После поручений Владимира Путина в России началось давление на государственные языки республик. Слова президента Российской Федерации некоторые восприняли как возможность легально "брезгать" госязыком региона проживания. Языковые активисты все еще защищаются конституциями, как России, так и республик.
В настоящее время идет сбор подписей под обращением к президенту России, в котором подписанты указывают антиконституционность мер, предпринимаемых в отношении региональных языков.
Но, как это обычно бывает в России, слово государя пока оказывается весомее основных законов страны. На местах начали сходить с ума — кто как мог.
Кто-то даже подал в суд за то, что его ребенка обучали татарскому в Татарстане.
Эксперты признают, что татарстанская языковая модель была не очень совершенной. Однако относительно других республик она была лучше.
И даже кажущаяся уступка властей, все равно мало что изменит в лучшую сторону, так как присутствие татарского в образовании сократится. Напомним, полпред Владимира Путина в ПФО Михаил Бабич заявил, что татарский язык как государственный в школах Татарстана будет возможно изучать до двух часов в неделю.
В этой связи интересно посмотреть на языковую картину в Татарстане ко времени последней переписи через призму татарского языка.
В республике проживало чуть менее четырех миллионов человек. Около 53% из них составляли татары, чуть менее 40% — русские. Также в республике проживают чуваши, удмурты, башкиры, украинцы, мордва и марийцы.
В процентном отношении их доля невелика, но в абсолютных цифрах их количество соизмеримо с целыми этническими группами в России. Поэтому мы решили узнать, как у них обстоят дела со знанием государственного языка Татарстана. Речь идет только о татарском языке, поскольку русским владеют все, кто ответил на этот вопрос в ходе переписи.
Самыми большими любителями татарского языка после самих татар оказались башкиры — почти 66% башкир региона владеют татарским.
Если любовь последних можно объяснить сходством языка с башкирским, то теплое отношение удмуртов к татарскому явно не по этой причине. Ведь удмуртский относится к финно-угорской языковой группе. 35% удмуртов Татарстана владеют госязыком.
Следом идут носители еще одного финно-угорского языка — марийского. Среди них татарский знают почти 30%.
Тюркоязычные чуваши — третий по численности народ Татарстана, также изучают не только русский и чувашский, но и татарский. Свыше 14% чувашей сказали, что они владеют госязыком.
В аутсайдерах оказались мордва с показателем в 4,5%, а также украинцы, среди которых татарский знает 3,6%.
Хуже всего дела обстоят у огромной по численности этнической группы. Как вы уже догадались, речь о русских. Среди них татарский знает всего 3,5%.
Эта цифра сильно бьет по аргументам тех, кто говорит о татаризации русских в Татарстане. Как отмечено выше, в республике русским владеют практически все. То есть среди татар нет проблем с русским языком, а вот среди русских с татарским есть.
В этой ситуации возникает логичный вопрос — с чем борется Владимир Путин? Неужели с татароязычностью самих татар? Ведь модель, существующая в республике, способствовала лишь поддержке татароязычности, прежде всего, самих татар.
Сравнительный анализ, описанный выше, наглядно представлен в инфографике, подготовленной "Idel.Реалии" совместно с Developing economies.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.