Татарстан входит в число регионов, наиболее пострадавших от ухода зарубежных компаний, пишут "Ведомости" со ссылкой на доклад РЭУ имени Плеханова о месте уходящих иностранных компаний в экономике отраслей и регионов России. Согласно исследованию, на конец 2023 года об уходе заявили 1 503 российских подразделения иностранных компаний. При этом считать реально ушедшими можно только 666, говорится в документе. Татарстанский политолог Руслан Айсин считает, что российское вторжение в Украину оборачивается все большими проблемами для Казани, которая последние десятилетия сделала многое для превращения в развитую республику.
Война словно Молох пожирает все, что встречается на его пути. Ломает социальную жизнь, экономику, культурную инфраструктуру, расшатывает коллективную психику, отравляет будущее… Для России — это довольно привычное состояние, она проживает внутри этого огненного смерча.
Но все ли хотят быть частью этой нескончаемой турбулентности? Большие сомнения есть на этот счет. Существует значительная часть общества, которая хочет быть в мирном пространстве, создавать во благо, улучшать уровень жизни.
Россия продолжает дряхлеть цивилизационно и экономически. Она, как сообщают некоторые экономисты, переводит всю свою хозяйственную деятельность на военные рельсы. В этом ключе стоит рассматривать и назначение на пост министра обороны РФ Андрея Белоусова.
Российский управленческий класс наследует свою давнившую традицию, обменивая возможность модернизировать страну на вязкую геополитическую гегемонию. Все для фронта — все для победы! — этот лозунг является квинтэссенцией всей политики Москвы. Ничего не жалко, все сожжем для этих целей.
Находящиеся в составе РФ регионы, в особенности республики, не могут выскочить из этого капкана российской традиции повторения архаики и демодернизации. Сколько бы они не старались, все будто бы возвращается на круги своя. Этот огненный смерч не отпускает.
Татарстан три десятилетия строил остов передового инновационного региона. Даже пошел на то, чтобы политическую самостоятельность обменять на возможность социально-экономического роста. Максимально запрятал в глубь все, что напоминало о былом суверенитете, был нивелирован статус лидера регионального движения за федерализм, за государственность.
Россия на бумаге лишь федерация. На деле — это квазифедерация. Так называемое центральное правительство наделило себя чрезвычайными полномочиями и по факту лишило субъекты какого-либо права голоса и самостоятельности в принятии решений. Регионы не могут управлять ни своей политикой, ни экономикой, ни элементами национального строительства. Все перетекло в Москву.
Еще в конце прошлого года ответственные татарстанские чиновники делали прогноз на 2024 год , согласно их прикидкам, поступления налога на прибыль от нефтяной отрасли в бюджет республики сократятся почти втрое. От флагмана татарстанской экономики "Татнефти" и других крупных компаний казна получит лишь 23 миллиарда рублей. А потому что все больше средств от продажи нефти теперь сразу утекают в федеральный бюджет. Москва не скрывает, что ей нужно больше и больше денег на войну. Некогда благополучные регионы должны поднатужиться и из своих худеющих карманов выгребать последние рубли.
Что и говорить: татарстанская социально-экономическая модель сейчас проходит масштабный процесс трансформации. Не в лучшую сторону, естественно. Доходы падают. Власти секвестируют бюджет, урезают самые чувствительные отрасли: здравоохранение, образование, науку, культуру. Наблюдается нехватка кадров.
Идет накачка деньгами оборонных предприятий. И без того исчезающий средний класс банкротится. А эта прослойка собственников всегда выступала поборником демократизации и свобод. Она оппонировала государственной системе, госкапитализму, бюрократизации.
Накануне институт имени Плеханова выкатил интересное исследование. На конец 2023 года об уходе из экономики страны заявили 1 503 российских подразделения иностранных компаний.
Татарстан входит в число регионов, наиболее пострадавших от ухода зарубежных фирм. Пострадала промышленная отрасль и инновационная сфера. Теперь ни о каких полноценных зарубежных инвестициях в республику не может быть и речи. Разве что Китай. Но и тот устраивает такие маневры, что инвестиции превращаются в кабальную зависимость. Как сообщает ряд СМИ, Путин напрямую испытал это на себе, когда ощутил давление Пекина по вопросу продажи природного газа.
Татарстан — регион донор. И его доит Москва. Мало того, что Кремль забирает значительную часть доходов нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих, промышленно развитых республик, так он еще и заставляет их оплачивать колониальную войну против Украины.
Еще покойный политолог Глеб Павловский, который одно время был частью Кремля, отмечал в своей книге "Система РФ", что главное правило Системы (с большой буквы) — стремление к максимуму контролю при минимуме ответственности за происходящее и за последствия.
Путин сознательно перекладывает ответственность за войну на республики и их народы. Типичный прием представителя школы КГБ: подставить всех.
Руслан Айсин — татарский активист, публицист и политолог, ныне проживающий в Турции. Публикуется на страницах различных татарстанских и российских изданий в качестве эксперта по национальным вопросам и положении ислама в России. Минюст России считает его "иностранным агентом", с чем сам публицист не согласен.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.