Ссылки для упрощенного доступа

Что будет с татарским языком — мнения учителей


Урок татарского языка в Удмуртии. Архивное фото
Урок татарского языка в Удмуртии. Архивное фото

Споры о преподавании татарского языка в татарстанских школах не утихают. Накануне, 25 октября, мэрия Казани отказала в проведении митинга в поддержку языка, до этого программы преподавания на специальном совещании обсудили первые лица республики. Практически ежедневно русскоязычные и татароязычные активисты проводят протестные акции в защиту собственных позиций. На фоне этого "Idel.Реалии" обсудили проблемы языка с теми, кого они напрямую касаются и по кому могут ударить — с учителями татарского. 24 октября эти люди обратились с "письмом боли и волнения" к депутатам Госсовета Татарстана. Что педагоги думают о дальнейшем преподавании татарского языка и литературы в школах, что им говорят в администрациях учебных заведений, чего они ждут и на что рассчитывают?

По просьбам спикеров, их имена изменены.

Лилия, стаж работы — пять лет:

— У меня уже нет никаких эмоций. Два месяца нет никакой определенности: когда можно уйти из школы, собираются ли нас увольнять, искать ли новую работу? Я на данный момент уже подыскиваю новую работу, так как точно знаю, что сократят часы татарского языка. К примеру, оставят по одному уроку литературы и языка в младших классах, а в 10-11-х, возможно, совсем уберут.

Прямого давления со стороны администрации пока нет. Сейчас мы работаем в прежнем режиме. Но доподлинно известно, что изменения будут либо после первой четверти, либо после нового года.

Чего мы ждем и боимся — это сокращения. В первую очередь, сказали, "выкинут" пенсионеров и молодежь — это незамужние девушки, без детей или у кого дети уже учатся в школах. Трогать не будут тех, у кого дети младше трех лет. Остальные все должны попасть под сокращения. Не знаем, как наша республика может допустить исход, при котором стольких учителей уволят даже без компенсаций.

Рената, стаж работы — три года:

Обычно до четвертого класса дети любят татарский, изучают его с интересом

— У нас гимназия, и я считаю, что здесь учатся чуть другие дети. Они показывают стабильно хорошие результаты, у них заинтересованные родители. До четвертого класса татарский язык у нас обучается по методике Литвинова. Она позволяет проводить минимальное количество уроков, так как дети получают максимальные знания для этого возраста. Методика хорошая, но ее нет в федеральном перечне. Вопрос, почему? Также уже второй год в качестве эксперимента мы ведем свои уроки по методике В.Н.Мещеряковой. Нужно просто включиться в процесс и работать,что и мы делали и получали впоследствии хороший результат.

Обычно до четвертого класса дети любят татарский, изучают его с интересом. Это именно тот период, когда ребенок еще не думает о чем-то ином, не рассуждает: нужно татарский изучать или нет. Он здесь и сейчас, ему именно в эту минуту интересно и он слушает, учит. В пятых-восьмых классах начинается переходный возраст, меняется и методика преподавания. Обучение идет по учебникам Нигьматуллиной Р.Р. и здесь теряется конкретизация. К тому же дети уже не те, энтузиазма нет, начинаются вопросы о том, зачем им татарский, звонки недовольных родителей. Какое же здесь упущение? Мы всегда с учителями это обсуждали. Где наши заинтересованные дети?

Я решила для себя, что мне важно мое здоровье и здоровье моей семьи. Я не знаю, что будет дальше.

В 10-11-х классах татарский язык преподают и изучают для галочки. Здесь всё зависит от учителя. Занять измученного 11-классника — это требует учительского таланта и опыта.

Говоря о сложившейся ситуации вокруг языка в последнее время, я считаю, это ужас. Всё где-то кем-то вот-вот решается. Остается ощущение неведения, но его нужно перебороть. Я решила для себя, что мне важно мое здоровье и здоровье моей семьи. Я не знаю, что будет дальше. Даже не представляю переживания учителей, которые всю жизнь посвятили преподаванию татарского языка.

Рашида, стаж работы — 20 лет:

— До пенсии остается совсем чуть-чуть. Я и не знаю, что тут говорить. Вся эта ситуация просто выбила меня из колеи. Я всю жизнь работаю в Казани и учу детей татарскому языку, в основном средние и старшие классы. Всю жизнь я объясняю им, что наш язык — это большое богатство, знать его, понимать и разговаривать нужно и важно для сохранения культуры, традиций. Молодые у нас не думают о своих корнях, не думают, кем были их предки. Это приходит с возрастом. Ни нынешние ученики, ни их родители даже слышать об этом не хотят. Понятно, что для многих из них татарский язык — обязаловка, а сейчас появился такой шанс от нее избавиться. Вот они и заняли активные гражданские позиции.

Понятно, что для многих татарский язык — обязаловка, а сейчас появился такой шанс от нее избавиться. Вот они и заняли активные гражданские позиции

То, что сейчас планируют убирать татарский, приведет к увеличению часов русского языка. Поставят в расписание каждый день по два урока. Потом они будут жаловаться на то, что в их жизни слишком много русского. На факультативный татарский шестым уроком, в этом случае, будут ходить два-три человека.

В моей школе напрямую мне пока не говорили собирать вещи, но разговоры за спиной уже идут. Конечно, сократят меня в первую очередь, потом потихоньку и других. За месяц заплатят — уже хорошо.

Венера, стаж работы — семь лет:

Конечно, сократят меня в первую очередь, потом потихоньку и других. За месяц заплатят — уже хорошо.

— Даже говорить об этом ничего не хочется. Пока всё тихо, уроки проходят как и прежде. Никто ничего не отменяет, но также и ничего не обещает. Среди учителей настроения плохие, все понимают, что будут сокращения. Дети тоже знают, что со второй четверти уроков татарского станет меньше, но их это не особо заботит.

У нас такая школа, где родители не устраивают истерик. Они в этом плане, как и их дети, вполне спокойно реагируют. Знают, что могут сами выбрать учебный план, изменить программу, вот и делают это.

Что будет с учителями, которые останутся без работы, кажется, никто не думает: ни администрация школы, ни государство.

--

Споры вокруг обязательного преподавания татарского языка в школах Татарстана с новой силой вспыхнули после слов президента Путина о том, что заставлять человека учить язык, который для него родным не является, недопустимо. Вдохновленный этим заявлением "Комитет русскоязычных родителей Татарии" теперь добивается отмены обязательных уроков татарского, а татарские активисты наоборот требуют от Путина сохранить изучение татарского языка как государственного.

18 октября "Idel.Реалии" обратились за комментарием к президенту Татарстана Рустаму Минниханову и попытались выяснить его позицию относительно ситуации с татарским языком, но тот отказался от комментариев. Его пресс-секретарь Эдуард Хайруллин на вопрос о том, когда можно будет услышать позицию главы республики, лаконично ответил — "сразу сообщим".

24 октября с "письмом боли" к Госсовету РТ обратились учителя татарского языка и литературы. А 25 октября стало известно, что к президенту Минниханову с просьбой отстоять татарский язык обратились представители татарской интеллигенции.

Вчера мэрия Казани не разрешила митинг в поддержку татарского языка. 4 ноября Общество русской культуры Татарстана и "Комитет русскоязычных родителей Татарии" готовятся провести в Казани Республиканское родительское собрание. К участию организаторы хотят привлечь и вооруженных мятежников из Донбасса.

Вчера же был обнародован полный текст резолюции, принятой на совещании в Доме дружбы народов в Казани, по вопросам совершенствования языковой политики и урегулированию вопроса об изучении русского и татарского языков в общеобразовательных организациях Татарстана.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG