Ссылки для упрощенного доступа

От суверенитета до несвободы. Руслан Айсин — о значении 30 августа для Татарстана


30 августа в Татарстане празднуют День республики. В этот день в 1990 году Верховный Совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете Татарской ССР. Татарстанский политолог Руслан Айсин рассуждает о значении этого события.

30 августа — красный, праздничный день в новейшей истории Татарстана. В этот день 1990 года Верховный совет Татарской автономной ССР принял Декларацию о государственном суверенитете республики. Это было настоящее восстановление утерянной государственности.

Обстоятельства, политическая ситуация, общий психологический настрой, чаяния, надежды формировали тогда особую энергетику. Суверенитет всегда рождается в такие минуты. Те мгновения, по историческим меркам, конечно, включали в себя столь многое, что историки хватаются за голову: как все это методологически объяснить? Что было первично: начавшийся развал СССР, который и спровоцировал эти процессы или "созревшая нация/нации", давшая мощнейший толчок преобразованиям? Кстати, в ХХ веке германский философ Гельмут Плесснер назвал своих соотечественников "запоздавшей нацией". Но и она годом ранее, в 1989-ом, получила свои плоды от этих процессов — разрушение Берлинской стены и падение Варшавского договора объединило разделенную нацию.

Татары тоже нация дисперсная, раскроенная. Территориально. Более семидесяти процентов соплеменников проживает за пределами административных границ Татарстана. Но суверенитет сплотил всех в однородную политическую институцию.

Ведь суверенность — это не только и не столько границы и парламенты, но революционизирующая идея. Идея, которая несёт в своей основе стремление к освобождению, высвобождению того, что имеет собственные полномочия на самостоятельность, но вынужденную находиться в плену иной субъектности. Можно сказать, что это захваченная суверенность. Но не потерявшая при этом собственного самосознания.

Но сама по себе свобода просто так не приходит. Это процесс. Она, свобода, всегда должна быть в пике своего назначения. А проявляется она в неизменной борьбе. Борьба за свободу — это ещё и право на достоинство, на честь, на будущее.

Тридцать четыре года назад революционный дух свободы витал в воздухе. Впрочем и сейчас эта идея никуда не ушла, она переосмысляется в новых обстоятельствах. Пока что отличных от тех, что были тогда. Но темнее всего перед рассветом.

Путь пройден долгий и событийно насыщенный. От практически полного суверенитета со всеми его атрибутами, до дня сегодняшнего, когда Москва втянула Татарстан в преступную войну, отобрала практически все элементы самостоятельности и государственности: под давлением была переписана Конституция, вынудили убрать из нее понятия "суверенитет", "гражданство", разгромлена система национального образования, из государственного бытия по сути удален татарский язык — как, бесспорно, политический инструментарий. В самой республике публичная сфера стала поднадзорной, из нее силовым путем убрана идейность и суверенность. О Татарстане можно говорить только в контексте общепатриотического российского угара.

Демократии нет. Если приблизиться к вопросу ближе, то можно понять, что демократия — это включенная в процесс революция. Она закрепляет то, что было завоевано путем борьбы против тирании и деспотии. Если этого нет, мы не можем говорить о демократии. И вопрос ее состоит в том, чтобы наполнить смыслом, серьезностью и ответственностью пространство сопротивления, раздвинуть его. Вообще, демократия в России возможна не только в качестве силы, противопоставляющей себя авторитарному режиму, но в качестве суверенного движения мысли и действия, которое оппонирует централизованному государству.

Без малого три с половиной десятка лет назад мы творили историю. Через революцию суверенизировались, через слом идолов и империи демократизировались. Ведь если так посмотреть, то мы отчасти сами не удержали эту тяжелую ношу. Революцию можно сделать, но надо умело избежать контрреволюции, отката. Эйфория проходит, серость наступает и возвращает свое. Такой серостью, реваншем чекистской диктатуры стал путинизм.

В 1960 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, в которой, "признавая горячее стремление всех зависимых народов к свободе и решающую роль этих народов в достижении своей независимости" и "исходя из убеждения, что все народы имеют неотъемлемое право на полную свободу, осуществление своего суверенитета и целостность их национальной территории", торжественно провозгласила:

"Все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие"

В Декларации отмечается, что "любые военные действия или репрессивные меры, направленные против зависимых народов, должны быть прекращены с тем, чтобы предоставить им возможность осуществить в условиях мира и свободы свое право на полную независимость…"

Спустя тридцать лет Татарстан смог реализовать эти директивы в политическую практику, но не надолго. Путинизм торжествует уже 25 лет. Есть надежда, что максимум у него есть пять лет, чтобы вновь провернуть колесо истории.

Наш коллективный суверенитет должен реанимировать образ подлинной свободы. Свобода и суверенитет неизменно должны быть проартикулированы, проговорены, озвучены. Они при этом лишь созвучны истории и синхронизированы с политической реальностью.

Авторитет рождается из расширения дискурса свободы и мысли, которые обнаруживают себя в теле политического действа.

Политический авторитет — это сложение/умножение двух начал: дискурса (мысли артикулированной) и прямого действия, опирающегося на первый тезис. Татарстан просто обязан восстановить свой политический авторитет и забрать у истории потерянный статус.

Руслан Айсин — татарский активист, публицист и политолог, ныне проживающий в Турции. Публикуется на страницах различных татарстанских и российских изданий в качестве эксперта по национальным вопросам и положении ислама в России. Минюст России считает его "иностранным агентом", с чем сам публицист не согласен.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG