Лица палаточного протеста

Your browser doesn’t support HTML5

В эти дни участники программы соципотеки в ЖК "Салават күпере", не дождавшись сдачи своих домов, организовали палаточный лагерь прямо у стройки. Общими усилиями люди нашли на чем и под чем спать, готовить и есть. Каждое утро кто-то уезжает на работу, детей отвозят в сады. Вечерами жители палаточного городка поют под гитару и баян у костра, вместе ужинают, укладывают детей. За эти несколько дней у них появился комендант и ответственный за пропитание. Кто именно вышел жить на пустой земле и почему - в материале Idel.Реалии.

У Ильназа Шахиева жена и двое детей – мальчик 8-ми лет, девочка 11-ти. Живут они все вместе в квартире в 36 квадратных метра. С 2014 года Ильназ участвует в программе соципотеки и ждет сдачи своего дома. Дети просят у него раздельные комнаты, полноценные рабочие места. Ильназ каждый раз отвечает им, что осталось подождать совсем чуть-чуть, а после этого задается вопросом, каково врать, глядя в глаза своим же детям.

Ильназ Шахиев

– На самом деле "Салават күпере" планировался как город в городе. Планировалось, что многие люди, выбирая чистоту воздуха, тишину, которая здесь присутствует, будут просто переезжать из Казани сюда. Нам обещали сделать здесь транспортную развязку, пустить трамваи, но на деле получается совсем по-другому, – говорит Ильназ.

Нам обещали сделать здесь транспортную развязку, пустить трамваи, но на деле получается совсем по-другому

Причиной проведения такой акции, со слов ее участников, стали события 19 июня. Тогда подрядчик, коим выступает компания "ПСО Казань", должен был сдать дом 11-4, но этого не произошло. На деле он представляет собой бетонную конструкцию, без утеплителя и обшивки. При всем желании, жить там пока невозможно. Глядя на это, активисты "Салават күпере" в качестве протеста решили въехать в палатки прямо у стройки. "Вот и наши новые квартиры", – шутят они про палаточный лагерь.

– Эти люди не должны здесь страдать. Понятно, что они находятся в определенном эмоциональном срыве, но его мы пытаемся сглаживать обстановку, в отличие от тех больших руководителей. На фоне этого у меня вопрос. Почему, видя всё это, ответственные чиновники к нам не приходят, не спрашивают о проблемах? – заявляет Ильназ.

Почему, видя всё это, ответственные чиновники к нам не приходят, не спрашивают о проблемах?

Таких, как он, среди соципотечников много. Все они работники бюджетных сфер без своего жилья, у многих на обеспечении малолетние дети и старшие родственники.

– Есть семьи, где бабушки, дедушки болеют онкологией и переживают, что не доживут до получения квартиры. А эти маленькие дети, по-вашему, когда вселятся сюда, куда уже будут ходить? Сейчас им по три-четыре года, – продолжает Ильназ.

В семье Юлии Шарафеевой шесть человек, среди которых есть онкобольной ребенок. Сейчас они живут в комнате в общежитии на 16-ти квадратных метрах. Младшие дети не ходят в сад, помещение практически не проветривается. Всё из-за того, что ребенок с раком очень подвержен заражению инфекциями. Маленькая простуда уже оборачивалась для него реанимацией. Квартиру в "Салават күпере" Юлия выиграла в ноябре 2016 года, но ее дом все никак не могут сдать.

Юлия Шарафеева

– Казалось бы, у нас всё готово, дом построенный стоит, но вселиться в него мы не можем уже год. Сейчас в нашей комнате на одного человека приходится порядка 2 квадратных метров, это просто поспать, – говорит Юлия практически со слезами на глазах.

Активисты поясняют, что здесь нет простых историй, нет простых ситуаций. "На то мы и соципотечники", – говорят они.

Палаточный лагерь развернулся под березами у стройки 11-го комплекса в "Салават күпере" за несколько часов. Люди нашли палатки, спальные мешки, пенки, кто-то привез котел, кто-то столовые приборы, и вот уже прошло четыре дня. Так мужчины и женщины с детьми еще дошкольного возраста борются за свои квартиры.

– Сейчас здесь где-то 13 палаток. Для всех была организована система питания. Такая акция, конечно же, затрагивает материальные моменты. Многим интересно, откуда здесь эти средства, – сказал Ильназ, – Я привез с дачи свой казан, печь под него, коптильню, шампура: всё, что необходимо для автономной жизни. Каждый сделал то же самое. В плане продуктов, мы просто кинули клич, каждый принес, что смог.

Я привез с дачи свой казан, печь под него, коптильню, шампура: всё, что необходимо для автономной жизни

Среди палаток для сна активисты установили одну большую, с навесом. Там они проводят собрания, едят, укрываются от ветра и дождя. Недалеко от этой палатки разведен костер, за ним следит отдельный человек. За костром полевая кухня. Ильназ признается, что чаще готовит ужины сам. Женщины режут, кромсают, а он закидывает всё в казан и следит за готовностью. По периметру лагеря развешены веревки. На них сушатся детские вещи. Помимо всего прочего активисты организовали уличный туалет, как и положено в полевых условиях.

– Мы организовали всё для автономной жизни, наладили поставку воды, до этого на два дня брали в аренду генератор. Тяготы определенные есть. В понедельник был дождь с градом и мы как раз оказалась под ним здесь. Но держимся, –говорит Ильназ.

В понедельник был дождь с градом и мы как раз оказалась под ним здесь. Но держимся

Комендант палаточного городка Ляйсан Сафиуллина находится там 24 часа в сутки. Девушка следит за сохранностью палаток, регулирует привоз продуктов, контролирует, что кончается и что необходимо докупить. Ляйсан выиграла квартиру в доме 11-4. Именно его должны были сдать 19 июня.

– В очередь на получение квартиры я встала в 2010 году, заключила договор. Через три года я получила право выбора квартиры, а в 2014 году мне должны были её уже сдать. Но меня перекинули на следующий, 2015 год. Как вы видите сами, мой дом еще не достроен, на дворе 2017 год, – сообщила девушка.

Ляйсан Сафиуллина

Работает она в школе с детьми-инвалидами, снимает квартиру, оплачивая и ее, и соципотеку. Ляйсан признается, силы иссякли, так же как и финансы.

Это крик души

– Я вынуждена заселиться в этот палаточный городок. Это крик души моей, чтобы власти, чиновники, подрядчики этого дома обратили на нас внимание, - говорит девушка. – У меня нет слов, только плакать хочется, больше ничего.

Пока взрослые обсуждают проблемы и решают, что делать дальше, дети бегают вокруг городка, играют друг с другом. Но и четырехлетние дети понимают, что происходит вокруг и задаются вопросами, когда это всё закончится.

– Я хочу домой. Я не хочу тут спать, – бормочет девочка лет четырех на вид, пробираясь в палатку.

– Мама сказала, надо еще чуть-чуть подождать, – отвечает ей сверстница.

– Я не хочу ждать, – делится своими мыслями первая.

– Наверное, мы так поможем строителям всё быстрее сделать, – отвечает ей вторая.

Ильназ призывает жителей палаточного городка продолжать акцию. По его словам, прервать – значит сдаться, а они так не могут.

– Все, кто в детстве, юношестве были в походах понимают, что в такой жизни есть своя романтика, и она вселяет надежды на нечто лучшее. Мы хотим передать эту надежду и тем организациям, которые находятся напротив нас, строят дома. Чтобы они прониклись, все-таки достроили, сдали их и в сентябре мы вместе с ними, пожав руки, отметили новоселье, – заявил Ильназ.

Сразу после публикации этого материала стало известно, что ПСО "Казань" отстранили от строительства дома в "Салават күпере".

***

"Салават күпере" – строящийся жилой комплекс, в котором должно быть возведено 1,5 млн кв. метров жилья, в том числе, по программе социальной ипотеки. По замыслу застройщиков, "Салават күпере" должен стать городом со своим деловым и административным центром с населением в 50 тысяч человек. Планируется, что в городе будет построено 22 детских сада, 7 школ, несколько паркингов.

Подрядчики, срывающие сроки сдачи домов - "ПСО Казань", "КамГэс" и "Энергострой", причем, дома в ЖК "Салават Күпере" - не единственный объект, сроки строительства которого срывает ПСО "Казань": срок сдачи стадиона "Самара Арена", который также строит ПСО (к FIFA-2018), был перенесен на 2018 год.

Между тем, генеральный директор ПСО "Казань" Равиль Зиганшин по итогам 2016 года оказался вторым самым богатым депутатом Госсовета Татарстана. В минувшем году он заработал 163,5 млн рублей (в среднем, его ежемесячный доход составлял 13 625 000 рублей) .

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​