Фермеры вынуждены заниматься самообразованием – курсов переподготовки нет. Они рады бы утилизировать отходы правильно, но это слишком дорого. Они готовы развиваться, но господдержка доходит далеко не до всех. Поэтому и добровольную сертификацию производства органической продукции фермеры не могут себе позволить, даже если хотят таковую выпускать. Тем более что потребитель дорогие экопродукты покупать не будет.
В конце зимы в Академии наук РТ ученые, фермеры и чиновники обсуждали перспективы создания пилотного проекта по развитию органического сельского хозяйства в Тюлячинском районе Татарстана. Анна Наседкина из КФХ “Наседкин” Пестречинского района, разводящего перепелов, отнеслась к идее со скептицизмом, обусловленным личным опытом. "Idel.Реалии" публикуют её мнение с незначительными сокращениями.
БИЧ ПЕРВЫЙ
– Экономически грамотными, подкованными все фермеры, к сожалению, не являются. Дать методичку фермеру, который с шести утра до часу ночи работает, прочитать – извините. Я сижу и читаю на работе в перерывах между кормлением, убоем своей птицы и занятием семьей.
У нас есть институт переподготовки кадров. Сколько я туда ни звонила, чтобы себе какое-то сельхозобразование [получить] – это бесполезно. Все, что сделано в нашем хозяйстве – это книги ВНИИ птицеводства, Сергиев Посад. Я вам расскажу от вылупления до анатомии птицы, и от чего она помирает. У меня экономическое образование, у меня нет ветеринарного образования, но я вам могу за десять минут это все рассказать.
Образование фермеров – это самое главное. И прежде чем мы хотим загнать в этот пилотный проект людей, нужно объяснить, для чего им это нужно. Это первое и в первую очередь, прежде чем писать огромные программы и тратить огромное количество денег.
БИЧ ВТОРОЙ
– Сказали, что у министерства сельского хозяйства [Татарстана] нет денег. У них есть деньги. Если мы делаем сейчас этот пилотный проект, мы выбираем несколько хозяйств, которые там работают. Они вправе сказать: вот этим хозяйствам нужно дать – "Семейная ферма", "Начинающая ферма" ("Семейная животноводческая ферма", "Начинающий фермер" - республиканские и федеральные программы, предусматривающие предоставление грантов и субсидий – Idel.Реалии).
Я уже вложила деньги. Мне нужен возврат. Верните мне часть – я буду дальше развиваться
Был такой проект – возмещение затрат. Вот мне семейная и начинающая ферма не нужны. Я уже вложила деньги. Мне нужен возврат. Придите на ферму, посмотрите. У меня есть все документы. Верните мне часть – я буду дальше развиваться. Я куплю клеточное оборудование. Я куплю убойный цех. У меня полфермы сделано, полфермы - стоит, потому что нет денег.
БИЧ ТРЕТИЙ
- Другой аспект, с которым столкнулись мы – это сбыт. Ребята, не забывайте: вы сейчас создадите офигенные фермы, извиняюсь уж, конечно, за лексикон - куда вы будете продавать этих коров? Кому? С табличкой "эко". Кому они нужны? Народ хочет есть. И он не будет покупать дорогой продукт. Добровольная сертификация стоит денег. Обследование яиц стоит денег. Всё стоит денег. Откуда у фермеров столько денег? Обследование той же самой земли, Юрий Павлович, не забывайте, что вам делал РЦИ (Юрий Рыжов, председатель сельхозкооператива “Экофермер Пестречинский”; финансирование работ по исследованию хозяйств на соответствие требованиям к производству органической продукции, который проводил Институт проблем экологии и недропользования АН РТ, осуществлял Региональный центр инжиниринга биотехнологий РТ (РЦИ) за счет полученного гранта – "Idel.Реалии"). Вам давало эти деньги государство. Кто из фермеров сейчас согласится отдать 50-60 и даже 30 тысяч за это? Да никто!
"Ягодный кластер" Татарстана не принёс обещанных плодов - мнение Екатерины Кучумовой
БИЧ ЧЕТВЕРТЫЙ
- Когда мы строили ферму, я сразу сказала: придут ветеринар, полицейский и эколог. Утилизация, утилизация и еще раз утилизация! Я это прорабатывала 8-9 лет назад. Наше НИИ токсикологии (федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности – Idel.Реалии) - по крайней мере по куриному помету у них были разработаны и ферменты, и с биореактором. Но это опять все стоит денег. То же самое – убрать могильники. В КАИ есть разработки – у меня целая папка, мы работали над этим. Но так как всё упирается в финансирование, фермерам никто не помогает, соответственно, мы [обходимся] малой кровью.
Анна Наседкина – фермер
Высказанные в рубрике мнение отражают точку зрения автора
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости