В Татарстане продолжается расследование уголовного дела в отношении неустановленных сотрудников Агрызской районной больницы, действия которых, по версии следствия, привели к смерти 37-летнего Александра Бондаря. Его тетя – Марина Шестакова – рассказала "Idel.Реалии", что родственники пытались перевести Бондаря в соседний Ижевск, однако сотрудники Агрызской ЦРБ якобы заявили, что "не дружат с удмуртами". Представляющий интересы родственников скончавшегося юрист Андрей Сучков сообщил, что во вторник ознакомится с результатами судебно-медицинской экспертизы, однако уже сейчас известно – вина медработников в смерти Бондаря подтвердилась. Осталось выяснить, кого именно привлекать к ответственности.
– Я хотела перевести Сашу в Ижевскую больницу. В Агрызской центральной районной больнице в ответ на это сказали, что они с удмуртами не дружат, поэтому транспортировать его отказались. Кроме того, медработники сообщили, что Саша якобы не был транспортабельным и переводить его нельзя. В тот же день, когда мы хотели отвезти племянника в Ижевск самостоятельно, в Агрызской больнице его перевели из реанимации в обычную палату, где он переночевал, а утром от кровотечения потерял сознание, впал в кому, его прооперировали, но уже безуспешно – Саша умер, – рассказывает тетя Александра Бондаря Марина Шестакова.
37-летний Александр Бондарь, отец троих детей скончался 24 ноября 2016 года в ГАУЗ "Агрызская ЦРБ" в результате язвенной болезни желудка, осложнившейся массивной кровопотерей.
– Саша все время боялся меня побеспокоить, поэтому он мне толком о своей болезни и не говорил, – продолжает Марина Шестакова, проживающая в Ижевске (около 40 км от Агрыза).
Бондаря госпитализировали в Агрызскую районную больницу лишь с третьего раза – до этого медработники отказывались принимать пациента. До этого "скорую" Александру Бондарю вызывали дважды – 11-го и 14-го октября 2016 года. 11 октября Бондаря вовсе отказались везти в больницу, а 14-го все-таки доставили, но так и не госпитализировали.
Лишь 29 октября, когда Бондарь в 11 часов вечера потерял сознание на улице, бригада "скорой помощи" привезла его в Агрызскую райбольницу и госпитализировала. "И то это сделала фельдшер, поскольку заведующий хирургическим отделением Алексей Шадрин и на этот раз брать его не хотел", – констатирует Марина Шестакова.
***
Через полтора месяца после смерти Александра Бондаря, 12 января этого года, заместитель руководителя Менделеевского межрайонного следственного отдела СУ СКР по РТ вынес постановление о возбуждении уголовного дела в отношении неустановленных лиц по ч.2 ст. 109 УК России – причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей.
Следователи установили, что 11 октября прошлого года бригадой скорой медицинской помощи ГАУЗ "Агрызская ЦРБ" Бондарю "была оказана неквалифицированная медицинская помощь и не было принято решение о его госпитализации". Что касается 14 октября, то следователи констатировали: медработниками Агрызской районной больницы "было отказано в оказании квалифицированной медицинской помощи и не было принято решение о госпитализации Александра Бондаря".
Следствие выяснило, что с момента госпитализации до 24 ноября 2016 года "неустановленные работники ГАУЗ "Агрызская ЦРБ" ненадлежащим образом исполняли свои профессиональные обязанности по лечению Александра Бондаря и не приняли своевременные меры к операционному вмешательству". Смерть Александра Бондаря, по мнению следователей, также наступила "вследствие ненадлежащего исполнения неустановленными работниками ГАУЗ "Агрызская ЦРБ" своих профессиональных обязанностей".
***
Тетя Бондаря – Марина Шестакова – вспоминает, что после того, как его племянника отправили домой, отказавшись госпитализировать, медики сказали ему сходить в поликлинику и сделать ФГС. "Я не могу это объяснить! У Саши был гемоглобин 35 (у здорового мужчины это значение колеблется от 130 до 140 – "Idel.Реалии"). Видимо, в Агрызе так: у кого есть деньги – тех лечат, а у кого нет – не лечат", – раздраженно говорит Шестакова.
Проживающая в Ижевске Шестакова всеми силами пыталась перевести племянника на лечение в Удмуртию, но сотрудники Агрызской районной больницы, по словам женщины, отказывали ей в этом. Так, продолжает Шестакова, она договорилась с руководством больницы в Ижевске, чтобы ее племянника лечили именно там. Сестра Александра Бондаря обращалась к руководству Агрызской больницы, чтобы те предоставили карету "скорой помощи" для перевозки брата, но свободных машин в больнице не оказалось.
– Через некоторое время хирург Алексей Шадрин сообщил сестре, что Саша переведен в палату, где он за ним будет наблюдать, а через два дня мы сможем его увезти на такси в ту больницу, которую хотим. Но увезти мы не успели, потому что на следующий день Саша скончался, – рассказывает Марина Шестакова.
Уже после смерти Александра Бондаря его сестра обратилась с жалобой в Министерство здравоохранения Татарстана. Шестого января этого года из министерства пришел ответ. В нем говорится, что была проведена внеплановая документарная проверка оказания медицинской помощи Бондарю. В результате проверки "выявлены дефекты, в том числе недооценка тяжести состояния пациента и недооценка результатов объективного обследования, которые привели к задержке оперативного вмешательства".
В Минздраве РТ также сообщили, что 11 ноября 2016 года заведующий отделением абдоминальной хирургии ГАУЗ "РКБ МЗ РТ" по телефону проконсультировал сотрудников Агрызской райбольницы и рекомендовал провести оперативное вмешательство, "которое было выполнено в ГАУЗ "Агрызская ЦРБ" несвоевременно".
Также в Минздраве РТ дали понять, что рассматривается вопрос о применении мер дисциплинарной ответственности в отношении главного врача, его заместителя по медицинской части, заведующего хирургическим отделением и врача-хирурга, оказывавшего медицинскую помощь Александру Бондарю.
Марина Шестакова рассказала "Idel.Реалии", что уже после смерти ее племянника к ней дважды приезжали главврач Агрызской райбольницы и заместитель по медицинской части.
– Они просили прощения. С самим хирургом Алексеем Шадриным я не разговаривала, но когда я задала вопрос главврачу Андрею Шубину, по какой причине Сашу сразу не госпитализировали при таком гемоглобине, когда он шел домой и терял сознание: потому что у него денег не было вам заплатить? Потому что он одет был не очень богато? Потому что вы не думали, что за него есть, кому заступиться? Они просто опустили вниз глаза и молчали, – рассказывает Шестакова.
По словам главврача Шубина, вспоминает их разговор Шестакова, его после случившегося вызвали в Минздрав Татарстана и сообщили, что он уволен. "Но у меня есть информация, что Шубин устраивается то ли в Набережные Челны главным врачом, то ли куда. Его просто переводят", – констатирует Марина Шестакова.
***
"Idel.Реалии" направили запрос в Министерство здравоохранения Татарстана и просили уточнить, соответствует ли действительности информация об увольнении главврача, был ли кто-то еще привлечен к дисциплинарной ответственности, случались ли аналогичные случаи в Агрызской райбольнице, с чем был связан запрет на перевод Бондаря в Ижевск и проводили ли дополнительную проверку в Минздраве РТ после случившегося.
В пресс-службе министерства были лаконичны: "Министерством здравоохранения Татарстана в рамках ведомственного контроля завершена проверка соблюдения порядков и стандартов при оказании медицинской помощи пациенту Бондарю А.А. в ГАУЗ "Агрызская ЦРБ". Акт проверки направлен в Менделеевский межрайонный следственный отдел СУ СК России по республике Татарстан. Окончательное решение о признании виновными медицинских работников принимают правоохранительные органы". О каких-либо подробностях в Минздраве говорить отказались.
Однако, согласно официальному сайту ГАУЗ "Агрызская ЦРБ", главный врач в больнице все-таки сменился – на данный момент исполняющим обязанности числится Эдуард Овчинников.
В начале марта министр здравоохранения Татарстана Адель Вафин привел статистические данные, согласно которым в 2016 году "по качеству оказания медицинской помощи было заведено 39 уголовных дел, из них шесть передали в суд".
– Вместе с тем, позиция Минздрава была обозначена на одной из коллегий – мы не защищаем честь мундира – наши служебные расследования мы всегда проводим объективно, с привлечением экспертного сообщества. По их результатам материалы передаются, в том числе и в СК, но что самое главное – принимаются управленческие решения, – отметил тогда Вафин.
Сотрудничающий с правозащитной организацией "Зона права" юрист Андрей Сучков, представляющий интересы жены Александра Бондаря, рассказал "Idel.Реалии", что во вторник, 11 апреля, поедет в Агрыз и ознакомится с результатами судебно-медицинской экспертизы.
– Следователь сообщил, что согласно экспертизе, вина медработников подтвердилась. Теперь осталось понять, кого конкретно привлекать к ответственности, – отметил Андрей Сучков.
Марина Шестакова констатировала, что это будет выяснять следователь. "Я хочу, чтобы все эти руководители пошли работать обыкновенными врачами, чтобы не решали судьбы. А в больницу я хочу нормального главного врача. Конечно, смысла их сажать особого нет – это не принесет удовлетворения – Сашку-то все равно уже не вернешь", – заключила Шестакова.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.