"Хыпар", 27 июня 1917 года

"Хыпар" , 27 июня 1917 года, №15
(Крестьянская чувашская газета)
Издание Чувашской секции Союза мелких народов Поволжья
(Перевод с чувашского)

Слушайте, откуда звонит колокол...

...Среди вас сейчас много всяких слухов распространяется. Некоторые голоса чувашам сулят добро, другие – как хитрые лисы – хотят обдурачить чуваша. Кого слушать, за кем идти было бы правильнее? Надо бы это заметить и прийти к общему согласию. Есть среди вас образованные люди для толковых советов. Один из них батюшка из Ораушей Яков Петрович. Он с давних пор хорошо объясняет чувашам про происходящие события. Другой – из села Кошлауши, писарь и учитель Федор Павлович. Сейчас Яков Петрович и Федор Павлович оба трудятся в Тойсинской волости. Русские учителя и русские батюшки ненавидят их, и начали притеснять их во всем. За старания в народном деле этих деятелей русские прямо-таки уж готовы уничтожить. Они ходят по чувашским деревням и распространяют о них разные недобрые слова. Хотят, чтобы чуваши обозлились сами на себя и стали выгонять друг друга.

Народ трудовой! Не слушай дурных людей, распространяющих злые сплетни. Если пойдете за ними, они же потом вдоволь будут над вами смеяться.

Голос (Сасă).

_______________________________________________________________

Примечание.

Яков Петрович Петров – священник, выпускник Симбирской чувашской школы, работал учителем Бичуринского и Дивлезеркинского училищ.

Федор Павлович Павлов – классик чувашской литературы, композитор, драматург.

Так живем мы, цивиляне

...Есть у нас в Цивильской уездной управе специальный человек, приглашенный для просвещения трудового народа. Борисом Маландиным зовут его. Три года он числится в управе лектором, но до сих пор его среди населения не видели. Он не ходил по деревням с пропагандистской целью, а мы ему ежемесячно более 100 рублей платим за его "труды". Он о просвещении людей и не думает. Знает он цедить пиво и редко ходит трезвым, а иногда на народные собрания приходит пьяным. Он повадился ходить в деревню Новые Катеки, знаменитую мастерами домашнего пива. От безделья этот "просвещенец" совместно с австрийскими немцами, живущими в Цивильске, начал распространять мысль о том, что чувашские деревни надо переселить. А сами тайно от народа стали отправлять хлебные запасы за границу. Городские купцы на наш вопрос не отвечают, прикидываются незнайками...

Преждевременно умирать не хочется

Во время весеннего половодья одной жене чуваша и одной жене татарина надо было перейти через воду. Переходить через воду было очень страшно. Жена татарина, боясь переходить, сначала жену чуваша хотела пропустить. Если вдруг жена чуваша в воде утонет, я после нее через воду переходить не буду, думает она. Жена чуваша, видя, что жена татарина не переходит, тоже вперед идти боится. Жена татарина, видя, что жена чуваша боится, спрашивает:

– Почему не переходишь? Переходи, – говорит.

А та, боясь, тоже говорит:

– Сначала ты переходи!

– Переходи ты! – говорит жена татарина.

А та в ответ, смеясь, говорит:

– Ты переходи!

Жена татарина, боясь переходить, хитростью как-то все равно хочет вперед жену чуваша пропустить.

– Мой муж молодой. Если я утону, он будет переживать и плакать.

Жена чуваша отвечает, смеясь:

– Если ты вдруг утонешь, твой молодой муж еще шесть-семь раз сможет жениться. Если я утону, мой муж, не найдя подходящую пару, не женится и будет жить, мучаясь. Жалея его, я вперед не пойду.

Ив. Юркин.

Самые интересные новости, заметки и объявления из газет и журналов Поволжья 1917 года читайте на нашем сайте. Продолжение следует.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.