Этим летом в Казани началась реформа коммунального хозяйства. Мэрия заявила, что к началу отопительного сезона в 1122 домах должны быть установлены ИТП — индивидуальные тепловые пункты. Переводить свои дома на новую систему снабжения горячей водой согласны далеко не все. Согласно Жилищному кодексу, решение о необходимости установки агрегата должны принять собственники на общем собрании. А по факту люди готовятся к затяжной войне с навязанным им приобретением.
Проспект Победы, 66. Девятиэтажный панельный дом. С середины июня покой его жителям только снится. Причем — в прямом смысле. Реконструкцию здесь предпочитают вести в темное время суток.
Во дворе меня встречают 10-15 человек. Пока мы беседуем, несколько человек собирают подписи у выходящих из подъезда соседей. Подписи — под письмом в управляющую компанию Приволжского района об отказе от ИТП. Еще собираются писать в прокуратуру.
Однажды ночью жители проснулись от странного шума. Вышли во двор. Какие-то люди заливали в подвале бетон. Работали с фонариками. А потом, часов в семь вечера, привезли агрегат. Соседи, среди которых оказались сведущие в энергетике инженеры, сообразили: это и есть индивидуальный тепловой пункт. Те, кто привез его, не смогли объяснить, кто и на каком основании санкционировал установку ИТП.
— Без всякого разрешения разгрузили, собирались тащить ее в подъезд. Никаких бумаг на нее нет. Никаких наклеек на ней! — возмущается Владимир Городецкий.
— Когда металлолом привезли? — уточняет он у соседки.
— В четверг, а в пятницу мы бузили, — приходит ему на помощь Гульшат Хамидуллина. — Спрашиваем: как вы в подвал полезете? Кто вам разрешил? Может, вы взрывчатку привезли. Обежали соседей. Человек 60 собралось. При нас ее разобрали в девять часов и увезли. Пока не увезли, мы стояли.
Соседи вызвали участкового. Он, рассказывают жители, постоял и ушел. Тогда люди сами опломбировали подвал.
За несколько недель до этого события во дворе состоялся сход. На нем некий молодой человек сообщил: в доме установят ИТП и что решение якобы уже принято. Когда жильцы поинтересовались, кем оно принято, молодой человек заявил, что у него имеется протокол общего собрания собственников, где 65 процентов высказались "за".
— Это ложь! — хором уверяют соседи. Как должно проводиться общее собрание собственников, расписано в Жилищном кодексе РФ. Однако ни уведомлений, ни бланков голосования, ни выборов председателя и счетной комиссии, ни ознакомления с итогами — ничего этого не было.
Впрочем, уточняют жильцы, если через несколько месяцев протокол всё же "всплывёт", они не удивятся. Поэтому работают на опережение.
Фучика, 75. Еще одна панельная девятиэтажка. Жительница этого дома Ирина Лихтенштейн рассказывает, что общее собрание провели в апреле. С пяти домов собралось человек 25.
— Там был жуткий зёв. Народ вопил, что масса других проблем. И зачем нам нужен ИТП, народ не понял. Я задала несколько вопросов инженеру Казанской теплосетевой компании. Он сказал, что будет экономия. Заверил, что поставят счетчик тепла и погодный регулятор. Но у нас и так есть. При этом цены безумные.
Так и не разобралась, за счет чего вода будет подниматься на девятый этаж.
Тогда стали запугивать, что если не проголосуют, то дом останется без горячей воды. Или — что платить придется дороже.
— Кстати, почему-то тепловыми пунктами не оборудуют "хрущевки".
Очное собрание признали несостоявшимися. На следующий день волонтеры принесли бюллетени заочного собрания. В качестве источника финансирования в бюллетене было указано “средства капитального ремонта и другие источники”. Также предлагалось утвердить смету расходов.
— Я сказала, что хочу увидеть смету. Ее нет. А что мы утверждаем? Потом ее сделают.
Вы, бабушка, не волнуйтесь и подпишите
Не было выборов счетной комиссии и сроков.
— Я позвонила в управляющую компанию. Мне сказали, что считать будет комитет ЖКХ. Мол, вы, бабушка, не волнуйтесь и подпишите.
Подписать предлагалось протокол общего собрания итоговый документ. В нем Ирина Лихтенштейн значилась почему-то председателем собрания.
— Почему в протоколе нет цифр? "Комитет потом поставит. Это же только формальности". У нас вся жизнь из одних формальностей. Но деньги платим настоящие.
Мы же не голосовали. Мы не знаем, мы рабочие
В начале июня рабочие привезли ИТП.
— Выхожу из дому, какие-то мужики тащат железяку. Что такое? Вот будем ставить ИТП, Мы же не голосовали. Мы не знаем, мы рабочие.
Лихтенштейн пыталась выяснить судьбу протокола общего собрания, который, согласно Жилищной кодексу, должен был быть вывешен на всеобщее обозрение. В управляющей компании ее заверили, что у них документов нет, они у инициатора собрания — в Комитете ЖКХ (хотя в управляющей компании должен храниться один экземпляр). В Комитете ЖКХ сказали, что протоколов в их ведомстве слишком много.
— Нарушений по поводу проведения собрания накапливается на судебный процесс, — заключает Лихтенштейн. Прежде чем судиться, хочет посмотреть, во что выльется установка ИТП. В экономию не очень верит.
Официальные источники гласят: решение о модернизации системы горячего водоснабжения перевод — необходимость. "Cитуация с состоянием сетей горячего водоснабжения в Казани близка к чрезвычайной", сообщает сайт мэрии Казани. Износ сетей и (центральных тепловые пунктов (каждый обслуживает несколько домов – "Idel.Реалии") "равен 70%, что означает практически необратимую ситуацию". На их восстановление, утверждаетcя в мэрии, "необходимо 3,7 млрд рублей".
Непонятно: чем новая система окажется лучше старой?
"Действующие тарифные ограничения позволяют обновлять ежегодно лишь четыре процента сетей", а минимальный объем, "позволяющий поддерживать состояние коммуникаций на том же уровне – семь процентов". "Без проведения срочной модернизации через три года эти трубопроводы будут массово выходить из строя". Программа модернизации горячего водоснабжения сформирована при поддержке президента Татарстана Рустама Минниханова. Он же поручил завершить ее к 15 сентября.
Если всё так плохо, почему собственники — а согласно Жилищному кодексу РФ решение именно за ними, а не за чиновниками — против? Потому что непонятно: чем новая система окажется лучше старой? Кто даст гарантию, что ИТП не начнут массово выходить из строя и люди не останутся без горячей воды? Кто произвел их? Когда? Где? Кто будет следить за их состоянием? Насколько они безопасны? Не будет ли шум мешать тем, кто живет на первых этажах? Непонятно, во сколько модернизация (сейчас и в перспективе) обойдется каждому конкретному домохозяйству? Непонятно, почему сети оказались в таком катастрофичном состоянии, если кубометр горячей воды стоит больше ста рублей? Кто и как тратит эти деньги? Официальные цифры — предельно общие.
Наконец, кто окажется в числе выгодоприобретателей этой модернизации? Собственники квартир в казанских многоэтажках подозревают, что не они.
Интересующие жильцов вопросы "Idel.Реалии" адресовали в пресс-службу мэрии Казани. В установленный законом семидневный срок ответа мы не получили.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.