Кошмар на Театральной: сталинка в центре Казани разваливается от ремонта

Людмила Понятова

По стенам квартир в доме №5 по улице Театральной ползут глубокие трещины. Люди в сталинке переживают дежавю – пять лет назад при строительстве гостиницы по соседству их дом уже чуть было не развалился на части. Новые трещины появились от ремонта, затеянного на первом этаже – в библиотеке. Подрядчик, ООО "Сайяр", уже оскандалился раз в начале этого года, счистив с Азимовской мечети краску вместе с уникальным декором. Как выяснилось тогда, работы компания начала без разрешения Минкульта и авторского надзора, но с благословения ГИСУ РТ. "Куратором" работ Главинвестрой выступает и в этот раз.

Я стену руками подпирала, кричала: "Что вы делаете?!"

Людмила Понятова боится ночевать в зале. Самая большая комната в квартире отныне нежилая. По стене над окном, из которого открывается вид на театр оперы и балета, пролегает глубокая трещина. Она тянется до самого угла и сбегает по смежной с соседней квартирой стене вниз.

Трещина - сквозная.

- Жалко, соседки дома нет, а то бы просунули чего-нибудь, - говорит Понятова.

Внизу без перерыва работает болгарка.

- Как вы тут не оглохли? - спрашиваю.

- Мы уже это и за шум не считаем, - машет рукой Людмила Николаевна. – Вот когда они работали кувалдами, ломами, отбойными молотками, тут, знаете, какой шум стоял?! У меня в квартире пол трясся, посуда в шкафу гремела, а кафель в ванной стал от стены отходить. Я стену руками подпирала, кричала: "Что вы делаете?!"

Первый этаж принадлежит Национальной библиотеке РТ. Его сейчас превращают в книгохранилище "с особым микроклиматом". Пока же реконструкция сказалась лишь на микроклимате внутри квартир над библиотекой.

- Они долбили, знаете, как? В комнату входишь - пыль! Как туман густая, - описывает Понятова.

Её соседка Татьяна Конькина и по сей день задыхается от пыли. Я застаю её дома уже после разговора с Понятовой. Татьяна Владимировна подводит меня к наружной стене в зале, нагибается и начинает извлекать из широкой щели между стенкой и отошедшим плинтусом цветастые тряпочки, забитые в проём "от сквозняков".

- Такой ремонт в нашем доме нельзя было делать ни в коем случае! – возмущается она. – Наш дом уже и так пострадал от строительства гостиницы.

Татьяна Конькина

Они даже не написали, кто и что в доме делает, сроки начала, сроки окончания – вообще ничего!

Это была громкая история. Пять лет назад рядом стали строить отель. В итоге в пятом доме трещины появились не только на стенах и потолках квартир, но и на фасаде. Фасад подремонтировали, фундамент укрепили бетоном, а щели в квартирах жильцы заштукатурили собственными силами.

Вот только в ноябре, с началом строительства, старые трещины обнажились вновь. А к ним добавились совсем свежие.

- Они даже маячков не повесили! – возмущается Понятова. - Они даже не написали, кто и что в доме делает, сроки начала, сроки окончания – вообще ничего!

- Инженер библиотеки сказал, что у них документы на руках. "Это хорошо, говорю, но надо было со всеми работами, которые вы собирались проводить, ознакомить жильцов", - рассказывает мне по телефону старшая по дому Наиля Илялова.

Но, похоже, жильцов никто не хочет посвящать в детали проекта. Более того – Понятова с Конькиной жалуются, что до начала работ к ним даже никто не поднялся взглянуть на трещины.

Майя Морозова из ГИСУ, которая подрядчиков контролирует, сказала, что документы у них на руках, то есть - обследование [якобы] проходило, - добавляет Илялова и удивляется: последний раз жильцы дома заказывали обследование несколько лет назад, когда укрепляли дом после ударного строительства гостиницы "Особняк на Театральной". Если после этого состоянием дома никто не интересовался, значит, у ГИСУ на руках в лучшем случае те самые результаты. Хотя, учитывая историю дома, не мешало бы провести новый, детальный осмотр...

Дом на Театральной, 5 в 2011 году

Илялова сетует, что подрядная организация, ООО "Сайяр", до сих пор не вывесила даже паспорта объекта. Хотя представители компании обещали это сделать еще две недели назад.

Интересуюсь у проектировщика Наили Хафизовой, почему по стенам квартир на Театральной, 5 ползут трещины.

- Это не к нам вопрос, это вопрос к подрядчику, - отвечает она. - Мы не закладывали таких решений, чтобы они [подрядчики] трещины устраивали. Если всё делать щадящими методами, трещин быть не должно.

Складывается впечатление, что подрядчик попросту не желает "светить" перед посторонними детали контракта

Хафизова заверяет, что чреватых обвалом дома работ вроде сноса несущих конструкций проект не предусматривает.

А почему до сих пор нигде не вывешен паспорт объекта со сведениями о подрядной организации? – интересуюсь у неё напоследок.

- Это опять не к проектировщику вопрос. Это всё – в компетенции подрядной организации.

До ООО "Сайяр" дозвониться мне не удаётся.

Складывается впечатление, что подрядчик попросту не желает "светить" перед посторонними детали контракта. Настолько, что даже никак не повесит паспорт работ во дворе или снаружи. Хотя на встрече с жильцами две недели назад представители компании уже обещали сделать это.

Любопытно, что компания уже оказывалась в этом году в центре крупного скандала. Весной стало известно, что рабочие, занимавшиеся восстановлением памятника истории и культуры – Азимовской мечети в Ново-Татарской слободе, повредили уникальный декор культового сооружения.

"Полностью утрачена фактура кирпичной кладки. Лицевая часть кирпича – она неровная, а там строители срез сделали. Кроме того поврежден профиль, пластика и геометрия выступающих декоративных элементов – лекального кирпича и резьбы по белому камню", цитирует "Реальное время" помощника прокурора РТ Руслана Галиева.

Азимовская мечеть до реставрации. Весна 2013 года

Вид после реставрации. Весна 2016 года. Фото: "Реальное время"

Издание добавляет, что строители выбрали самый "вандальный способ" очистки фасада памятника – "просто ободрали старую краску, используя электрические инструменты".

К работе на Азимовской мечети "Сайяр" допустили без проведения торгов

Кстати, вопрос с возбуждением уголовного дела, судя по всему, так до сих пор и не решен. Скандал заглох. Зато 18 ноября стало известно о новом тендере на проведение ремонтно-реставрационных работ в Азимовской мечети. ГИСУ выделяет на эти цели 31,2 млн руб.

Кому достанется подряд после скандала, можно только гадать. ООО "Сайяр", кстати, очень неплохо осваивало деньги ГИСУ. В 2015 году, к примеру, компания получила от Главинвестроя семь заказов на общую сумму, превышающую 1 млрд руб. Причем к работе на Азимовской мечети "Сайяр" допустили без проведения торгов.

В случае с работами на Театральной, 5 детали контракта пока еще неясны. Но, похоже, что "Сайяр" и тут ни в чем себе не отказывает. И снова имеет, похоже, безграничный кредит доверия от ГИСУ РТ.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​