"Смысла их сажать особого нет – Сашку-то все равно уже не вернешь"

Александр Бондарь. Фото из семейного архива

В Татарстане продолжается расследование уголовного дела в отношении неустановленных сотрудников Агрызской районной больницы, действия которых, по версии следствия, привели к смерти 37-летнего Александра Бондаря. Его тетя – Марина Шестакова – рассказала "Idel.Реалии", что родственники пытались перевести Бондаря в соседний Ижевск, однако сотрудники Агрызской ЦРБ якобы заявили, что "не дружат с удмуртами". Представляющий интересы родственников скончавшегося юрист Андрей Сучков сообщил, что во вторник ознакомится с результатами судебно-медицинской экспертизы, однако уже сейчас известно – вина медработников в смерти Бондаря подтвердилась. Осталось выяснить, кого именно привлекать к ответственности.

– Я хотела перевести Сашу в Ижевскую больницу. В Агрызской центральной районной больнице в ответ на это сказали, что они с удмуртами не дружат, поэтому транспортировать его отказались. Кроме того, медработники сообщили, что Саша якобы не был транспортабельным и переводить его нельзя. В тот же день, когда мы хотели отвезти племянника в Ижевск самостоятельно, в Агрызской больнице его перевели из реанимации в обычную палату, где он переночевал, а утром от кровотечения потерял сознание, впал в кому, его прооперировали, но уже безуспешно – Саша умер, – рассказывает тетя Александра Бондаря Марина Шестакова.

37-летний Александр Бондарь, отец троих детей скончался 24 ноября 2016 года в ГАУЗ "Агрызская ЦРБ" в результате язвенной болезни желудка, осложнившейся массивной кровопотерей.

– Саша все время боялся меня побеспокоить, поэтому он мне толком о своей болезни и не говорил, – продолжает Марина Шестакова, проживающая в Ижевске (около 40 км от Агрыза).

Бондаря госпитализировали в Агрызскую районную больницу лишь с третьего раза – до этого медработники отказывались принимать пациента. До этого "скорую" Александру Бондарю вызывали дважды – 11-го и 14-го октября 2016 года. 11 октября Бондаря вовсе отказались везти в больницу, а 14-го все-таки доставили, но так и не госпитализировали.

Лишь 29 октября, когда Бондарь в 11 часов вечера потерял сознание на улице, бригада "скорой помощи" привезла его в Агрызскую райбольницу и госпитализировала. "И то это сделала фельдшер, поскольку заведующий хирургическим отделением Алексей Шадрин и на этот раз брать его не хотел", – констатирует Марина Шестакова.

***

Через полтора месяца после смерти Александра Бондаря, 12 января этого года, заместитель руководителя Менделеевского межрайонного следственного отдела СУ СКР по РТ вынес постановление о возбуждении уголовного дела в отношении неустановленных лиц по ч.2 ст. 109 УК России – причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей.

Александр Бондарь с супругой

Следователи установили, что 11 октября прошлого года бригадой скорой медицинской помощи ГАУЗ "Агрызская ЦРБ" Бондарю "была оказана неквалифицированная медицинская помощь и не было принято решение о его госпитализации". Что касается 14 октября, то следователи констатировали: медработниками Агрызской районной больницы "было отказано в оказании квалифицированной медицинской помощи и не было принято решение о госпитализации Александра Бондаря".

Следствие выяснило, что с момента госпитализации до 24 ноября 2016 года "неустановленные работники ГАУЗ "Агрызская ЦРБ" ненадлежащим образом исполняли свои профессиональные обязанности по лечению Александра Бондаря и не приняли своевременные меры к операционному вмешательству". Смерть Александра Бондаря, по мнению следователей, также наступила "вследствие ненадлежащего исполнения неустановленными работниками ГАУЗ "Агрызская ЦРБ" своих профессиональных обязанностей".

***

Тетя Бондаря – Марина Шестакова – вспоминает, что после того, как его племянника отправили домой, отказавшись госпитализировать, медики сказали ему сходить в поликлинику и сделать ФГС. "Я не могу это объяснить! У Саши был гемоглобин 35 (у здорового мужчины это значение колеблется от 130 до 140 – "Idel.Реалии"). Видимо, в Агрызе так: у кого есть деньги – тех лечат, а у кого нет – не лечат", – раздраженно говорит Шестакова.

Проживающая в Ижевске Шестакова всеми силами пыталась перевести племянника на лечение в Удмуртию, но сотрудники Агрызской районной больницы, по словам женщины, отказывали ей в этом. Так, продолжает Шестакова, она договорилась с руководством больницы в Ижевске, чтобы ее племянника лечили именно там. Сестра Александра Бондаря обращалась к руководству Агрызской больницы, чтобы те предоставили карету "скорой помощи" для перевозки брата, но свободных машин в больнице не оказалось.

– Через некоторое время хирург Алексей Шадрин сообщил сестре, что Саша переведен в палату, где он за ним будет наблюдать, а через два дня мы сможем его увезти на такси в ту больницу, которую хотим. Но увезти мы не успели, потому что на следующий день Саша скончался, – рассказывает Марина Шестакова.

ГАУЗ "Агрызская ЦРБ"

Уже после смерти Александра Бондаря его сестра обратилась с жалобой в Министерство здравоохранения Татарстана. Шестого января этого года из министерства пришел ответ. В нем говорится, что была проведена внеплановая документарная проверка оказания медицинской помощи Бондарю. В результате проверки "выявлены дефекты, в том числе недооценка тяжести состояния пациента и недооценка результатов объективного обследования, которые привели к задержке оперативного вмешательства".

В Минздраве РТ также сообщили, что 11 ноября 2016 года заведующий отделением абдоминальной хирургии ГАУЗ "РКБ МЗ РТ" по телефону проконсультировал сотрудников Агрызской райбольницы и рекомендовал провести оперативное вмешательство, "которое было выполнено в ГАУЗ "Агрызская ЦРБ" несвоевременно".

Также в Минздраве РТ дали понять, что рассматривается вопрос о применении мер дисциплинарной ответственности в отношении главного врача, его заместителя по медицинской части, заведующего хирургическим отделением и врача-хирурга, оказывавшего медицинскую помощь Александру Бондарю.

Марина Шестакова рассказала "Idel.Реалии", что уже после смерти ее племянника к ней дважды приезжали главврач Агрызской райбольницы и заместитель по медицинской части.

– Они просили прощения. С самим хирургом Алексеем Шадриным я не разговаривала, но когда я задала вопрос главврачу Андрею Шубину, по какой причине Сашу сразу не госпитализировали при таком гемоглобине, когда он шел домой и терял сознание: потому что у него денег не было вам заплатить? Потому что он одет был не очень богато? Потому что вы не думали, что за него есть, кому заступиться? Они просто опустили вниз глаза и молчали, – рассказывает Шестакова.

По словам главврача Шубина, вспоминает их разговор Шестакова, его после случившегося вызвали в Минздрав Татарстана и сообщили, что он уволен. "Но у меня есть информация, что Шубин устраивается то ли в Набережные Челны главным врачом, то ли куда. Его просто переводят", – констатирует Марина Шестакова.

***

"Idel.Реалии" направили запрос в Министерство здравоохранения Татарстана и просили уточнить, соответствует ли действительности информация об увольнении главврача, был ли кто-то еще привлечен к дисциплинарной ответственности, случались ли аналогичные случаи в Агрызской райбольнице, с чем был связан запрет на перевод Бондаря в Ижевск и проводили ли дополнительную проверку в Минздраве РТ после случившегося.

В пресс-службе министерства были лаконичны: "Министерством здравоохранения Татарстана в рамках ведомственного контроля завершена проверка соблюдения порядков и стандартов при оказании медицинской помощи пациенту Бондарю А.А. в ГАУЗ "Агрызская ЦРБ". Акт проверки направлен в Менделеевский межрайонный следственный отдел СУ СК России по республике Татарстан. Окончательное решение о признании виновными медицинских работников принимают правоохранительные органы". О каких-либо подробностях в Минздраве говорить отказались.

Однако, согласно официальному сайту ГАУЗ "Агрызская ЦРБ", главный врач в больнице все-таки сменился – на данный момент исполняющим обязанности числится Эдуард Овчинников.

В начале марта министр здравоохранения Татарстана Адель Вафин привел статистические данные, согласно которым в 2016 году "по качеству оказания медицинской помощи было заведено 39 уголовных дел, из них шесть передали в суд".

– Вместе с тем, позиция Минздрава была обозначена на одной из коллегий – мы не защищаем честь мундира – наши служебные расследования мы всегда проводим объективно, с привлечением экспертного сообщества. По их результатам материалы передаются, в том числе и в СК, но что самое главное – принимаются управленческие решения, – отметил тогда Вафин.

Юрист Андрей Сучков

Сотрудничающий с правозащитной организацией "Зона права" юрист Андрей Сучков, представляющий интересы жены Александра Бондаря, рассказал "Idel.Реалии", что во вторник, 11 апреля, поедет в Агрыз и ознакомится с результатами судебно-медицинской экспертизы.

– Следователь сообщил, что согласно экспертизе, вина медработников подтвердилась. Теперь осталось понять, кого конкретно привлекать к ответственности, – отметил Андрей Сучков.

Марина Шестакова констатировала, что это будет выяснять следователь. "Я хочу, чтобы все эти руководители пошли работать обыкновенными врачами, чтобы не решали судьбы. А в больницу я хочу нормального главного врача. Конечно, смысла их сажать особого нет – это не принесет удовлетворения – Сашку-то все равно уже не вернешь", – заключила Шестакова.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​