У деревни Малый Сундырь Чебоксарского района 25 июня состоялся Всероссийский чувашский Ҫимӗк "Хравути поххи". На этот традиционный праздник чувашей сюндырского края прибыли чувашские делегации из разных регионов России и районов Чувашии. В этом году участники торжества стали также частью важного момента – открытия в рамках данного мероприятия двух музеев (Музея суваро-болгаро-чувашской культуры и Музея истории почты и Сибирского тракта), расположенных на территории местного Центра краеведения и туризма "Чемен карти".
"Мы с утра помолились – дождя не будет целый день", – так начал открытие музеев председатель Союза чувашских краеведов Сергей Сорокин. По его словам, они (музеи) будут совершенствоваться, станут интерактивными, чтобы и молодёжи было интересно. Он отметил, что появление этих музеев стало возможным благодаря Виталию Петровичу Иванову, руководителю Фонд историко-культурологических исследований имени К.В.Иванова, Виталию Петровичу Станьялу, руководителю Центрального совета чувашских старейшин, а также заместителю министра культуры Чувашии Вячеславу Оринову. К словам Сорокина Виталий Иванов добавил, что рядом с музеем будет гостиница для туристов, а про самого председателя Союза чувашских краеведов сказал, что он "сделал то, что многим и не снилось, и пусть это его долг, как представителя Союза краеведов, но он выполнил свой долг на миллион процентов".
О том, как появлялись экспонаты музеев, рассказала супруга Сергея Сорокина – Елена Сорокина.
– Первый экспонат появился в 2002 году. Его нашёл наш сын, Андрейка, которому тогда было два года. Это было ядро времен восстания Емельяна Пугачёва. Он нашёл его прямо на улице деревни Малый Сундырь Моргаушеского района. Потом кто-то из знакомых, узнав, что у нас есть в коллекции ядро, подарил нам ещё одно. А сын увлёкся собранием предметов старины. Мы тоже подключились. И у нас постепенно получалась достаточно большая коллекция, и мы стали задумываться о создании собственного музея. Потом подключились жители деревень, в том числе и жители Малого Сундыря, стали приносить нам экспонаты. Некоторые экспонаты мы закупали в разных городах. Например, модели фотоаппаратов. Мы всегда во время поездок старались посещать всевозможные лавки, блошиные рынки и приобретать там что-нибудь для коллекции.
Полгода назад Сорокины совместно с художником Юрием Ювенальевым и его сыном, Сергеем Ювенальевым, придумали концепцию этого музея, сделали эскизный проект и помогли воплотить нашу мечту в жизнь.
Между тем, в праздничную атмосферу "Хравути поххи" ("хравути" — дикий чеснок, распространенный в этом крае; "поххи" — собрание), созданную благодаря ярким костюмам, радостным эмоциям, пышно накрытым столам с яствами и питьём, развлекательным площадкам для детей, песням и танцам, причём не только на сцене, дождь действительно не посмел вмешаться.
Сами участники и гости, в целом, остались довольны торжеством:
Николай Артемьев, староста деревни Малый Сундырь (чув.Станьял):
— Мы всей деревней старались к празднику: готовили национальные блюда и напитки, убирали территорию. Как же может не нравиться этот праздник? Человек не только же работать должен, но и отдыхать душой. Здесь можно встретить, наконец, людей, которых давно не видел!
Евгений Пайманов, токарь (ОАО "Агрофирма Средняя Волга"):
— Захотелось посмотреть на других, увидеть, как ведут себя гости, как ведут себя наши. Оказалось, все равны, все показывают себя с хорошей стороны. Это же интересно. Я сам снимаю, чтобы люди, глядя на фотографии, видели, понимали, как всё происходило.
Справка
Çимĕк (от чув. "ҫимӗҫ" — кушание) — летний праздник, посвященный поминовению усопших родственников с посещением кладбищ. Предположительно, празднование çимĕк среди чувашей распространилось не ранее середины ХVIII в., хотя многие обряды и ритуалы этого праздника восходят к древности. Начинался Çимĕк через три дня после завершения çинçе (чувашский праздник, праздник, приуроченный к летнему солнцестоянию), в пятницу вечером. На следующий день после мытья в бане надевали светлые праздничные одежды и после обеда проводили обряд жертвоприношения духам предков (çураçма хывни), сопровождаемый жертвенным возлиянием и употреблением специально сваренного в культовых целях пива.
Праздник относится к солярному циклу, которому соподчинен лунный. Это день летнего солнцестояния (22 июня). В древнем мире символом çимěк была свастика, вращающаяся против движения солнца. Çимěк справляется от одного до семи дней. Чуваши сюндырского края во время двух недель отдыха "Ҫимӗк" празднуют "Хравути поххи" ("хравути" — дикий чеснок, распространенный в этом месте; "поххи" — собрание), где поминают усопших предков, обсуждают важные коллективные задачи, намечают планы на будущее и т.д.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.