Во всяком случае, в частных разговорах эта тема поднималась лет так десять назад. И это можно было предчувствовать тогда, когда возникли трения между Ринатом Губайдуллиным и Робертом Мусиным. Будучи двумя управляющими одних из самых крупных приватизационных фондов, поддерживаемых властями республики, они и создали в свое время этот банк, окружив его предприятиями, полученными во время приватизации. Но потом между ними пробежала черная кошка и началась возня вокруг активов совместно созданных предприятий и банковских кредитов. Конечно, сама идея создания таких холдингов вокруг банков очень порочна. Было же понятно, что в какой-то момент возникнет соблазн перекачки денег клиентов этих банков в свои предприятия для их развития.
Есть определенные нормативы для банков, которые отслеживаются практически ежедневно
Но вот что интересно, ЦБ РФ должен был знать о таких операциях с банковскими активами. Есть определенные нормативы для банков, которые отслеживаются практически ежедневно, а все перечисления банков проходят под его контролем. В 2015 году объявили, что вводят с 1 января 2016 года еще новый норматив Н25. Этот норматив определяет норму риска при операциях со связанными с банком лиц или группы связанных лиц, в размере 20%. ТФБ явно не вписывался в этот норматив, как и более 25% банков России. Думаю, это было известно еще и до объявления о введении такого норматива. Но тут и республиканские власти проморгали, не ведут они мониторинг и прогноз последствий таких событий, а минэкономики просто спит, да и сами банкиры не захотели что-то делать, полагаясь на авось. Авось пронесет. Хотя могли и два года назад попытаться исправить ситуацию. А ЦБ РФ же в тестовом режиме все это отслеживал, да и, думаю, информацией делился с руководством повыше.
Ситуацию можно было бы поправить еще и осенью. Хотя есть подозрение, что ее специально и создали, одновременно запустив два события
Допускаю, что по отношению ТФБ было принято политическое решение на самом верху, прекрасно понимая, что в одночасье весь объем выданных таких кредитов не вернуть, ждали только подходящего момента, чтобы запустить механизм банкротства, а затем направить волну недовольства на республиканскую власть. Ситуацию можно было бы поправить еще и осенью, даже Путин успокоил тогда вкладчиков. Хотя есть подозрение, что ее специально и создали, одновременно запустив два события. Это обесценивание облигаций банка Пересвет и с возвратом денег на санацию банка Столичного. Это ведь они послужили спусковым крючком для начала процесса по ликвидации ТФБ. Затем долго успокаивали народ, одновременно погашая задолженность банка по страховым обязательствам и внушая мысль, что банк будут санировать. Это шло оттягивание краха банка, хотя могли бы все решить уже осенью прошлого года, но, видимо, это не входило в планы Москвы. Кто же зимой будет ходить вокруг Дома правительства с требованием отставки правительства республики и президента или стоять в пикетах у здания ТАИФ. Ждали весны. Вот она и пришла эта весна с предстоящими бурными событиями. Остается только ждать, куда будет нанесен очередной удар.
Your browser doesn’t support HTML5
Your browser doesn’t support HTML5
И как итог. Москва здорово подловила Татарстан, ударив по самому уязвимому месту, по его банковской структуре. Сначала убрали все полномочия у Национального банка, сделав его просто отделением Нижегородского управления ЦБ РФ. А затем, выждав момент, запустили механизм банкротства второго по величине банка республики с очень большим числом клиентов. Но и сама власть допустила много ошибок, не отслеживая и не вмешиваясь в эту сферу. А ведь финансы не менее важны, чем нефть и нефтехимия, особенно тогда, когда претендуешь на самостоятельность в решении экономических вопросов, когда пытаешься поднимать межбюджетные вопросы, претендуешь на некое лидерство среди регионов России, обеспечиваешь инвестиционную привлекательность республики. Да и вина прежнего руководства Национального банка очевидна, когда они еще обладали очень большими полномочиями, но больше были заняты делами баскетбольной команды УНИКС.
Так что же можно было бы сделать при таком раскладе дел? Думаю, вопрос для республиканской власти архисложный.
Откуда взять деньги для спасения или просто для погашения недовольства людей, оказавшихся в такой ситуации? Формально власти клиентам банка ничем не обязаны. Ведь банк все же самостоятельное юридическое лицо, отвечающее само по своим обязательствам. Тут больше ответственности у ЦБ РФ, как органа, который надзирает за банками и их действиями. А то, что в банке были вклады в уставной капитал и государства, то думаю, это скорее некое решение в попытке удовлетворить требования ЦБ РФ по нормативам, чтобы избежать отзыва лицензии еще на более ранней стадии.
Почему мне из своего кармана погашать долги Мусина?
Хотя думаю, что потерпевших не так и много, ведь основная масса потерпевших вкладчиков получила деньги через АСВ. Остались те, у кого вклады были больше 1,4 млн. рублей, юридические лица и те, кто по необдуманности перевел деньги из вклада в трастовое управление. С первой категорией лиц, думаю, будут разбираться так, как и положено. Есть правило, по которым страхуют только не более 1,4 млн. рублей вкладов, остальная сумма может быть потеряна при банкротстве банка. С теми, кто доверил свои деньги в трастовое управление дело посложнее, но тут можно привлекать и прокуратуру и следственные органы, предъявлять иски уже на самих фигурантов дела, т.е. владельцев банка, на их имущество. Сложнее с юридическими лицами, но и тут ведь разные юридические лица. Но в любом случае они должны нанимать юристов и пытаться оспорить потерю своих денег, или хотя бы встать в очередь на возмещение своих потерь при ликвидации банка.
И последнее, думаю, что ультиматумы и призывы к властям потерпевших вкладчиков больше рассчитаны на Москву, и это, по сути, шантаж властей, попытка раскачать ситуацию в республике. Как полагаю, вполне возможно и не без чьего-то руководства из Москвы. Да они и не справедливы. Меня удивляет некая безграмотность людей, требующих вернуть им деньги из казны республики или со счетов таких компаний как Татнефть или ТАИФ, да тут еще и Татэнерго всплывает. Во-первых, казна республики ничего им не должна, это деньги собраны в виде налогов со всех работающих и живущих в республике. И почему мне из своего кармана погашать долги Мусина? Во-вторых, так же думаю, ответят и те, кто владеет или работает в перечисленных компаниях. Хотя и тут вполне возможно, кто-то использует эту безграмотность людей в своих целях.
Ильяс Илалдинов
Высказанные в рубрике мнения отражают точку зрения автора
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости