заботу об именах революции и основателях Башкортостана.

К сожалению, на съезде Конгресса татар о первой автономии татар практически никак не говорили. Упомянули имя Садри Максуди, но одно из самых важных дел его жизни – создание автономии, осталось за скобками. Очень бы хотелось, чтобы в очередной виток глобальной нестабильности и кризисных процессов в стране, Татарстан встретил свой 100-летний юбилей без особых потерь, и не забывал при этом про исторические повороты своей государственности.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.