Юрист "дробильщиков": "АСВ специально выбрало социально незащищенных пенсионеров"

Фото газеты "Ведомости"

Агентство по страхованию вкладов во второй раз проигнорировало судебные заседания по своим же искам к "дробильщикам". Если в начале недели состоялось предварительное заседание, то на этот раз процесс уже официально начался. Еще один пропуск со стороны АСВ и суд имеет право рассмотреть дело в их отсутствии. Корреспондент "Idel.Реалии" побывал в суде и поговорил с ответчиками.

"ПОВТОРНАЯ НЕЯВКА В СУД — ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПРАВОМ"

Сегодня рано утром в Вахитовском суде прошло сразу два судебных заседания по искам Агентства страхования вкладов к "дробильщикам". На оба представители истца так и не явились, как и представитель второго ответчика — Татфондбанка. Причем, это уже не в первый раз, в начале недели, 13 февраля, состоялось предварительное заседание по делу.

С одного счета Альмиры Ахметовой на счет ее мужа Ильдара Ахметова 13 декабря был переведен один миллион рублей. АСВ считает это незаконным, а сделку "ничтожной".

В своих исковых заявлениях АСВ просит суд признать сделки ответчиков в Татфондбанке, которые они провели перед введением моратория и назначением временной администрации в банке, "ничтожными", то есть отменить их. Так, например, по иску на "дробильщиков" Ахметовым отмечается, что с одного счета Альмиры Ахметовой на счет ее мужа Ильдара Ахметова 13 декабря был переведен один миллион рублей. АСВ считает это незаконным, а сделку "ничтожной".

Сами Ахметовы в суд не приезжают. Они пенсионеры и живут в другом городе — Зеленодольске. Клиенты Татфондбанка с 2007 года. Прошлым летом они продали свою вторую квартиру и решили положить деньги во вклад. Потом на семейном совете решили, что деньги разделят и потратят их так, как хочет каждый из них. Такой позицией поделился сегодня с журналистами юрист Шамиль Шарафиев, представляющий Ахметовых в суде.

На прошлом заседании он попросил суд обязать Татфондбанк и АСВ предоставить некоторые доказательства. Сегодня суд заявил, что Татфондбанк предоставил заявленные для приобщения представителем ответчика на прошлом заседании, выписки по счетам и предоставил предписания.

В этот раз Шарафиев ходатайствовал о запросе у АСВ и Татфондбанка оборотных ведомостей по кассе и по корреспондентскому счету. Таким образом, как позже рассказал юрист, они смогут проверить был ли банк платежеспособным в тот момент, когда его клиенты переводили средства с одного вклада на другой, то есть мог ли банк получать или отдавать деньги. Суд удовлетворил это ходатайство.

Отметим, что представитель Ахметовых заявил, что не намерен просить суд прекращать дело или рассматривать его в отсутствии представителя АСВ. А вот на втором заседании по иску АСВ к Румие Аблязовой ее представитель попросил суд начать рассматривать дело без заявителя.

— Повторная неявка в суд — злоупотребление правом, — заявил представитель ответчика. — Считаю, что можно начать рассмотрение дела без истца.

—Дело в том, что у нас только начался процесс — в понедельник было предварительное слушание, — подметил судья. — А по закону мы можем такое решение принять, только если они на два не придут. Вы всё равно об этом ходатайствуете?

— Да, ваша честь, — ответил юрист.

Судья отказал в удовлетворении и перенес заседание на среду, 22 февраля, как и заседание по иску к Ахметовым.

"ПЕРВЫЙ КТО БЫЛ ПО АЛФАВИТУ, НА ТОГО И ПОДАЛИ"

После сегодняшних заседаний корреспондент "Idel.Реалии" поговорил с ответчиками по обоим делам.

Юрист Шамиль Шарафиев, представитель Альмиры и Ильдара Ахметовых:

АСВ специально выбрало социально незащищенных пенсионеров из другого города, которые продали квартиру!

— АСВ специально выбрало социально незащищенных пенсионеров из другого города, которые продали квартиру! Реально был замысел продать эту квартиру! Это абсолютно добросовестные люди, об этом свидетельствует даже то, что они все наличные, вырученные с покупки квартиры, внесли на счет. Часть денег даже вносилась 25 ноября! После этого времени они никаких операций не совершали. Именно поэтому мы запросили документы с 25 ноября до введения моратория, чтобы показать проводил ли банк какие-либо операции и были ли у него деньги на счету.

Верховный суд России своим решением создал прецедент. Согласно нему, все технические записи — банковские операции по счетам, — совершенные в период неплатежеспособности банка, не влекут правовых последствий. То есть банковский вклад, по мнению Верховного суда, должен вноситься через кассу наличными. Это полный бред!

Верховный суд России своим решением создал прецедент. То есть банковский вклад должен вноситься через кассу наличными. Это полный бред!

Даже, согласно положению о безналичных расчетах, банковский вклад может быть внесен любыми денежными средствами, в том числе переводом с одного счета на другой. Они же говорят, что на момент заключения договора банковского вклада не было денег в банке — он был неплатежеспособным, поэтому якобы договор не был заключен. Хотя договор есть. Я вообще не понимаю. Безналичные деньги — это такие же деньги, как и все остальные.

Румия Аблязова, ответчик и гендиректор "ГОЛДЕН ТРАНС ЛАЙН" и "ТК ГТЛ":

— Принцип у нас такой же — деньги нам не выдают. Я со счета своего юридического лица отправила на свой вклад 600 тысяч рублей. Действующий вклад, который открыт в 2014 году. Средства, которые лежали на вкладе до перевода, они выдали. Мы написали заявление 26 декабря, что не согласны с суммой. Вот они и подали в суд.

Румия Аблязова

Видимо, они по букве "а" выбирали. Они Ахметовы, я — Аблязова.

В наших действиях всё законно. Все операции мы провели в декабре, естественно, до введения моратория. Видимо, они по букве "а" выбирали. Они Ахметовы, я — Аблязова. Первый кто по алфавиту был, на того и подали".

"РАНЬШЕ АСВ ТАКУЮ ПРАКТИКУ НЕ ПРИМЕНЯЛО"

В январе расследование АСВ выявило сомнительные сделки, проводимые клиентами банков. Согласно данным агентства, некоторые клиенты стали дробить свои средства, распределяя их по разным счетам физлиц еще за несколько дней до объявления моратория, чтобы получить страховые выплаты на большую сумму. Таких вкладов на шесть миллиардов рублей. Все они исключены агентством из страховых сумм.

Многие из клиентов и их представителей уверены, что раньше Агентство по страхованию вкладов так не действовало хотя бы до объявления банкротства банка. После — случаи бывали.

— Раньше АСВ такую практику не применяло. Сейчас они попытались на опережение пойти — оспаривают здесь банковскую операцию по правилам гражданского кодекса, как мнимую сделку, — пояснил после заседания юрист Шамиль Шарафиев.

"Idel.Реалии" еще несколько недель назад смогли отыскать в открытых источниках дело от 2011 года АСВ против "дробильщика" банка "Советский". Тогда АСВ требовало через суд у клиента банка "Славянский" (лицензия отозвана 3 декабря 2010 года) вернуть часть страхового возмещения, выплаченного по хранившимся там средствам. Дело рассматривал Таганский районный суд Москвы. Тогда такое требование агентство заявило, поскольку считало клиента "дробильщиком".

Как указано в том исковом заявлении, за несколько дней до отзыва у банка лицензии часть средств со своего счета (около 300 тыс. руб.) клиент Казанцева перевела на вновь открытый в том же банке счет родственника, пишет "Коммерсантъ".

АСВ считает, что уже на момент совершения операций банк (в том числе Татфондбанк) был неплатежеспособным, и об этом уже писали СМИ. То есть никакого смысла, с точки зрения экономики, в действиях клиента не было, даже более, он пытался удовлетворить свои требования в обход установленной законом очередности и за счет необоснованного расходования фонда страхования вкладов. "Такие сделки АСВ считает ничтожными, подлежащими возврату в исходную позицию, а выплаченные средства — необоснованным обогащением", пишет "Коммерсантъ".

Отметим, что 9 декабря 2011 года иск АСВ к гражданке Казанцевой был удовлетворен, однако она обжаловала решение в вышестоящей инстанции — в Московском городском суде, — и тот уже в феврале 2012 года признал требования АСВ несостоятельными.

"В МОСКВЕ ПРАКТИКА РЕЗКО ПРОТИВ ДРОБИЛЬЩИКОВ"

И на первом судебном заседании в понедельник, и сегодня на втором присутствовали слушатели — другие "дробильщики", которые, узнав о процессе, просто пришли послушать и понять как дальше действовать.

Отметим, что в Вахитовский районный суд Казани поступило 28 заявлений от вкладчиков к Агентству по страхованию вкладов. Все обратившиеся — вкладчики Татфондбанка и Интехбанка. Информация об этом размещена на сайте районного суда. Все 28 исковых заявлений поданы в промежуток между 16:20 и 16:24 15 февраля. Однако они от разных заявителей.

По информации "Idel.Реалии", в суд поступило еще несколько заявлений от вкладчиков по отношению к Татфондбанку и Интехбанку, АСВ в них заявлено как третье лицо. Отметим, что некоторые из таких исков суд возвращает назад.

Юрист Шарафиев, у которого "Idel.Реалии" поинтересовались о том, почему так много заявлений подано одновременно, считает, что таким образом клиенты просто дробят свои требования, "чтобы в Москве не рассматривать, потому что там практика резко против "дробильщиков"".

Отметим, что в этих исках клиенты банков привлекают ответчиками Татфондбанк или Итехбанк, а также АСВ. От банка они просят установить состав и размер требований, а от АСВ требуют выплатить страховое возмещение.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​