Ссылки для упрощенного доступа

Руслан Айсин и Фарида Курбангалеева как зеркало татарского деколониализма


Фарида Курбангалеева. Архивное фото
Фарида Курбангалеева. Архивное фото

За последний год российские власти активно преследуют журналистку Фариду Курбангалееву и публициста Руслана Айсина. Оба — выходцы из Татарстана, оба — были успешны в России до полномасштабного вторжения в Украину. По мнению Харуна (Вадима) Сидорова, Айсин и Курбангалеева сейчас фактически становятся одними из фронтменов деколонизационной повестки в русскоязычном информационном пространстве. Пристальное внимание российских властей к ним Сидоров связывает именно с этим.

На этой неделе стало известно, что МВД России объявило в розыск татарского политолога, общественного деятеля Руслана Айсина. Уголовные дела по статьям об уклонении от обязанностей "иноагента" (ст. 330.1 УК) и "реабилитации нацизма" (ст. 354.1 УК) против него возбудили в марте этого года. А в мае у близких Айсина, находящегося в политической эмиграции, провели обыск, в ходе которого изъяли все их телефоны и компьютеры. В свою очередь "иноагентом" его признали еще в марте 2023 года.

Внесение в реестр "иностранных агентов", "экстремистов и террористов", возбуждение уголовных дел и объявления в розыск идут сегодня непрекращающимся потоком в отношении журналистов, блогеров и политологов — главным образом, уехавших из России после начала полномасштабной войны. Не так давно в сеть даже слили составленные кем-то базы "Покинувшие РФ 2022-2024" и "Оппозиционеры 2022-2024".

И все же случай Руслана Айсина представляется особым. И выглядит как стоящий в одном ряду с вручением аналогичных "черных меток" известной татарской журналистке Фариде Курбангалеевой, также покинувшей Россию. Ее, правда, сперва объявили в розыск, а уже потом — через несколько дней — признали "иностранным агентом". Поводом для этого стали обвинения в "распространении фейков" и "оправдании терроризма".

Реальная же причина в обоих случаях представляется иной. Высшие представители российского режима не раз — причем, не стесняясь в выражениях, — призывали силовиков сделать своим приоритетом борьбу с теми, кто "пытается расколоть и ослабить российское общество, используя сепаратизм и национализм". И татары — как второй по численности народ России — тут явно находятся на особом счету. Соответственно, не могли не оказаться на особом счету и два этих ярких представителя татарского народа.

Если таким ветеранам татарского национального движения, как братья Рафис и Нафис Кашаповы, Фаузия Байрамова и другим их коллегам давно создавалась репутация аутсайдеров, то Руслан Айсин и Фарида Курбангалеева — это фигуры, которых относительно недавно российский и, в частности, татарстанский зритель мог видеть на экранах своих телевизоров или в качестве участников вполне статусных конференций и круглых столов. Айсин возглавлял Всемирный форум татарской молодежи — организацию, которая в свое время была важным партнером казанского Кремля и баннер которой до сих пор висит на татарстанских государственных ресурсах. Курбангалеева была ведущей программы "Вести" на телеканале "Россия-1".

То есть это люди, которые спокойно могли делать карьеру внутри татарстанского или даже столичного российского истеблишмента, но сознательно предпочли этому свои принципы. Что особенно опасно, так как по их стопам теоретически могут пойти другие представители истеблишмента, примером чего можно считать и Ростислава Мурзагулова, еще недавно входившего в команду Радия Хабирова, а теперь объявленного врагом государства.

Не менее важно и то, какие именно нарративы продвигают в эмиграции Айсин и Курбангалеева. Первый, констатировав провал системного татарстанского патриотизма, открыто присоединился к деятельности деколонизаторских организаций вроде Лиги свободных наций, признанной российскими властями "нежелательной" в феврале 2023 года. Вторая, начав с классической российской оппозиционной повестки, в последнее время активно способствует освещению именно деколонизаторской проблематики, сотрудничая на этом поприще с той же Лигой свободных наций, которая таким образом обзавелась рядом информационных "тяжеловесов".

Не менее показательно и то, что адептам деколонизации России фактически приходится вести информационную войну на два фронта — не только против российской власти, но и против той части российской оппозиции, которая активно противодействует этой повестке. На этом поприще активно выделяется Юлия Латынина, которая после не самых успешных для нее дебатов с украинским журналистом Виталием Портниковым устроила эфир с российским оппозиционным политиком Геннадием Гудковым, в котором они обрушились на повестку деколонизации России и тех, кто ее продвигает.

После этого Фарида Курбангалеева, уже приглашавшая к себе в эфир Виталия Портникова, провела с ним разговор на площадке Лиги свободных наций, где он убедительно ответил на аргументы Гудкова и Латыниной. В свою очередь Руслан Айсин на связанных с ним YouTube-каналах также привлекает к обсуждению соответствующей проблематики видных экспертов вроде организатора Сибирского батальона и лидера "Гражданского совета" Дениса Соколова.

И Айсин, и Курбангалеева фактически становятся сейчас одними из фронтменов деколонизационной повестки в русскоязычном информационном пространстве. При этом, что важно — они являются яркими представителями крупнейшего "негосударствообразующего" народа России, фактически его голосом в этой широкой общественной дискуссии. Неудивительно, что в таком случае они привлекают к себе недружественное внимание не только российской власти, но и ее наместников в Татарстане, задача которых — обеспечивать империи лояльность ее второго народа.

Харун (Вадим) Сидоров, кандидат юридических наук, докторант этнологии Карлова Университета (Чехия), эксперт по национальным движениям народов России в целом и Волго-Уральского региона в частности.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG