Эксперт по федеративным отношениям в России Харун (Вадим) Сидоров рассуждает о региональной риторике Бориса Надеждина, который ведет борьбу за пост российского президента. Для этого Сидоров изучил программные документы Надеждина и заявления политика.
Предвыборная кампания Бориса Надеждина превратилась в заметное событие российской политической жизни, а его визит в Казань и последующее заявление о намерении "массового участия" в выборах в Госсовет Татарстана в сентябре текущего года обозначили региональный аспект этого явления.
Выступление на фоне татарского слогана "Надеждин — соңгы батыр" (Надеждин — последний борец) можно рассматривать и как комплиментарное отношение к "этническому компоненту", в данном случае татарско-национальному и тюркско-историческому, так как далеко не каждый современный "русский патриот", каковым себя позиционирует Надеждин, в нынешних условиях путинизма рискнет ассоциировать себя с языковым меньшинством.
С оговорками это комплиментарное отношение проявило себя и в его высказываниях об оптимальном статусе татарского языка в Татарстане. Признав наличие "тревожных моментов" в нынешнем состоянии татарского языка (но не угрозу его исчезновения) и проблему в отсутствии возможности сдавать ЕГЭ на татарском и иных языках титульных наций российских республик, Надеждин в то же время не стал выступать за возврат к положению до 2018 года, когда преподавание этих языков в республиканских школах было обязательным для всех учеников республик. Вместо этого он предложил "найти баланс", не став конкретизировать, как бы он мог выглядеть, а заявив, что такие вопросы "должен решать парламент Татарстана".
Впрочем, справедливости ради надо отметить, что Надеждин выступал в защиту в том числе татарского языка тогда, когда вопрос об отмене обязательного изучения титульно-республиканских языков в их школах только обсуждался, спровоцировав тогда в свой адрес жесткую критику со стороны известного прокремлевского публициста Евгения Сатановского.
А вот в том, что касается политического измерения проблемы федерализма и полномочий регионов, позиция Надеждина вполне однозначна. В частности, в своем манифесте он обвиняет Владимира Путина в том, что тот почти 25 лет "последовательно уничтожает ключевые институты современного государства — самостоятельный парламент, независимый суд, федерализм...". Тезис "вернуть полномочия и деньги регионам и городам" является вторым в тексте описания страны, за которую борется Надеждин, после первого — "завершить СВО — вернуть всех домой".
Возрождению реального федерализма посвящен и отдельный блок его программы "Вернуть полномочия и деньги регионам и городам", который содержит такие пункты, как возвращение конкурентных выборов глав регионов и городов, допущение разнообразия моделей организации региональной власти (избрание глав населением или парламентами), расширение полномочий регионов в бюджетной сфере и решение конфликтов между центром и регионами в судебном порядке, кроме "чрезвычайных случаев", в которых допустимо "административное и силовое принуждение".
Все это делало бы Надеждина кандидатом, вполне комплиментарным национально-республиканской и федералистски настроенной части народов России. Делало бы, если бы в России была реальная политика и реальные честные выборы, на которых решаются важнейшие для нее проблемы, включая проблемы федерализма. Впрочем, в этом случае возможно возник бы уже другой вопрос — зачем патриотам своих народов и регионов голосовать за общероссийских политиков, пусть и с относительно комплиментарной, но все же непоследовательной в ряде принципиальных моментов позицией, если они могли бы создать свои национальные и регионалистские партии.
К тому же, возвращаясь к заявлению Надеждина о возможности его участия в выборах в Госсовет Татарстана, отнюдь неочевидно, что при возрождении реального федерализма нерезидент субъекта федерации мог бы участвовать в выборах в его представительный орган — особенно, когда речь идет о республиках, имеющих (в данный момент исключительно на бумаге) конституционный статус государств.
С учетом всего этого Бориса Надеждина едва ли можно воспринимать как реальную надежду на восстановление попранной субъектности народов и регионов номинальной Российской Федерации. Но тот факт, что политик, пользующийся достаточно массовой поддержкой, заявляет об этой повестке, свидетельствует о ее востребованности.
Харун (Вадим) Сидоров, докторант этнологии Карлова Университета (Чехия), эксперт по национальным движениям народов России в целом и Волго-Уральского региона в частности.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.