День вкладчика ТФБ Финанс. "Хәерле иртә! Вы про нас забыли?"

Вкладчики ИК "ТФБ Финанс" в Прокуратуре Татарстана

Вкладчики ИК "ТФБ Финанс" в Прокуратуре Татарстана

Вот уже пять месяцев клиенты Татфондбанка, Интехбанка и инвестиционной компании "ТФБ Финанс" пытаются вернуть свои деньги. Они ходят к чиновникам, пишут письма, стоят в пикетах и участвуют в судах даже как простые слушатели, главное — вернуть деньги. Корреспондент "Idel.Реалий" провел день с клиентами инвесткомпании и банка.

ПИКЕТЫ И СУДЫ

Ровно в семь утра один из вкладчиков ТФБ Финанс стоит напротив здания кабинета министров Татарстана с плакатом "Хәерле иртә! Вы про нас забыли? ДУшники ТФБ". Таким образом они пытаются привлечь внимание президента Татарстана и просят защитить их в судах, так как за последние три дня не было принято ни одного положительного решения (о признании вкладчиков "ТФБ Финанс" обычными вкладчиками Татфондбанка).

Бессрочная акция началась вчера, 4 мая. Каждый день с 7 до 13 часов, сменяя другу друга, будут стоять вкладчики с доверительным управлением. Они уверены, что откуда-то из Кабмина пришла команда — распоряжение о том, чтобы суды вставали на сторону АСВ, Центробанка, Татфондбанка и инвесткомпании, а не вкладчиков. Именно поэтому они вышли на пикет на площадь Свободы, чтобы "автор распоряжения" всё услышал и изменил свое решение.

Всего за эту неделю (со 2 по 5 мая) Вахитовский суд рассмотрит более 130 исков.

Они уверены, что откуда-то из Кабмина пришла команда — распоряжение о том, чтобы суды вставали на сторону АСВ, Центробанка, Татфондбанка и инвесткомпании, а не вкладчиков.

За последние несколько дней суд отказал в 40 исках, еще в 30-и случаях суд перенес рассмотрение на другой день. Только вчера Вахитовский районный суд рассмотрел 41 иск клиентов "ТФБ Финанс", 10 из них поддерживаются прокуратурой РТ, информация опубликована на сайте суда. По семи искам решение еще не появилось на сайте, 24 заседания отложили, а по 10 принято решение об отказе.

Сегодня в Вахитовском суде прошло 20 дел по искам клиентов инвесткомпании. 11 из них отложили, по трем вынесли решение об отказе, а по шести искам еще нет информации на сайте суда.

Как отмечают вкладчики, большинство заседаний идут не более пяти минут, за это время судья успевает принять решение об отказе. Кроме того на заседания не приходят представили Агентства по страхованию вкладов, самой инвестиционной компании, Центробанка и Татфондбанка, как это было ранее.

Напомним, 15 марта суд начал процесс по рассмотрению исков прокуратуры Казани к инвестиционной компании "ТФБ Финанс" и Татфондбанку. Надзорное ведомство в начале марта обратилось с двумя исками в суд. Прокуратура решила оказать помощь лишь гражданам, которые в силу возраста, состояния здоровья и недееспособности не могут обратиться в суд сами. Она просила суд признать два договора расторжения вклада Татфондбанка недействительными и включить двух вкладчиков "ТФБ Финанс" в реестр АСВ, что судья и сделал.

Большинство заседаний идут не более пяти минут, за это время судья успевает принять решение об отказе

Прокуратура заявляла, что если судебные процессы будут выиграны, то все остальные вкладчики смогут расчитывать на успешное включение в реестр АСВ. Всего в компании 1 800 вкладчиков с доверительным управлением. Как заявляют власти, 420 вкладчиков смогли получить свои деньги назад, однако никто из остальных вкладчиков не знает, кто эти люди.

ПРОКУРАТУРА

События последних дней вызвали бурную реакцию среди клиентов инвестиционной компании. После этого они твердо решили начать действовать снова. Так, сегодня в 10:30 около трех десятков вкладчиков с доверительным управлением пришли на прием к заместителю прокурора Татарстана Марату Долгову. Женщина, помощник прокурора, попросила собравшихся подождать и пока написать список пришедших с ФИО и адресом проживания.

— У нас завтра дежурить некому. Кто сможет? — спрашивает женщина средних лет, держа в руках блокнот со списком.

— Я смогу, — неуверенно отвечает ей другая.

— Вас как зовут?

— Надежда.

— Всё, на завтра полный состав!

— Но я смогу только на час с машиной, потом муж уже не сможет, — поправляет организатора женщина.

— Так, нужен кто-то с машиной!

— А для чего?

— Ну если меня заберут, пока я на пикете, то кто-то должен об этом знать! — поясняет она.

Если меня заберут, пока я на пикете, то кто-то должен об этом знать!

После ожидания в тесной приемной к собравшимся вышла помощник прокурора и заявила, что Долгов принять их сегодня не сможет — ему срочно нужно ехать. Но предложила прийти в следующий четверг, 12 мая. Клиенты пояснили, что ждать им нельзя, каждый день на счету — решения суды принимают сразу десятками в день. Женщина вновь удалилась за дверь.

Через пять минут она вернулась и сообщила, что их примет помощник прокурора Ильдар Альменев и сразу предложила войти внутрь.

— Добрый день! Меня зовут Ильдар Альменев.

— Мы к вам по поводу того, что суды стали занимать совершено другие позиции по нашим искам, — начала активистка Майя Шубина.

— Как будто выключатель переключили! — дополняет пожилой мужчина.

— Мы от своей позиции не отказываемся. Как только получим решение суда, так мы всё детально изучим и будем обжаловать [в Верховный суд Татарстана]. У нас над этим работает целый судебный отдел и ряд других сотрудников. Для нас это очень важно. Прошу только набраться терпения. Есть у кого решение есть на руках. Можно копию снимем?

— Заседания идут по 5 минут! У меня есть решение, — отвечает ему женщина, заявляя, что у нее глаукома и ей бы не помешала помощь прокуратуры.

— А у вас есть инвалидность?

— Нет, но я не вижу на один глаз, второй тоже совсем плох, — женщина плачет.

— Мы не можем выступать заявителями в судах, только защищая инвалидов и пожилых, — пояснил прокурор.

— У меня мужу 69 лет.

— В письменной форме напишите о вашей ситуации, — просит прокурор.

— Почему у судов изменилась позиция? — интересуется один из вкладчиков.

— Мы не знаем, мы работаем только по факту. Давайте политику не будем смешивать.

Решения суды принимают сразу десятками в день

Мы в этот вопрос зашли и будем доказывать. Мы будем смотреть какие доводы привёл суд. Те, кто не через прокуратуру работает, тем нужно дождаться того, какие мы контраргументы разработаем и после этого тоже обжаловать, — рассказывает прокурор.

— По информации наших источников из прокуратуры, вы все получили в тык, поэтому теперь не защищаете нас. Это так? — спрашивает Майя Шубина.

— Мы взялись за этот вопрос и будем доводить его до конца. Мы не кормим никого обещаниями. Какое ещё решение? Его нет. О какой команде идёт речь? Мы не входим в кулуары суда. У нас не меньше вопросов, чем у вас. Прокурор ничего не решает, решает суд.

Тут клиенты инвесткомпании стали рассказывать прокурору о том, как проходили некоторые из судов. Например, одна из судей прямо на заседании заявила о том, что представители прокуратуры "очень слабые" или о том, как один из клиентов Тимер банка не смог получить поддержки прокуратуры.

— Старичок, совсем недееспособный. Он клиент Тимер банка. Обратился в прокуратуру, его защищал прокурор Уразбаев, он просто взял и использовал типовой иск, как по нам. На первом заседании он понял, что ошибся и попросил перенести заседание, чтобы уточнить исковые требования. Судья согласился, а на второе заседание прокурор просто не пришел. Судья принял решение отказать в удовлетворении иска. Старичок ничего и не понял, — рассказывают активисты.

— Этот вопрос мы решим, спасибо, — ответил прокурор.

Сотрудница инвесткомпании заявила, что их обучали делать так, чтобы у клиентов не было сомнений — их вклады застрахованы

Также клиенты инвесткомпании рассказали, что представители ответчиков перестали приходить в суды, зато на суд пришла свидетель — операционистка, которая и заключала договор о доверительном управлении. Они рассказали, что сотрудница инвесткомпании заявила, что их обучали делать так, чтобы у клиентов не было сомнений — их вклады застрахованы.

— Даже свидетель была. Ответчики не пришли, а решение в итоге судья принимает в их пользу, — рассказывают активисты.

— А прокуратура будет защищать клиентов и в апелляции, в кассации?

— В апелляции, да. А на счет кассации, давайте не будем забегать вперед, — пояснил прокурор.

— Мы уже и до Гааги хотим дойти!

— Минниханов нас признал обманутыми, Здунов заявляет, что работает над проблемой, прокуратура нас защищает. Но вы все выглядите как обещуны, которые ничего другого кроме обещаний не делает, — заявила Майя Шубина.

— Давайте не будем вмешивать сюда политику. Не надо тут всё смешивать. Мы работаем, не торопитесь. Вы говорите с человеком, который приложил руку к составлению иска. У нас есть своё видение. Мы считаем, что было введение в заблуждение. Возбуждены уголовные дела.

— Мы за деньги наши будем грызть землю! Мы будем продолжать! Поедем к Путину, в Париж. Будем на Сабантуе с плакатами стоять!

Мы уже и до Гааги хотим дойти!

У клиентов оказалось очень много вопросов к прокурору. Но не на все он смог ответить, пообещав, что в четверг обязательно пригласит всех компетентных, в том числе и тех, кто занимается уголовным делом. "Я вам сейчас примерно скажу, а потом журналисты, которые здесь присутствуют, напишут, что прокуратура не владеет ситуацией", — пояснил он.

ШАЙМИЕВ

— К нам никто не выйдет из дворца Шаймиева? — интересуется Сария апа — активистка так называемых "дробильщиков" (те, кто за несколько дней до введения моратория в Татфондбанке в декабре прошлого года разделил свои вклады на несколько), стоя с российским флагом перед входом в резиденцию президента Татарстана в Казанском кремле.

— Нет. Флаг уберите, — заявил сотрудник полиции, вышедший к ней.

— А что с российским флагом нельзя?

— У вас же не просто российский флаг — там что-то написано (написано на нем "Против преступности и беззакония", так называется общественное движение местного активиста Дмитрия Бердникова).

— Уберем, как к нам выйдут, — женщина начинает кашлять. — Уф, всё хожу по улицам и заболела.

— Не выйдут к вам. Вы кто такие?

— Вкладчики Татфондбанка.

— А, вкладчики. Сообщу. Выйдите отсюда.

Сария апа и еще несколько пожилых женщина уже в третий раз пытаются попасть на встречу к госсоветнику Татарстана Минтимеру Шаймиеву. Каждый раз экс-президента не оказывалось на месте. Также случилось и в этот раз. Мужчина, представившейся командиром отдельного батальона по охране объектов органов власти Татарстана при МВД РТ, заявил, что Шаймиев в Казани, но не на месте, а президент Татарстана Рустам Минниханов в отъезде на несколько дней.

Вам лучше уйти, иначе вас задержат

— Давайте, вы не будете здесь стоять, — начал он. — Вы тут как минимум три закона нарушаете. Вы, во-первых, проводите здесь несогласованную акцию — митинг, нарушая 54-й федеральный закон. Во-вторых, есть аналогичный закон в Татарстане. А еще, в-третьих, проводить публичные мероприятия на территории музея-заповедника — запрещено.

— У нас не митинг. Мы ничего не нарушаем.

— У вас просто акция с требованиями? — иронизирует начальник батальона. — Незнание закона не освобождает. Я вас всех прекрасно понимаю. У нас у сотрудников тоже были там деньги, у нас зарплатные карты в ТФБ были. Я когда вас вижу, всегда думаю о своей маме, которая также могла бы стоять где-то, не зная, что нарушает закон. Вам лучше уйти, иначе вас задержат.

— Давайте, мы свернем флаг, но не уйдем. Мы ничего не нарушаем, мы просто просим с нами встретиться, — отвечает Сария апа.

— С вами может встретиться только Зубаржат Фазулшина — глава отдела приема граждан, — пояснил начальник батальона.

— А что нам с ней встречаться? Она ничего нового не скажет, — отрезала одна из женщин.

— А толку-то? — согласилась с ней Сария апа.

— А что только, что вы тут стоите? — поинтересовался начальник. — Давайте, пойдем. Не кричите, иначе вас заберут.

Мы никому не нужны, ни партии, ни России. Может мы Америке нужны?

Сария апа кашляет, возмущается, но всё же соглашается идти.

— Пусть увозят. Мы никому не нужны, ни партии, ни России. Может мы Америке нужны? Но она не нужна нам. Мы любим Россию и хотим жить здесь — у нас здесь всё. Не нужна нам Америка.

— Мы вам помочь не можем, только сделать так, чтобы вы закон не нарушали, — отвечает ей начальник управления, подталкивая в сторону приемной президента Татарстана.

Корреспондент "Idel.Реалии" не пошел на прием с клиентами банка, но позже они рассказали, что ничего по их проблеме "им вновь не сказали".

МИНЭКОНОМИКИ

— Бесполезно ходить! Бесполезно! Никто ни одной копейки не получит! Сволочи! Я стала задавать вопросы, а они мне сказали, что если я продолжу, то они меня выкинут, — громко рассказывает в фойе женщина, попавшая на встречу в Минэкономике Татарстана, тем, кто туда не попал, опоздав. — Сказали, что иски прокуратуры, как будто написаны учителем первого класса — всё неправильно. Вот так. Никто ничего не получит! Сейчас спустятся, вам все расскажут.

— Короче говоря, ничего не получим.

— Я может что-то не так поняла, уже бабушка старая.

— Вы обычно всё правильно понимаете, — успокоила ее другая женщина.

Встреча в министерстве с чиновниками и прокуратурой (ее представлял все тот же Ильдар Альменев) началась в 15:30. Шла она почти полтора часа. После встречи члены инициативной группы рассказали о ее исходе.

— Если коротко, то всё это время говорили о судах и о том, что идут отказы по искам. Были люди, конечно, которые перебивали и рассказывали свои личные истории. Они нам говорят, что другого варианта нет — подавайте в суд и обжалуйте. Это всё. Ничего конструктивного. Сказали, что завтра у них в кабмине совещание и они донесут там об этой проблеме. Кому именно — не сказал, но пообещал, что позвонит завтра после обеда расскажет об итогах и назначит новую встречу. Сказали еще, что были в шоке, когда мы им позвонили и рассказали об этой ситуации. У них схожая позиция с прокуратурой — получить решения, изучить и обжаловать, — рассказала активистка Анастасия Кузнецова.

После встречи в Минэкономики Татарстана вкладчики ТФБ Финанс разговаривают с Андреем Афониным, гендиректором Фонда поддержки предпринимательства Республики Татарстан

Итогами встречи с чиновниками вкладчики остались недовольны. Завтра утром, в 7 часов, напротив Кабмина будет стоять человек с плакатом "Хәерле иртә! Вы про нас забыли? ДУшники ТФБ".

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​