В Госсобрании Башкортостана сегодня на "Правительственном часе", посвященном экологическим проблемам, обсудили проблему, связанную с выбросом рутения-106 в Челябинской области и возможным влиянием этого выброса на здоровье населения.
В отчетном докладе министра природопользования и экологии республики Илдара Хадыева тема рутения никоим образом не была затронута. Тем не менее, от вопросов депутатов министр уже не увернулся.
Даже в Росгидромете не озадачились нахождением причин
— Было радиационное облако над республикой или его не было? — спросил депутат Ильдар Исангулов. — Если было, то какие меры были приняты? Вы сейчас только рекламировали нам, как хорошо работает экологический мониторинг, но мы о результатах этого мониторинга по ситуации с рутением не слышали. Я не нагнетаю ситуацию, но гипотетически если предположить, что если через год, — это период полураспада рутения, — возрастет смертность и онкология, кому задавать вопросы? Где вас искать?
— Полномочия в сфере мониторинга принадлежат госслужбе по гидрометеорологии, — ответил Илдар Хадыев. — Министерство здесь имеет полномочия по учету предприятий, работающих с радиоактивными изотопами. Таких предприятий в республике 66, среди них нет предприятий с рутением.
— Превышение по рутению, действительно, было, 26-27 сентября, но значения показателей не критичные, чтобы беспокоиться о состоянии здоровья наших сограждан, — заявила начальник Башкирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Вилора Горохольская. — Дальнейшие наблюдения показывают значения, сопоставимые со средними значениями, которые были все эти годы. Что касается облака — поскольку это радиоактивное облако, мы его с вами ни увидеть, ни почувствовать не можем (при этих словах среди публики раздался недоуменный гул). Дальнейшие прогнозы никакие мы давать тоже не в состоянии. Относительно наблюдений — мы проводим их на трех пунктах: в Уфе (в Дёме), Янауле и Стерлитамаке. Ежедневно эти наблюдения собираются, два раза в месяц отсылаются в Уральское управление по гидрометеорологии. Это связано с тем, что наше управление не имеет своей радиологической лаборатории, поскольку это дело затратное и государственным заданием не предусмотрено. Кстати, в госзадание Уральского управления наблюдение за рутением также не входит, это было сделано исключительно в связи с обнаружением. В течение трех месяцев это управление проводило анализ. Вы знаете, даже в Росгидромете не озадачились нахождением причин, поскольку это не входит в нашу компетенцию, в наши функции. Единственное, что я могу сказать, опять же из общеизвестных источников в интернете — это могло быть одно из предприятий в Челябинской области, вероятно, "Маяк". Это мое личное предположение.
Это могло быть одно из предприятий в Челябинской области, вероятно, "Маяк"
— То есть ничего страшного, пугаться не надо? — спросил спикер парламента Константин Толкачев.
— Да, можно сказать, что пугаться не надо, ничего страшного не произошло, — вынуждена была ответить Вилора Горохольская.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Был ли радиоактивный выброс?
Депутатов, тем не менее, эти ответы не устроили, и через непродолжительное время они вновь вернулись к рутениевой теме.
— От Росгидромета мы ответа на этот вопрос так и не получили, — заявила лидер местного отделения "Российской экологической партии "Зеленые", депутат Руфина Шагапова. — Ажиотаж вызвал ведь не только вопрос загрязнения воздуха этим изотопом, ажиотаж в обществе вызвал еще тот факт, что об этом нам стало известно почти спустя два месяца и, в основном, из зарубежных СМИ. У меня в связи с этим вопрос к Росгидромету — почему такое произошло? И что могут предпринять органы госвласти, для того чтобы население было своевременно информировано о таких случаях?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Европа предполагает массивный выброс радиоактивного изотопа между Волгой и Уралом
— Природа этого явления, безусловно, — недосказанность или отсутствие информации, с одной стороны, — ответил руководитель экологического ведомства, очевидно, имея ввиду упомянутый депутатом "ажиотаж". — С другой стороны, система государственного мониторинга должна быть построена на современных методах, исследованиях и быть гораздо более плотно устроенной на территории не отдельно взятой Республики Башкортостан, а по всей Российской Федерации. Чтобы все движения загрязняющих веществ, радиоизотопов мы могли знать и достоверно об этом судить.
— В то время передвигались над нами потоки с востока на запад, поэтому первыми обнаружили, естественно, наши коллеги на Западе, поскольку они, вероятно, проводят более детальные наблюдения за атмосферным воздухом, — вновь завладела микрофоном начальник Башкирского управления по гидрометеорологии Вилора Горохольская. — Что касается изотопов — мы их вообще не наблюдаем. И, если бы в то время наблюдался стандартный западный перенос, то вся эта воздушная масса сместилась бы на Сибирь и никакие европейцы бы об этом не узнали, и мы с вами никогда об этом не узнали и не почувствовали, как мы все это делаем на протяжении, наверно, лет пятидесяти.
Это умозаключение было встречено смехом среди депутатов и журналистов; правда, смех нельзя было назвать веселым.
— Спасибо, успокоили нас, — заметил Константин Толкачев и предоставил слово начальнику центра мониторинга окружающей среды Башкирского управления по гидрометеорологии Марине Юнусовой.
— По радиационному контролю у нас ведется наблюдение. По гамма-излучению измерения ведутся ежедневно, результаты передаются напрямую в научно-исследовательское учреждение НПО "Тайфун" (расположено в городе Обнинск Калужской области — "Idel.Реалии"). И эти результаты ежедневно можно увидеть в единой государственной онлайн-системе. А что касается суммарной бета-активности, то да, мы отбираем пробы и уже в дальнейшем отправляем в лабораторию, и результаты узнаем намного позже, потому что пробы анализируются в своей очередности. Уральское управление по гидрометеорологии не справляется с объемами, которые поступают к ним лабораторию, поэтому об оперативности здесь говорить невозможно.
— Ничего не понял, — заявил Константин Толкачев под общий смех. – Чем вы все же там занимаетесь?
На помощь коллегам из Башгидромета пришел руководитель регионального управления Росприроднадзора Юрий Дудников.
— Я хочу сказать проще — я считаю, что это всё искусственно, информация такая вот... создана, — попытался внести ясность чиновник. — Я плотно работал со своим коллегой, руководителем Росприроднадзора по Челябинской области. Если превышение по рутению и было, то оно было настолько незначительное, и предельно допустимая концентрация по мониторингу челябинских коллег была в двести раз ниже. Да, было небольшое превышение показателей от наблюдений прошлых лет. Но, может быть, это, по расхожему мнению, от разрушения спутника... Но, тем не менее, на здоровье это никак не отражается. Всё остальное, я считаю, было вызвано искусственно. Никакого облака, никаких превышений не было, которые бы угрожали жизни населения.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Эксперт: "Если рутений появился из-за сгоревшего спутника, где остальные продукты распада?"
— Вы могли бы, как все-таки представляющий федеральную структуру, собрать все структуры, занимающиеся этой проблемой и какую-то общую точку зрения определить? — обратился к руководителю управления Росприроднадзора спикер Госсобрания.
— Что касается радиационных направлений, за это отвечает Ростехнадзор, — ответил Юрий Дудников. — Да, вижу, что мои слова вызывают улыбку — что мы, мол, тут все друг на друга спихиваем. Но тем не менее, я вот сказал ту информацию, какую я имею. Мы тоже очень плотно это мониторили. И я говорил об этом в средствах массовой информации — не создавайте, пожалуйста, искусственно ажиотаж.
В конце ноября Федеральное ведомство по защите от радиации ФРГ заявило, что в так называемой "розовой области" (около 600-1000 км от места выброса) карты IRSN "нет риска для здоровья людей".
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.