Недовольство Рустама Минниханова перераспределением средств в пользу Москвы, по данным столичных политологов, понизило позиции республики в рейтинге устойчивости регионов и сделало президента Татарстана политиком с "откровенно негативной динамикой".
В современной России такие рейтинги, как правило ангажированы, показывают крепость контроля над территорией, поэтому многие эксперты высказывают сомнения в их достоверности. Об этом в своем интервью заявила и Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики.
Эти рейтинги ровным счетом ничего не показывают
"Расслабьтесь, пожалуйста, по поводу рейтингов. Нет у нас нормальных измерений. И даже тот рейтинг, который власть дает, он смешной. Эти рейтинги ровным счетом ничего не показывают", – отметила экономист.
Можно сказать, что в некоторых слоях общества, наперекор столичным политологам, рейтинг Минниханова точно вырос. Речь, в первую очередь, о национальной общественности, татарских сообществах в социальных сетях, в различных молодежных группах, причем, как внутри Татарстана, так и за его пределами. В них видеозаписи с речами Минниханова разошлись с вирусным размахом, а комментарии изобилуют словами поддержки татарстанского лидера.
Защита финансовых интересов республики президентом была воспринята как защита интересов народа в целом. В условиях такой риторики власти Татарстана обратили свои взоры на использование татарского как государственного языка. Фарид Мухаметшин на встрече с журналистами напомнил телеканалу "Татарстан-24" о недопустимости ущемления прав татароязычных жителей республики. Был поднят вопрос о телеканале "ТНВ-Планета" и детском татароязычном канале. Также в конце года госсоветник РТ Минтимер Шаймиев и президент РТ Рустам Минниханов обратили внимание на слабую вовлечённость татар в систему национального образования. Всё это также нашло свой отклик и поддержку в соцсетях.
Невозможно сказать, являются ли эти жесты со стороны властей рядовыми, которые с той же периодичностью происходили и раньше, или это свидетельства поворота в сторону решения национальных проблем. Как минимум, после президентских речей в защиту татарстанских финансов на них стали обращать больше внимания.
ВТОЦ первым заявил о необходимости союзного статуса для Татарстана, а республиканский обком этот вопрос поднял уже на партийно-государственном уровне
На этом фоне снова заявил о себе ВТОЦ (Всетатарский общественный центр), который распространил обращение к депутатам разных уровней, политическим и общественным организациям республики, озаглавленное как "Спасти татарский язык". В нем и вовсе предлагается сделать татарский язык единственным государственным языком. Инициативу можно оценивать по-разному: как медвежью услугу, "своевременную" провокацию в преддверии так называемых "переговоров" Шаймиева с российским президентом или же как простой информационный повод для СМИ. Но резонанс получился, шум дошел и до федеральных изданий.
Опыт опоры на национальную тематику в моменты сложностей в отношениях с центром у татарстанских властей есть. В начале 90-х татарстанская партноменклатура сохранила и упрочила перед центром своё положение не в последнюю очередь за счёт поддержки национального движения. Именно ВТОЦ первым громогласно заявил о необходимости союзного статуса для Татарстана, а республиканский обком этот вопрос поднял уже на партийно-государственном уровне. Декларация о суверенитете, референдум о статусе Республики, положение о государственных языках – во многом следствие высокой активности национального движения, интегрированного на время в республиканский парламент.
Конечно, требования национального движения и интересы властей Татарстана тогда не полностью совпадали. Но власти могли реализовать (или пообещать) что-то из требований национальных активистов, получив их поддержку для решения своих вопросов.
Власть нашла свою легитимистскую опору в лице официального духовенства
В конечном счёте многие ожидания национальных активистов не оправдались: например, превращение татарского языка в по-настоящему государственный затормозилось, не была создана полноценная система национального образования, татарский университет, публичное пространство власти, бизнеса и общества осталось преимущественно одноязычным, а командные высоты в экономике заняли несколько кланов. Влияние национального движения было, фактически, сведено к нулю и по сути маргинализировано. В нулевые массовость ушла в конфессиональную среду, и власть нашла здесь свою легитимистскую опору уже в лице официального духовенства и в масштабных проектах храмостроительства. К тому же среда эта оказалась практически безконфронтационной, крайне лояльной и аполитичной, а значит подходящей для стабильного Татарстана.
"Татарский фактор" вольно или невольно снова показал себя важнейшей опорой государственности Татарстана
Но национальная проблематика никуда не исчезла, а вместе с ней и продолжает жить среда, для которой решение этих проблем крайне важно. Как показывают последние события, шаги властей в сторону решения национальных проблем вызывают положительную реакцию со стороны весьма широких слоёв населения и поддержку молодёжи. Поддержанными оказываются и споры с центром. И именно "татарский фактор" вольно или невольно снова показал себя как важнейшая опора государственности Татарстана и татарстанских властей. И что важно – эта поддержка возникла спонтанно, без указки сверху, несмотря на все перипетии банковского кризиса, затронувшего многих татарстанцев, несмотря на коррупцию и клановость.
Возникает вопрос: оправдают ли власти надежды и чаяния татарской общественности или это снова окажется кратким эпизодом в момент, когда это нужно самим властям? Вспомним, степень развития национального кино и телевидения, татарских школ, слабую государственную "политику памяти", крайне низкую степень использования "второго государственного" большинством республиканских и городских чиновников, депутатов или, например, постоянное и нарочитое игнорирование татарского языка в госпроектах – и тогда ответ может начать вырисовываться. Судя по всему, последовательности республиканских властей не наблюдается, и после подписания Договора с федеральным центром стоит ожидать охлаждения интереса к национальной проблематике.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.