Алексей Навальный: Двусторонние договоры я считаю ненужным атавизмом

Алексей Навальный и активист Рамиля Саитова, 4 марта 2017 года

Российский оппозиционный политик Алексей Навальный, намеревающийся баллотироваться в 2018 году в президенты страны, открыл в столице Башкортостана региональный штаб своей будущей избирательной кампании.

Перед этим, на уфимском железнодорожном вокзале политик и сопровождавшие его соратники, прибывшие в Уфу поездом, были встречены пикетами местной ячейки "Национально-освободительного движения" (НОД). Активисты сперва скандировали "Позор!" и размахивали табличками с надписью "Агент США", затем из их рядов в группу Навального полетели куриные яйца. По свидетельству самого политика, несколько штук попало в сотрудников полиции и посторонних людей, однако, никто из хулиганов не был задержан. (К слову сказать, активисты НОДа преследовали Навального весь день, явно зная график его передвижения по Уфе и устраивая в местах его пребывания несанкционированные пикеты с атрибутикой и мегафонами, тем не менее, присутствовавшая везде полиция никоим образом не отреагировала на эти нарушения).

На встрече с уфимскими журналистами Алексей Навальный сообщил, что открывающийся в Уфе штаб станет пятым в российских регионах и первым в национальных республиках.

– Мы считаем Башкирию важным регионом и уверены, что получим здесь большую поддержку, – сказал политик. – Мы – единственная политическая сила, которая в своей программе предлагает то, что нужно всем жителям республики без исключения. Только мы говорим о необходимости изменения всей системы взаимоотношений между федеральным центром и регионами. Только мы настаиваем на том, чтобы из Москвы, которая сейчас захапала всю власть и все деньги, полномочия и ресурсы были переданы в регионы и муниципалитеты.

Навальный также заявил, что считает поглощение "Башнефти" компанией "Роснефть" махинацией.

"Башнефть" должна быть независимой. Было бы так – ваш мэр бы не жаловался на нехватку денег для вывоза снега

– Я не скажу, что "Башнефть" до ее продажи "Роснефти" была идеальной компанией, но она работала лучше, устойчивее, платила налогов на каждый добытый баррель нефти больше, чем "Роснефть", – пояснил политик. – А "Роснефть" – это просто катастрофа. Это гигантский долг компании, измеряемый в триллионах рублей. Продажа ей "Башнефти" – глупое решение и с экономической, и с политической точки зрения. "Башнефть" должна быть независимой, должна нормально работать, быть зарегистрированной и платить налоги здесь, в Башкирии. Было бы так – ваш мэр бы не жаловался на нехватку денег для вывоза снега. Вообще, эти ваши сугробы в человеческий рост – самое наглядное доказательство порочности всей сложившейся в последнее время системы управления.

После пресс-конференции Алексей Навальный провел встречу с волонтерами, на которую пришло более 150 человек, и дал интервью корреспонденту "Idel.Реалии".

– Сейчас в национальных республиках Поволжья, в частности, в Татарстане и Башкортостане поднимается вопрос о пролонгировании их двусторонних договоров с федеральным центром, которые были заключены в начале 1990-х годов. Каково ваше отношение к этому?

– Знаете, у меня нет никакого романтического отношения к 1990-м годам и, в частности, вот эти двусторонние договоры я считаю ненужным атавизмом. Я скажу так - президент Навальный перераспределит полномочия и деньги между центром и регионами таким образом, что вам не нужны будут вам никакие договоры. Я вообще не понимаю, зачем нужно отнимать у Уфы деньги и забирать их в Москву, чтобы там все поступления перемешать и потом вернуть какую-то часть в Уфу.

Двусторонние договоры я считаю ненужным атавизмом

Пусть часть налогов остается сразу здесь. Вообще, здесь не нужно изобретать велосипед. Смотрите, во всем мире существуют реально работающие федерации, в которых регионы обладают достаточными политическими и экономическими полномочиями. Никто не разваливается, никто не убегает из таких федераций. И я не вижу, почему должна убегать Башкирия, если мы оставим ей больше полномочий и ресурсов. Кстати, я сразу скажу, что мы предлагаем передать значительную часть полномочий и ресурсов даже не на уровень регионов, а прямиком в муниципалитеты. Пусть власть сосредотачивается там.


– Я так понимаю, что вы воскрешаете старую стратегию средневековых европейских королей, которые боролись с феодалами, опираясь на горожан?

Не будет проблем с президентом Татарстана, если конкурировать будут между собой Казань и Набережные Челны

– Можно сказать и так. Это, кстати говоря, важное замечание. Мне часто говорят в последнее время – ты хочешь дать больше власти на местах, а это приведет к развалу России, потому что губернаторы опять станут царьками, князьками и ханами. Так вот, переток властных полномочий в города – главное лекарство против развала и раздробленности. В этом случае конкурировать между собой будут уже не регионы, а города. Не будет проблем, скажем, с президентом Татарстана, если конкурировать будут между собой Казань и Набережные Челны. Или здесь, в Башкирии – Уфа и Стерлитамак. Такая конструкция, я полагаю, предотвратит любые проблемы, которые могут возникнуть в сфере федеративных отношений.

– Однако, у народов, населяющих Россию, есть и свои вековые чаяния и одно из них – желание иметь свою национальную государственность. Пусть она будет внутри какой-то большой федерации или конфедерации, но своя…

– Право наций на самоопределение – естественное право. Оно никуда не денется, пока существуют нации и внутри них будут группы, которые стремятся вести свой народ к такому самоопределению. И понятно, что по этому поводу всегда будет дискуссия между сторонниками различных подходов.

Нужно смотреть, каким содержанием эти требования самоопределения наполнены. Многие говорят, что им нужна реализация этого права потому, что им важна проблема сохранения национального языка. Другие – потому, что им важна проблема сохранения культуры. Третьим важна проблема собственно власти и они пытаются оседлать национальные движения, чтобы к этой власти прийти.

Нужно вкладывать средства в защиту и развитие национальных языков, ибо это такое культурное достояние

Многие из этих проблем можно решить. Так, я считаю, что нужно вкладывать средства в защиту и развитие национальных языков, ибо это такое культурное достояние, которое один раз легко потерять, а потом будем все хвататься за голову. В западных странах несколько десятилетий назад эти проблемы тоже игнорировались и отдельные языки практически исчезли, а сейчас попытки их возродить сталкиваются с большими сложностями. Поэтому нужно инвестировать в национальное кино, национальную литературу, в национальное искусство, в национальное книгоиздание.

Ничего страшного, если в городах и районах, где живет преимущественно башкиры, у власти будут люди коренной национальности

Если взять требования чисто политические, то ничего страшного, если в городах и районах, где живет преимущественно башкиры, у власти будут люди коренной национальности. После нашей муниципальной и административной реформы мэр там будет обладать достаточными властными полномочиями, как и мэры всех других городов в стране.

При всем при этом, я понимаю, что дискуссия по всем этим вопросам никуда не денется. Все равно останутся люди, которые скажут – дайте нам национальное государство башкир, и я не вижу в таких требованиях ничего ужасного. По крайней мере, не вижу никакой необходимости ставить их, как вот сейчас, на учет как экстремистов, тем более сажать. У них есть свои взгляды на нациестроительство – так, давайте вести с ними дискуссию. И я думаю, что если мы решим все другие вопросы, о которых я сказал выше, - вопросы языка, культуры, национального представительства во власти, – то накал страстей по этому поводу спадет.

– Кстати, о нациестроительстве. На прошедшем прошлой осенью заседании Госсовета РФ было продекларировано намерение создать "российскую политическую гражданскую нацию". Вы верите, что ее можно создать?

– По отношению к этим людям я верю лишь в то, что они, действительно, создадут какое-то министерство по созданию такой нации и освоят какие-то деньги. По существу же они, конечно, ничего не сделают. И до этого они не сделали даже элементарных шагов, направленных на построение настоящей политической нации. Например, до сих пор не принят закон, который писал, в том числе, и я – закон об автоматическом предоставлении гражданства РФ оказавшимся за рубежом русским и представителям других титульных национальностей России. Эти люди сейчас приезжают из Украины, Узбекистана, других бывших союзных республик и мыкаются по всяким разрешительным инстанциям, чтобы получить паспорт, вид на жительство, право на работу и прочее. Проходит уйма времени, пока они получат гражданство. Нам нужен закон с упрощенной процедурой. Такой закон есть в Израиле, в Грузии, во многих других странах. Но нынешняя российская власть принимать его не хочет.

Россияне не согласятся, чтобы вместо дорог в их городах и поселках ремонтировалась Пальмира

Власть сейчас говорит о создании российской политической гражданской нации, просто пытаясь завернуть свою извечную идеологию империализма внутрь новой упаковки. Будто бы интересы российской политической нации – в том, чтобы захватывать одни страны, контролировать другие, командовать третьими. Но я точно знаю, что у россиян нет таких интересов. Я знаю, что они не согласятся, чтобы вместо дорог в их городах и поселках ремонтировалась Пальмира.

– Если взять проблему с состоянием федеративных отношений в стране в целом, считаете ли вы, что федерация в России должна быть переучреждена?

– Безусловно, да. Ведь нынешняя ситуация – это наследие абсолютно лживого ленинского "федерализма", который принес присущие ему проблемы в 21 век. "Федерация" в нынешней России – это ложь и лицемерие; никакой федерации, здесь, конечно, нет. Есть регионы, во главе которых стоят губернаторы, опирающиеся на существенный экономический и политический ресурс, – они могут выторговать себе больше преференций. Такими губернаторами раньше были главы Татарстана и Башкирии, сейчас – главы Чечни и некоторых других регионов Северного Кавказа. Они и без всякого федеративного договора выбивают из Москвы столько денег, что дальше некуда. Поэтому я считаю, что федерация конечно, должна быть переучреждена.

Нужно отбросить такие абсолютно ложные вещи, как утверждения о том, что субъекты федерации могут иметь какие-то разные права

При этом нужно отбросить такие абсолютно ложные вещи, как утверждения о том, что субъекты федерации могут иметь какие-то разные права. Но главное, что при этом нужно перезапустить – это процесс формирования власти в регионах. Нужно вернуться к выборной системе. Гарантировать на 100 процентов, что губернаторы будут обязательно избираться, что мэры будут обязательно избираться. Необходимо гарантировать и независимость национальных парламентов. Если башкирские националисты хотят участвовать в политике, хотят, к примеру, создать свою фракцию в Курултае, им должны быть посредством честных избирательных процедур предоставлены такие возможности

– Региональные политические партии в России сейчас запрещены…

– Совершенно верно. А почему? Кому они мешают? Возьмем даже не национальную республику, а, например, Свердловскую область – там в областной думе раньше сидело шесть местных партий, чисто свердловских. И в Башкирии тоже ведь есть люди, интересы которых может представить только их маленькая, местная партия. А между тем, здесь и русские, и башкирские, и татарские националисты не имеют никакого политического представительства. Все политическое пространство пожрала "Единая Россия" со своими сателлитами.

– На президентских выборах вам будет противостоять тот же единый противник от "партии власти". Считаете ли вы, что противостоять ему должен также единый кандидат от демократического лагеря или на нынешнем этапе целесообразно выдвинуть несколько кандидатов? Какова ваша коалиционная политика?

– Я считаю, что к первому туру должен подойти один, единый демократический кандидат. На мой взгляд, это максимально эффективная стратегия, поскольку участие нескольких демократических кандидатов не приблизит нас ко второму туру, а лишь отымет голоса у главного, наиболее перспективного кандидата, каковым я вижу себя.

Первоначальное выдвижение на выборах нескольких сильных демократических кандидатов имело бы смысл, если после этого провести среди них праймериз по выбору одного кандидата и последующей его поддержке. Но я реалист и понимаю – чтобы я ни предложил, мои конкуренты по демократическому лагерю все равно выдвинутся, на праймериз со мной не пойдут и демократический электорат опять будет расколот. Сколько лет уже мы с вами наблюдаем попытки объединения демократов? С 1993 года – и ни разу этого не случилось.

Исходя из этого, я и строю свою коалиционную политику. Я обращаюсь с призывом к объединению сил не к партийным номенклатурам – я не собираюсь на это тратить на это время и усилия. Я обращаюсь с призывом поддержать меня напрямую к сторонникам нынешних демократических партий, к их избирателям.

– Помимо вопросов внутренней политики демократический электорат в России сейчас расколот и по вопросам политики внешней. Ваша позиция по Крыму общеизвестна – вы считаете, что нужен новый "честный, законный референдум", нужна международная конференция для решения многих вопросов устройства Крыма. Все-таки, как конкретно вы себе это представляете?

– Скажу честно, в настоящий момент я не вижу реальных путей решения проблемы Крыма. Да, пытаться решать эту проблему, пытаться хотя бы начинать это делать – нужно; надо создавать "дорожную карту" по подготовке такой конференции, чьей первой, отправной точкой должен быть новый референдум. Но, допустим, Россия на это согласится – так откажется проводить такой референдум Украина и эта идея сразу же во многом потеряет смысл. Что дальше? Я не знаю.

Проблема Крыма в обозримом будущем нерешаема

Думаю, нужно признать, что проблема Крыма в обозримом будущем нерешаема. Это не единственный такой случай в мире. Разве решили что-то принципиально международные конференции по Ближнему Востоку, Кипру, Карабаху, Приднестровью? А они продолжаются уже десятки лет. Тут будет также – никто в мире не признает Крым российской территорией, а Россия, соответственно, не будет признавать ничьих других решений. И такое положение затянется на десятилетия.

– Какова ваша оценка последних событий в Донбассе? Там ситуация, по-моему, в последнее время начала развиваться в направлении Крыма – после того, как Кремль признал документы, выдаваемые в так называемых "народных республиках". Некоторые эксперты считают это прологом к полному признанию этих "республик" со стороны России и даже к включению их в состав РФ…

– Мне кажется, что это маловероятно, по крайней мере, сейчас. Впрочем, я ошибался и по Крыму, когда писал за два дня до аннексии, что Путин никогда не пойдет на это. Однако, тут вот какое соображение – экономические проблемы Донбасса и стоимость его содержания настолько огромны, что Россия в ее нынешнем состоянии вряд ли готова нести эти расходы. Нам придется платить пенсии, зарплаты и нести многие другие расходы. И, кроме того, в таком случае секторальные санкции с нас уже не снимут просто никогда.

– В России очень мало говорят о репрессиях, которые развернула российская власть по отношению к крымским татарам. Общественность молчит, многие вообще об этом не знают – хотя есть все возможности знать. Что вы думаете об этом?

– Нужно прекратить репрессии против крымских татар. То, что происходит в Крыму сейчас – это какое-то безумие, их сажают ни за что. Да, у них есть своя позиция, они, в основном, настроены проукраински или же выступают за независимость. В любом случае, они требуют для себя больше полномочий, больше автономии. Я не понимаю, почему сейчас им нельзя дать больше полномочий, хотя бы в рамках России. Но в любом случае тот иррациональный прессинг, которому они подвергаются, безумен. Это глупо, деструктивно и приведет только к еще большим проблемам. Крымских татар душил Советский Союз, но задушить так и не смог. И сейчас репрессии против них никаких проблем не решат.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​