Ссылки для упрощенного доступа

А что, так можно было? Мэрия Казани внезапно перекроила парк на Гаврилова


Вторую сенсацию меньше, чем за неделю преподнес сегодня, 2 сентября, мэр Казани Ильсур Метшин, объявив, что городские власти отказываются от идеи масштабной застройки парка на берегу Казанки на улице Гаврилова. Но часть парка, следовало из его объяснений, город и частный застройщик все-таки "откусят".

Хотите сообщить новость или связаться нами?

Пишите или посылайте нам голосовые сообщения в WhatsApp.

О решении казанских властей мэр объявил в самом парке. В узком кругу, состоявшем преимущественно из привезенной на автобусе вместе с ним прессы. Активисты, защищавшие парк на протяжении нескольких лет, оказались там чужими: услышать слова Метшина из первых уст смогли только две представительницы инициативной группы защитников парка. И то благодаря случаю и собственному упорству.

Накануне, как рассказала активист Юлия Булавко, здесь заметили работников, убирающих парк. Причем очень тщательно. Оказалось, на следующий день ждали мэра. Юлия и ее соратница дежурили в парке с утра, на протяжении трех часов. И дождались.

Булавко уточняет, что свиту из журналистов и, по всей видимости, каких-то блогеров они поначалу даже приняли за подставных активистов.

О том, что сказал Метшин, мы можем судить только по сообщениям в СМИ. Запись активисты не вели, зато сфотографировали стенды с проектом планировки территории парка.

"Мы не знаем, как скоро здесь появится парк, но точно здесь жилой застройки не будет", — цитирует Метшина Inkazan. Мэр также уточнил, что "пандемия" (коронавирсной инфекции — "Idel.Реалии") "внесла свои коррективы" и "мы поняли, что жители нуждаются в общественных пространствах, парках и скверах".

"Они (инвесторы — "Idel.Реалии) уходят с этой территории на Портовую, — приводит слова Метшина "Бизнес Online". — Мы обменяемся территориями. Здесь будет парк, здесь не будет застройки".

По данным издания, согласно Генплану Казани, из 80 га парку предполагалось оставить 60, а 20 отдать под жилую застройку (на самом деле 24, так как еще раньше четыре гектара оказались в распоряжении застройщика "ЮИТ-Казань" — "Idel.Реалии"). Согласно объявленному сегодня решению, парку из 80 гектаров оставят 70. Десять все равно будет отдано под застройку. На шести гектарах расположится детская больница. И ЮИТу оставят его участок.

При этом на стенде, сфотографированном Юлией Булавко, указано, что под ООПТ запланированы 61, 4 га.

— Я испытываю почти эйфорию, — прокомментировала заявлени мэра специалист по городским пространствам и защитник парка на улице Гаврилова Юлия Файзрахманова. — Мы четыре года занимались плотно этим проектом. Правда, встает вопрос: а что так можно было? А что нельзя было начинать переговоры именно с этого этапа, а не с того что нас поднимали за белы рученьки и заводили в отдел, мы выходили на пикеты.

Юлия Фазрахманова говорит, что "почти эйфорию" испытывает потому, что парк можно было бы так не кромсать.

— Это пока полумера. Поскольку понятно, что территория общественно ценная, частную застройку надо убрать. Больница и жилой комплекс — это все равно огромная нагрузка, которая так или иначе задавит территорию.

Файзрахманова, от имени защитников парка, предлагает следующее решение: выкупить у ЮИТа его территорию (смогли же договориться с другими землевладельцами). И на двух гектарах, на месте бывшего института Махариши, построить само здание госпиталя, а на двух сохранить природный комплекс и создать больничный парк.

— Это было бы красивым, элегантным и правильным этически решением, — резюмирует она.

28 августа Ильсур Метшин уже удивил защитников зеленых пространств, объявив, что автомобильного моста через Казанку, запланированного тем же документом, что и застройка на Гаврилова, и одним своим концом упирающегося в парк Русско-Немецкая Швейцария, строить не будут.

Генплан Казани был принят, несмотря на протесты, в феврале. Метшин за два года обсуждений документа так и не встретился ни разу лицом к лицу с противниками заложенных в нём изменений, зато заочно "извинился" перед ними с высокой трибуны — в день принятия Генплана депутатами Казгордумы. Мэр тогда заявил, что Генплан принимается "в интересах большинства" и ради "развития" города.

Накануне утверждения Генплана Казгордумой Юлия Файзрахманова передала в мэрию листы с сорока тысячами подписей против застройки парка. Тогда же инициативная группа заявила о намерении оспорить Генплан в суде.

Юлия Файзрахманова полагает, что на мэра в немалой степени повлияли специалисты из петербургского бюро Orchestra, разработавшие концепцию каскада парков на берегах Казанки. Они, считает Файзрахманова, смогли донести до него ценность масштабных проектов в перспективе и на мировом уровне.

— За это хотелось бы сказать им огромное спасибо, — говорит Юлия.

Но она признается, что другие два фактора также имели значение. Первый — предстоящие выборы. Второй — нежелание иметь в Казани свой "Куштау". Тем более что местные власти свою минуту уже получили осенью 2016 года, когда, в преддверии приезда в Казань делегации ФИФА, полицейские задержали активистов, отстаивавших пойму Казанки (тогда — от строительства паркинга). Это событие попало на ленты и страницы мировых СМИ.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG