С июля по декабрь 2017 года первый президент Марий Эл Владислав Зотин руководил региональной Общественной палатой, в которую попал по рекомендации нового главы региона Александра Евстифеева. В минувшие выходные совет палаты прекратил полномочия Зотина из-за "прогулов". Зотин высказал свое отношение к происходящему в интервью корреспонденту "Idel. Реалии".
— Когда вы получили предложение стать общественником?
— Сначала, о том, как Александр Евстифеев приехал ко мне в деревню. Это же было 23 мая, а у меня 22 мая День рождения. Я ему показал свой дом. Говорили про герб республики. Я предложил убрать с флага Марий Эл зверюгу с мечом (медведь на гербе и флаге республики появился при бывшем губернаторе Маркелове). Я предложил наладить работу общественного транспорта, отремонтировать дороги.
Через день после этого Евстифеев предложил мне войти в Общественную палату республики. Я принял это предложение.
— Сообщали, что вашу кандидатуру предложила общественная организация "Марий Ушем".
— Я думаю, что организацию мне "нашли", когда надо было оформляться. Я не состою в "Марий Ушем".
— На заседании совета палаты вам поставили в вину то, что вы не готовы были заниматься рутинной организационной работой.
— Как только пресса сообщила о моем назначении, ко мне как к Ленину пошли ходоки. Я лично решал разные хозяйственные задачи обращавшихся жителей. Звонил министрам, главам районов. Отказать нельзя — я же представляю общественную палату. Я давил своим авторитетом. Сотрудники аппарата палаты говорят, что никогда столько народу не обращалось к ним.
— Вы согласны с причинами, по которым прекращены ваши полномочия?
— Когда мне позвонили, и пригласили на заседание совета в воскресенье, я сказал, что пошел в баню. Они шуток не понимают, поэтому, думаю, что долго обсуждали этот мой ответ. Я знал, что не надо ходить на это заседание, иначе у совета не было бы основания сделать такую запись.
— Вам ставят в вину пропуск по неуважительным причинам заседаний совета.
— Я на одном совете не присутствовал. Когда мне через сына сказали (представители администрации главы региона): пиши заявление. Я не стал этого делать, сказал: пусть как ставили, так и снимают.
— Вы согласны с формулировкой, по которой совет Общественной палаты принял решение о прекращении ваших полномочий?
— Это не так. Я почти ежедневно бывал на работе, принимал посетителей. За шесть месяцев принял 111 человек, которые рассказали о серьезных проблемах. Бюрократию и очковтирательство, которыми занимались в Общественной палате прежде, я не приемлю.
Зотин: "До Марий Эл в Москве по-прежнему нет дела"
— Почему возник этот вопрос — пиши заявление?
— Ещё перед выборами я несколько раз обращался к главе республики по поводу снижения тарифов на электроэнергию, она у нас очень дорогая. Реакции не было.
Я попросил минэкономразвития подготовить письмо по этому поводу на имя президента России. После этого в начале ноября меня пригласили к главе республики. Он просил не отправлять письмо Путину. Я не согласился с ним. Считаю, что высокие тарифы — одна из причин, по которой бизнес уходит из Марий Эл в соседние Чувашию и Татарстан. Компании открывают там счета, платят налоги. В Москве о моём письме, возможно, узнал первый заместитель руководителя администрации президента Сергей Кириенко. Евстифеев после этого вызывал уже моего сына Олега (он работает управляющим отделения «Норвик Банка» в Йошкар-Оле) . Через сына мне передали просьбу написать заявление Я попросил сына не быть заложником в таких ситуациях. Глава республики не может снять председателя Общественной палаты. Разве что я совершу административное или уголовное правонарушение. Но мне сына жалко. Я не хотел бы, чтобы на нем отыгрывались. Поэтому, я отступил. Я и подвел к этому решению Общественную палату. Они очень обрадовались, наверное.
— Чем планируете заниматься теперь?
— Как и раньше, редиску выращивать. Песни петь. Когда я пришел и стал высказывать свое мнение, в Общественной палате сразу перепугались. Я ведь представляю народ. А они — никого не представляют. Сидят себе в сторонке между правительством и народом. Может быть и хороших среди них много, но они свыклись уже со своим рабством. А я не раб. Я создавал эту республику. Мне не все равно, кто придет к власти. Я предлагал кандидатуры, они отметали и ставили своих. Я считаю за оскорбление — свое личное и народа то, что они массово завозят чиновников. Это унижение для нас. Это непростительно. И бог меня наказал опоясывающим герпесом, за то что я пошел за Александром Александровичем. 10 числа меня стукнуло (через два месяца после выборов). Сейчас пью лекарства, хожу на уколы.
— Вас в прошлом году приглашали на конференцию "Марий Ушем", тоже в декабре. Планируете ли принять участие в нынешней?
— Да, они собираются в конце этой недели. Может быть и схожу, посмотрю. Если меня приглашают, все должно быть в нормальном русле, без всякого экстремизма. Народ подставлять нельзя. Я — марийский президент, я обязан марийские движения поддерживать. Но я помню, что «Марий Ушем», когда я был президентом, предлагал, набирать в ФСБ и МВД одних марийцев. Я говорил, что это глупо. Надо соблюдать соотношение. У меня в правительстве из 99 человек я специально на работу принимал 47 русских, 43 марийца (соответствовало соотношению этих национальностей в составе населения Марий Эл), чуваш был замом моим, татарин был министром торговли.
— Вы намерены и впредь высказываться по политическим вопросам?
— Я оставляю за собой право высказываться по поводу действий республиканской власти. Я не приемлю нынешнюю кадровую политику. По отношению ко мне поступили нечестно, если по большому счету — использовали. Вот народ думает, что если на заседаниях общественного штаба я по левую руку от Александра Александровича сидел, то я вообще, чуть ли не братался с ним. Я встречался с Евстифеевым всего три раза, в присутствии других чиновников. Ни на одно заседание правительства меня не приглашали. А мне это обещали публично. Один раз я был на сессии, его инаугурация проходила и на дне депутата. Думаю, что боялись моего растущего авторитета.
Впереди выборы президента России. Мой поступок на выборах президента очень сильно может сказаться. Я не исключаю того, что после того, как поддержал Евстифеева, то «привез» ему 20 процентов голосов. Еще 20 процентов он получил из-за Ивана Ивановича Казанкова, руководителя компартии в Марий Эл.
******
Владислав Зотин — первый президент Марий Эл. Он возглавлял республику с 1990 по 1997 год. В июле 2017 избран председателем Общественной палаты Марий Эл. Назначение Зотина на общественную должность приветствовал врио главы республики Александр Евстифеев. 3 декабря совет Общественной палаты прекратил членские полномочия Владислава Зотина из-за того, что он "уклонялся от организации действий совета палаты, систематически без уважительных причин не участвовал в работе органов общественной палаты, самоустранялся от созыва заседаний совета, подготовки проектов решений и формирования повестки дня".
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.