"Весна" оптом 

Активисты движения "Весна" в Чебоксарах. Фото из соцсети

В Чебоксарах за сутки задержали трех активистов молодежного движения "Весна". Накануне — ученика 10-го класса Андрея М., днем ранее в отделе полиции оказались активистка молодежного движения и "Открытой России" Анастасия Васильева и студент Андрей Федоров. Все трое задержаны за вывешивание баннера "Всех не убьете, всех на посадите" на мосту в Чебоксарах. "Idel.Реалии" поговорили с активистами чувашского движения, а также выяснили, кого из оппозиционных политиков и активистов за последние несколько лет арестовывали и судили в Чувашии.

ТРИ ЗАДЕРЖАНИЯ ЗА ДВОЕ СУТОК

За два дня в Чебоксарах задержали сразу троих активистов движения "Весна" — двоих студентов и одного школьника. По делу студента Андрея Федорова уже пытались начать процесс, но правозащитник Алексей Глухов попросил перенести заседание, чтобы успеть ознакомиться с материалами дела. Всех троих обвиняют в нарушении части 2 статьи 20.2 КоАП РФ — проведение массового мероприятия без согласования с властями. Активисты движение на днях вывесили на насте в Чебоксарах баннер с надписью "Всех не убьете, всех не посадите". Акцию они посвятили годовщине убийства оппозиционного лидера Бориса Немцова.

Андрея Федорова задержали в понедельник вечером, молодой человек находился в это время дома. Во вторник во второй половине дня сотрудники полиции задержали ученика 10 класса Андрея М., который якобы также участвовал в акции.

Баннер движения "Весна", за который задержали активистов. Фото Дмитрия Кириллова

Первой из всех троих задержали Анастасию Васильеву. 20-летняя девушка учится на филолога и культуролога в чувашском педуниверситете, в движении "Весна" работает пресс-секретарем и федеральным координатором, также состоит в "Открытой России" Михаила Ходорковского.

Вчера Васильева пришла на учебу, а через какое-то время ей сообщили, что по телефону ее вызывает к себе заведующий воспитательного отдела. Девушка отказалась идти — не хотела уходить с пары. Когда прозвенел звонок за ней пришли сами — трое сотрудников полиции и декан. Девушка вновь пыталась объяснить им, что уйти не может — пары, но декан заявила, что отпускает ученицу с полицейскими.

Меня допрашивали пять-шесть человек, принуждали давать показания

— Полицейские меня арестовали, не объясняя причин, и повезли в отделение №1. Уже там я хотела позвонить правозащитнику Алексею Глухову, не дозвонилась, позвонила Семену Кочкину и сообщила, где нахожусь. Меня допрашивали пять-шесть человек, принуждали давать показания, хотя я отказывалась по статье 51 Конституции России. Меня обвинили в нарушении 20.2 КоАП РФ, — рассказывает активистка.

Чуть позже девушку отвели в другую комнату, где продолжили допрос. К ним присоединился человек в штатском, представившейся Васильевой Ивановым. "Когда я попросила его предъявить удостоверение, там была другая фамилия", — рассказывает активистка.

Полицейский, тоже в гражданском, забрал мой телефон, включил его, зашел в Телеграм и стал читать личные сообщения

— Меня стали спрашивать про мои политические взгляды, всячески пытались получить признательные показания. Другой полицейский, тоже в гражданском, забрал мой телефон, включил его, зашел в Телеграм и стал читать личные сообщения. Я многократно требовала отдать свою личную вещь, он не реагировал и читал дальше, в это время другой полицейский говорил что сейчас все равно будет ордер и все с моего телефона смогут прочитать и так. Пугали, что поедут домой и заберут еще и компьютер как орудие преступления. Потом телефон все-таки положили на стол, но пользоваться им не разрешили, — вспоминает девушка. — Вызвали родителей. Мама на данный момент находится на больничном. Родителей продержали, не выписывая пропуска, более часа на пропускном пункте. В это время уже третий час меня допрашивали, я не имела возможности принять пищу или попить. Меня вынудили дать объяснения против себя и своих друзей. В комнате в это время находилось четыре-пять полицейских.

Ближе 16:00 родителей девушки пустили к ней. В 16:10 на нее составили протокол, но указали другое время — 12:52.

Пришли несколько полицейских, требовали вернуть назад эту объяснительную, грозились всех задержать на 48 часов

— При родителях на меня перестали оказывать давление, и я смогла воспользоваться статьей 51 Конституции, потребовав вернуть объяснительную, написанную под давлением. Мне ее дал сотрудник полиции лично в руки в коридоре. После этого пришли несколько полицейских, требовали вернуть назад эту объяснительную, грозились всех задержать на 48 часов. И в коридоре же я написала новую объяснительную, где отказалась от объяснений по 51 статье. В итоге нас отпустили только в 17:45. Меня продержали там около шести часов, — рассказала девушка.

Она также отметила, что ничего подобного ранее с ней не случалось. "Создается впечатление, что в Чувашии усиленно борются с гражданскими активистами — одни дела с репостами чего стоят", — подметила она в разговоре с корреспондентом "Idel.Реалии".

О целях и задачах движения "Весна" в Чувашии читайте в интервью с координатором Семеном Кочкиным здесь.

ДЕЛА С РЕПОСТАМИ

В марте 2016 года федеральный координатор движения "Весна" в Чувашии Семен Кочкин написал пост на своей странице в социальной сети о том, что его "штрафуют и сажают за репост песни Монеточки" и картинки-сопровождения.

Пришел в участок, оказывается, ФСБ и отдел по борьбе с экстремизмом видят во мне пропагандиста нацистских идей

"Мне прислали повестку в полицию, в ней не был указан мой процессуальный статус. Даже по телефону участковый не объяснил причину вызова, но обещал, что ничего серьезного. Сегодня с утра пришел в участок, оказывается, ФСБ и отдел по борьбе с экстремизмом видят во мне пропагандиста нацистских идей. Они собрали на меня материал с понятыми и всем прочим. Обвиняют меня по статье 20.3 КоАП РФ (пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики). Мне грозит либо штраф, либо административный арест на 15 суток", — написал активист.

"Idel.Реалии" Кочкин рассказал о том, что произошло потом.

— Прямо из отделения меня тогда увезли в суд. Я сослался на 51 статью, подписал протокол. Написал пост в соцсетях, попросил Алексея Глухова меня защитить в суде. Через несколько дней я уехал в Москву. После этого не задерживался в Чувашии дальше месяца. Мне переодически звонил участковый, спрашивал не собираюсь я приезжать. Через несколько месяцев мое дело появилось на сайте Московского районного суда, но судья отправил дело на доследование. После этого уже прошло два месяца и срок давности дела уже вышел, — рассказал Семен Кочкин.

Еще одна история случилась в конце прошлого года, тогда суд в Чувашии приговорил 62-летнего охранника асфальтобетонного завода Николая Егорова к двум годам условно за возбуждении ненависти по признаку национальности. Поводом послужил репост открытого письма публициста Бориса Стомахина на личной странице "ВКонтакте". Это письмо ранее признали экстремистским материалом.

В репосте есть и кадры кинохроники, запечатлевшие вход советских войск в Берлин в конце Великой Отечественной войны

В начале февраля этого года чувашский суд оштрафовал активиста "Открытой России" Антона Кравченко на 10 тысяч рублей по семи эпизодам правонарушений по ст. 20.3 КоАП. Как ранее сообщала "Открытая Россия", среди инкриминированных эпизодов — репост видеофильма с названием "Православие по-дьявольски", где используются фрагменты из антинацисткой киноленты Михаила Ромма "Обыкновенный фашизм" и.т.д. В другом репосте есть и кадры кинохроники, запечатлевшие вход советских войск в Берлин в конце Великой Отечественной войны.

Самые известные же дела за репосты в республике — это дело против члена ПАРНАСа Дмитрия Панькова и координатора "Открытой России" в Чувашии Дмитрия Семенова.

Это словосочетание запрещено лишь в случае, если оно заканчивается восклицательным знаком

Обоих активистов обвиняли в нарушении 20.29 КоАП РФ (Производство и распространение экстремистских материалов) за репост одинаковых картинок в соцсетях — демотиваторов с фотографией депутата Госдумы Виталия Миронова с подписью "Право... или смерть". Лозунг признан экстремистским, однако это словосочетание запрещено лишь в случае, если оно оканчивается восклицательным знаком.

Новочебоксарский городской суд признал, что в подписи Панькова восклицательный знак отсутствует и закрыл дело. Дмитрия Семенова же признали виновным и оштрафовали.

В середине февраля на Панькова вновь составили протокол за репост записи в паблике "Лентач", где рассказывалось о суде над ними за репост фотографии Милонова с лозунгом "Право... или смерть".

Согласно решению российских властей, Панькову нельзя в Египет

22 февраля начался процесс над Паньковым. А на прошедших выходных активиста отказались пускать в Египет, когда он пытался пройти таможню в Шарм-эль-Шейхе. Ему сообщили, что, согласно решению российских властей, числится в списке невъездных в страну.

Дмитрия Семенова также вновь привлекли за репост новости, которая проиллюстрирована картинкой с надписью "Право..е или штраф". "Существует такое понятие как запрет на профессию. В моем случае — это запрет на употребление конкретного словосочетания. Всем можно, а мне нет", — написал Семенов в своем Facebook.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​