Элита Татарстана. Как устроена "Корпорация Татарстан"

Татарстан – элитоцентричная республика: от власти и бизнеса до культуры и религии – всё, что не касается федеральной повестки дня, пронизано её решениями и действиями.

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ

Несмотря на то, что в Татарстане элиты не являются абсолютно монолитными, а разделены на ряд групп, всё же можно выделить её следующие характеристики:

1) Попытки замолчать конфликты как в крупном бизнесе, так и во власти;

2) Этатизм на всех уровнях общественно-политической и социально-экономической жизни Татарстана. Вхождение в политическую элиту автоматически обеспечивает доступ не только к властным, но и к экономическим ресурсам;

3) Моноцентризм и режим ручного управления – ключевые решения (вплоть до прихода иностранных компаний на рынок РТ) принимаются президентом республики. Обязательной является трансляция полной лояльности президенту;

4) Клановость. Среди маркеров: родственные отношения, землячество, опыт совместной работы;

5) Слабое влияние силовиков, их интегрированность в технократический стиль элиты;

6) Полное отсутствие "варягов" в верхних эшелонах элиты. При этом никто из групп не использует арбитраж федерального центра в возникающих противоречиях;

7) Гибкость и умение сглаживать имеющиеся противоречия. Так, ряд участников путча глав 1998 года и их команды возвращались в систему республиканской власти;

8) Абсолютное доминирование мужского пола в составе элиты, несмотря на ряд предпринятых шагов по рекрутированию женщин на должности министров (Талия Минуллина, Лариса Глухова, Эльмира Зарипова).

ЭЛИТА МНОГОЭТАЖНА

Элита многоэтажна – упрощенно это три уровня:

1) Топ-менеджмент: премьер-министр, руководители аппаратов президента и Кабинета министров, руководители ТАИФ, спикер Госсовета;

2) Среднее звено: министры и главы ключевых районов, руководители якорных для РТ предприятий, банков, руководители силовых ведомств;

3) Первичное звено: ряд ключевых замминистров, руководители крупных учреждений, ВУЗов, других крупных предприятий, руководители остальных районов РТ, депутаты Госсовета, работающие на постоянной основе (в т.ч. "старая гвардия"), высшая судебная власть.

Околоэлитарной группой является номенклатура: остальные замминистры, руководители исполкомов муниципальных районов, руководители ГУПов, подведомственных учреждений, крупнейших районных предприятий.

На муниципальном уровне (кроме многосложной модели Казани) в миниатюре воссоздается модель республиканской элиты с характеристиками моноцентричности, ручного управления, этатизма и клановости

Условно можно разделить на представителей кланов"бароны" (братья Миннахметовы, Талия Минуллина) и на одиночных фигур: это бюрократы–"сапоги", т.е. назначенцы по принципу сельского землячества и высокой лояльности, а также бюрократы–"пиджаки", т.е. назначенцы по принципу совместного опыта работы и профессионализма. Есть также и технократы, т.е. назначенцы по принципу компетентности – как правило, они молодого возраста и владеют английским языком. "Пиджаки" и "технократы" – наиболее многочисленная группа чиновников мэрии Казани.

В свою очередь, на муниципальном уровне (кроме многосложной модели Казани) в миниатюре воссоздается модель республиканской элиты с характеристиками моноцентричности, ручного управления, этатизма и клановости.

КАЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЭЛИТЕ

1) Постепенный уход партийной номенклатуры, омоложение элиты.

2) Появление на авансцене детей элиты (Камиля и Тимур Шаймиевы, Радик Миннахметов, Минтимер Мингазов). В этой среде высокую роль играют не родственные, а дружественные связи.

2) Смена политических руководителей – более 80% состава руководителей министерств и ведомств, руководителей районов РТ с 2010 года.

3) Видимое снижение фактора деревенской культуры, повышенное внимание к лучшим международным практикам.

4) Рост числа лиц, принимающих решения, которые приближены ввиду их деловых качеств, невзирая на происхождение и этническую принадлежность, с учетом их безусловной личной лояльности первому лицу.

Компетентность становится важнейшим критерием при рекрутировании элит. Как следствие – рост влияния фактора "опыта совместной работы". При этом дети элиты повально получают хорошее бизнес-образование за рубежом, поступая в зарубежные ВУЗы или проходя соответствующую стажировку (пример – глава АИР РТ Талия Минуллина).

Талия Минуллина (фото: Tatarturk.com)


5) Стремление к технократизму, идеология "Татарстан – успешная бизнес-корпорация".

6) Изменение этнического состава, повышение в составе медийной части республиканской элиты русских: премьер-министр Песошин, министр молодежи и спорта Леонов, министр экономики Здунов, а также руководители структурных подразделений и предприятий группы ТАИФ .

7) Повышение степени интеграции в федеральную элиту. Продвижение среднего и первичного звена элиты в состав федеральной или московской номенклатуры (министр информатизации и связи ​Николай Никифоров, глава Росприроднадзора Артём Сидоров).

Николай Никифоров (слева)


8) Усиление депутатского корпуса, корпуса представителей РТ и лоббистов в федеральном центре.

9) Ослабление влияния ряда элитарных групп (например, экс-вице-премьера Равиля Муратова, Ильшата Фардиева, Вагиза Мингазова, Мухаметшина, Швецова), в ряде случаев уход из политического поля и ослабление экономического влияния (Исхаков, Сагдиев, Семин), появление новых кланов (Егоров, Зиганшин, М.Муратов).

10) Ужесточение управленческой культуры – высокая интенсивность работы, переработки, повышение личной ответственности за результат принятых решений.

"КОРПОРАЦИЯ ТАТАРСТАН"

Известны следующие элитарные группы, формирующие среднее звено и топ-менеджмент "Корпорации Татарстан":

Группа Шаймиева. ТАИФ (1/5 ВРП Татарстана): сыновья Шаймиева, А.Шигабутдинов, Р.Сультеев. Руководитель АП РТ – А.Сафаров. Экс-премьер-министр Халиков. Высокая степень интеграции с группой Минниханова.

Альберт Шигабутдинов

Группа Минниханова. Характеризует высокая степень интегрированности с группой Шаймиева. Кроме родственного клана братьев Минниханова, правой руки Шамиля Гафарова и нефтяного "генерала" Наиля Маганова, сюда входят практически все политические назначенцы последних пяти лет. Среди них особенно стоит выделить Айрата Хайруллина – главу Альметьевского района, экс-помощника президента по экономике (характеризуется как жесткий управленец и технократ) как возможного преемника Минниханова.

Помимо ручного и тотального контроля работы правительства, основных отраслей экономики – контроль "Татнефти", строительного рынка (ПСО "Казань", Равиль Зиганшин, "Асылташ") – это и следующая субгруппа: Ак барс Холдинг (И.Егоров), клан Сорокина ("Связьинвестнефтехим", "Ак барс банк"), субгруппа министра сельского хозяйства Ахметова – тотальный контроль процессов развития АПК и распределения субсидий, аффилированные предприятия АПК.

Равиль Зиганшин (фото: "Бизнес Online")


Группа Миннахметова. "Татспиртпром", фонд газификации, стадион "Казань Арена". Недвижимость, финансовые инвестиции.

Группа Метшина. Контроль Казани и Нижнекамска, строительство, недвижимость, сеть магазинов "Бәхетле" (жена Метшина), сеть кафе и ресторанов. Конкуренция за пост президента (до 2010 года) с группой Минниханова и имевшаяся конфронтация в настоящее время не приводит к элитарным противоречиям. Цементирующим фактором, спасающим от конфликта, остается личность Минтимера Шаймиева и тотальный рост влияния Минниханова на всех властных уровнях республики при неизменившейся степени влияния группы Метшина. Однако здесь кроется зона потенциального разлома с использованием федерального арбитража группой Метшина.

Группы "второго" уровня:

Группа Хайруллина. "Эдельвейс групп" и "Красный Восток агро" на данный момент при снижении политического влияния в самой республике являются крупнейшими землевладельцами в РТ. Изначально являясь протеже Шаймиева (их отец являлся одним из преподавателей Шаймиева), имеют противоречия с субгруппой Марата Ахметова – министра сельского хозяйства. Группа характеризуется высокой степенью интегрированности с федеральной элитой и в потенциале также имеет возможность федерального арбитража в борьбе за власть и экономические ресурсы.

Айрат Хайруллин (фото: inkazan.ru)


Группа Муратова. "УК Просто Молоко" – приобретение ключевого пакета акций компании, тесное взаимодействие с АП РТ через замруководителя ключевого подразделения – департамента АП РТ.

Группа Колесова. Татсоцбанк, "КАН Авто", ЗАО "Элекон", "КОМЗ".

Группа Мухаметшина. Сын: банк "Зенит", банк "Девон", формирование отдельной финансово-промышленной группы.

Фарид Мухаметшин


Группа Абдуллина. Госжилфонд, производство стройматериалов.

Группа Когогина. "КамАЗ" и сопутствующие автономные производства.

Отдельным явлением во втором и третьем эшелонах элиты и околоэлитной номенклатуры РТ является группа КВН-щиков (второе поколение команды "Четыре татарина"):

Владимир Леонов – министр молодежи и спорта РТ, экс-руководитель Дирекции Универсиады.

Владимир Леонов (второй справа)


Фарид Абдулганиев – министр экологии и природных ресурсов РТ.

Линар Закиров – глава Бугульминского района РТ.

Дамир Фаттахов – первый заместитель руководителя исполнительного комитета Казани, ему симпатизирует президент РТ, имеет обширные связи в МВД РТ.

Игорь Сивов – экс-руководитель аппарата исполкома Казани.

Андрей Кондратьев – руководитель исполнительного комитета "Единой России" в РТ.

Важнейшим фактором для сохранения баланса сил в элите РТ является Минтимер Шаймиев​

Околономенклатурную замкнутую группу назначецев-технократов составляют выпускники татаро-турецких лицеев, имеющих высокий интеллектуальный потенциал и выход на консолидированный мелкий турецкий капитал, но не имеющих возможностей для входа в этажи элиты в силу недоверия к ним со стороны ФСБ. Это замминистры образования Тимирхан Алишев, Ильдар Мухаметов, руководитель профильного отдела в Аппарате Кабмина РТ Ренат Заманов, полпред РТ в Азербайджане Альфред Закиров и др. Немало выходцев из лицеев связали себя с развитием собственного бизнеса и работой в крупных иностранных предприятий в Москве.

Стоит подчеркнуть, что важнейшим фактором для сохранения баланса сил в элите Татарстана является Минтимер Шаймиев, ушедший из активного медийного поля, но продолжающий контролировать значительный пул экономических ресурсов и ключевые кадровые назначения (потенциальные разломы Ахметов-Хайруллины-Муратов, Метшин-Фардиев-Минниханов, интересы Гафурова в Елабуге, Татнефть – ТАИФ – Генерирующая компания).

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим то, о чем другие вынуждены молчать.​