Вкладчиков "дочки" ТФБ признали

Инвалиду первой группы Дмитрию Дмитриеву удалось отстоять свои права

АСВ, Центробанк и Татфондбанк в суде не поддержали инвесткомпанию "ТФБ Финанс". Представитель Татфондбанка вовсе заявил — если договор вклада заключается не с банком, то он может быть подписан по принуждению. Таким образом, банк не исключил, что вкладчиков могли обмануть и не рассказать о том, что вклады в "дочке" банка не застрахованы. Первые судебные разбирательства о признании вкладчиков инвесткомпании "ТФБ Финанс" закончились победой потерпевших — суд обязал признать их вкладчиками Татфондбанка и включить в реестр по выплате страховой суммы. Корреспондент "Idel.Реалии" наблюдал за процессами.

ИСТОРИЯ ДМИТРИЕВА

Дмитрий Дмитриев уже пять лет как признан инвалидом первой группы по зрению. Ему 65 лет и он ничего не видит, как сам он сегодня сказал на суде — даже света Солнца. У мужчины семь детей — четверо сыновей и три дочери. Самой младшей 11 лет, она ходит в четвертый класс. Раньше Дмитриев жил в частном доме, но продолжать находиться там после того, как он ослеп, стало невозможно — нет воды, канализации, отопления. "Меня пожалели и дали мне комнату в общежитии, там и живу", — рассказал на суде мужчина.

Родился он в Марий Эл, потом уехал в Барнаул, а после учебы переехал в Казань. Вот уже 30 лет живет здесь. Одиннадцать лет назад он работал в туберкулезном диспансере, когда руководство решило выплачивать сотрудникам зарплату не наличными через кассу, а по карте Татфондбанка. Так Дмитриев и стал клиентом второго по величине банка в Татарстане.

Когда он поставил подписи и попросил все же зачитать бумаги, сотрудник банка ответила, что он уже занял полчаса от ее обеда и посоветовала не волноваться

Последние семь лет мужчина держал деньги в банке, обновляя каждые полгода свой вклад. "Проценты то повышались, то понижались", — пояснил он желание переводить деньги на более выгодные депозиты в банке. А летом 2016 года ему позвонили как обычно из банка и предложили прийти и вложить деньги на новый вклад с еще более выгодными условиями.

Через две недели Дмитриев пришел в филиал Татфондбанка. Там его встретила операционист и предложила 14,5% годовых вместо 9,7%, которые уже были у его на депозите в банке. Как вспоминает мужчина, она ему рассказала, что нужно всего-то поставить три подписи и его деньги — чуть более одного миллиона рублей — будут приносить больше дохода. Когда он поставил подписи и попросил все же зачитать бумаги, чтобы его все же не обманули, сотрудник банка ответила, что он уже занял полчаса от ее обеда и посоветовала не волноваться — все с его деньгами хорошо и они в надежном месте.

Дмитриев отошел от стола операциониста и попросил кого-то, стоящего рядом с ним, прочитать текст с бумаг, которые ему вручила сотрудник банка. В ответ женский голос ответил: "Пусть читают те, кто составлял". Дмитриев не стал больше просить и ушел — до этого банк его не подводил. Так он стал клиентом инвестиционной компании "ТФБ Финанс".

ПРОКУРАТУРА НА СТРАЖЕ

3 марта, в день отзыва лицензии у Татфондбанка, президент Татарстана Рустам Минниханов после десятков обращений вкладчиков с доверительным управлений проучил прокуратуре защитить пострадавших вкладчиков.

Прокуратура Вахитовского района Казани еще в начале марта обратилась с двумя исками в суд. Надзорное ведомство решило оказать помощь лишь гражданам, которые в силу возраста, состояния здоровья и недееспособности не могут обратиться в суд сами. Выбор пал на 65-летнего Дмитрия Дмитриева и 79-летнюю Веру Шулакову.

Прокуратура посчитала, что если судебные процессы будут выиграны, то все остальные вкладчики смогут рассчитывать на успешное включение в реестр АСВ. Всего в компании 1800 вкладчиков с доверительным управлением, а привлеченная сумма — около 2,6 млрд. рублей. Согласно данным АСВ, 98% привлеченных средств вкладчиков вложили в облигации Татфондбанка.

9 марта Центробанк аннулировал лицензию инвестиционной компании.

Чуть позже стало известно, что в органы внутренних дел Татарстана поступило около 300 жалоб о хищении денежных средств, переданных в доверительное управление ИК "ТФБ Финанс". Ущерб от этих действий был оценен в 300 млн рублей.

Еще 2 февраля 2017 года правоохранительные органы возбудили уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ ("Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере") в отношении неустановленных лиц. "Неустановленные лица, действуя от лица "ТФБ Финанс" с 1 августа 2016 года по 15 декабря 2016 года, под видом исполнения агентского договора, заключенного между Татфондбанком и "ТФБ Финанс" путем обмана и злоупотребления доверием вкладчиков, введя последних в заблуждение относительно рисков и доходности вкладов, осуществили хищение средств более 100 вкладчиков способом их переводов, отмены доверительного управления "ТФБ Финанс" на сумму более 90 миллионов рублей", — сказано в постановлении о возбуждении дела.

В начале февраля МВД задержало все руководство инвесткомпании, а 3 марта за решеткой оказался и экс-глава Татфондбанка и депутат Госсовета Татарстана Роберт Мусин.

"ТФБ ФИНАНС" ОСТАЛИСЬ ОДНИ

Сегодня в здании Вахитовского районного суда Казани состоялись сразу два рассмотрения исков прокуратуры и вкладчиков инвесткомпании к "ТФБ Финанс" и Татфондбанку. В качестве третих лиц на суд пришли представители Агенства по страхованию вкладов и Центробанка России. Как слушатели — полторы дюжины вкладчиков.

Примечательно, что представителем инвесткомпании выступил ее новый гендиректор Андрей Козлов. В перерывах в процессе и между двумя заседаниями он любезно общался с вкладчиками и даже успел посоветовать двум пожилым женщинам "никому не доверять кроме родных и близких".

На суде Дмитриев рассказал свою историю о том, как стал клиентом инвестиционной компании и о том, что ничего об этом не знал, пока у банка в декабре не начались проблемы и он, как и почти три тысячи вкладчиков компании, не попал в реестр АСВ.

Помощник прокурора Вахитоского района Казани Светлана Курмашева в иске попросила признать расторжение договора вклада с гражданами незаконным (они ранее были клиентами Татфондбанка) и таким же признать позже заключенный договор с инвестиционной компанией. Таким образом, прокуратура просит суд обязать "ТФБ Финанс" расторгнуть договор истца, Татфондбанк признать ранее заключённый и расторгнутый летом 2016 года договор действующим, а АСВ обязано включить вкладчика в реестр и выплатить ему страховую сумму.

Истец не был ограничен по времени при заключении договора и согласился на него добровольно

Гендиректор "ТФБ Финанс" Андрей Козлов, выступая на процессе, подчеркнул, что сотрудники Татфондбанка привлекали вкладчиков для инвесткомпании на основе клиентского договора — то есть банк имел право заключать договоры с доверительным управлением.

— Условия [договора] были опубликованы в банке, на сайте и сообщались сотрудниками при заключении. О том, что клиентов вводили в заблуждение в материалах дела нет. Истец не был ограничен по времени при заключении договора и согласился на него добровольно, — отметил он.

Представитель Татфондбанка Сталислав Радаев в своем выступлении отметил, что пока банк не может точно ответить было ли законно расторжение договора вклада с Дмитриевым летом прошлого года, так как лицензию у ТФБ отозвали и сейчас там проводится проверка. Но он успел подчеркнуть, что если договор вклада заключается не с банком, то он может быть подписан по принуждению. "Оценку действий истца и обстоятельств заключения договора вправе дать только суд", — отметил Радаев.

Представители АСВ и Центробанка не были многословны, "чтобы не занимать время", и попросили суд самому решать, подметив, что "не возражают против удовлетворения иска".

Судья, ненадолго удалившись в совещательную комнату, решила удовлетворить иск прокуратуры и вкладчика полностью. Как пояснил гендиректор "ТФБ Финанс" Андрей Козлов корреспонденту "Idel.Реалии", "в данном конкретном случае обжаловать решение они не намерены". Решение вступит в законную силу через 35 дней.

В данном конкретном случае обжаловать решение они не намерены

Следующее заседание началось через несколько минут после первого, но истец — 79-летняя Вера Шулакова — попросила закрыть процесс, так как не захотела раскрывать подробности своей жизни перед СМИ и слушателями. Суд поддержал ее просьбу. Позже стало известно, что и этот иск стал выигрышным для прокуратуры.

— Мы безусловно удовлетворены решением суда. Это важный шаг к формированию устойчивой судебной практики в целях оказания правовой помощи гражданам, не способным самостоятельно отстаивать свои финансовые права и законные интересы. Рассчитываем на то, что остальные категории граждан-вкладчиков ТФБ будут активно использовать сегодняшний судебный прецедент для самостоятельного обращения в судебные органы за защитой своих прав, — заявил сегодня ИА "Татар-информ" старший помощник прокурора Татарстана Руслан Галиев.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​