Ссылки для упрощенного доступа

"Очевидная попытка централизации и унификации"


IX конференция Чувашской национально-культурной автономии в Республике Татарстан, Казань, 1 ноября 2013 года. Архивное фото
IX конференция Чувашской национально-культурной автономии в Республике Татарстан, Казань, 1 ноября 2013 года. Архивное фото

В конце июля депутат Госдумы от Самарской области Михаил Матвеев внес на рассмотрение парламента проект поправок к закону "О национально-культурной автономии". Автор у законопроекта один — Матвеева не поддержали коллеги по фракции КПРФ. В данный момент проект находится на рассмотрении профильного комитета, который должен принять решение о его представлении в Совет Госдумы. "Idel.Реалии" ознакомились с предлагаемыми изменениями и узнали, что о них думают национальные активисты и эксперты.

Согласно реестру, опубликованному Федеральным агентством по делам национальностей 9 августа 2024 года, в России зарегистрировано 1 330 национально-культурных автономий.

Вопреки названию, национально-культурная автономия в нынешнем виде — не политическая или административная единица, а тип общественной организации. Согласно "Основам законодательства Российской Федерации о культуре", государство гарантирует право на создание таких автономий "всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих национально-государственных образований или не имеющим своей государственности".

Закон "О национально-культурной автономии" был принят в 1996 году, последние изменения в него вносили в 2014-м. Он определяет такие автономии как "форму самоопределения <...> на основе добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры, укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов".

Таким образом, национально-культурные автономии могут создавать иммигранты из других государств и их потомки, коренные народы, не имеющие своих субъектов федерации, а также сообщества "республиканских" народов, живущие за пределами соответствующих республик. Так, например, существуют федеральные автономии греков, казахов и ногайцев и региональные автономии чувашей Красноярского края и марийцев Татарстана.

Эти и другие НКА проводят культурные мероприятия, организуют национальные праздники. В некоторых регионах при них действуют курсы родных языков, традиционных танцев и ремесел. В Санкт-Петербурге НКА нескольких народов участвуют в ежегодных фестивалях языков — просветительских мероприятиях, где ученые и лингвисты-любители делают презентации о языковом разнообразии. Иногда руководство НКА делает и политические заявления. Так, летом 2023 года представители 22 федеральных автономий подписали обращение в поддержку политики Владимира Путина и "борьбы за суверенитет России".

Михаил Матвеев — доктор исторических наук, специалист по истории работы органов местного самоуправления в период политических и социальных кризисов. Член КПРФ, бывший депутат Самарской губернской думы. В 2014 году активно поддержал аннексию Крыма. В 2022 году проголосовал за признание независимости самопровозглашенных "ДНР" и "ЛНР". В 2024 году вызвал критику со стороны Рамзана Кадырова, заявив, что "мигранты пытаются агрессивно навязывать шариат". Позднее опубликовал видеоролик с оправданиями.

В своем законопроекте депутат Госдумы от Самарской области Михаил Матвеев предлагает полностью отказаться от термина "автономия" и переименовать нынешние НКА в "национально-культурные объединения". Это может быть связано с усилившимся в последние годы стремлением российского государства к централизации власти. Американский исследователь России Пол Гобл ранее отмечал, что централизация затрагивает в том числе символические уровни — отмене за излишнее "свободолюбие" подлежат не только реальные полномочия регионов, но и слова. Так, президенты большинства республик России были переименованы в глав.

Предложенные самарским депутатом поправки не ограничиваются простым переименованием НКА. Матвеев также считает необходимым изменить юридическое определение целей таких организаций. По его мнению, работа национально-культурных объединений должна быть направлена на "укрепление единства российской нации, в том числе через поддержку русского языка как государственного языка и языка межнационального общения". Такая задача вступает в прямое противоречие с изначальной — сохранением родных языков и культур. Впрочем, вычеркивать эти пункты Матвеев не предлагает — в его проекте они сосуществуют. При этом из него исключены слова об адаптации и интеграции мигрантов.

Кроме того, Матвеев считает, что на каждом уровне административно-территориального деления может быть только одно национально-культурное объединение, представляющее конкретную этническую группу. Так, например, если уже существует федеральное объединение немцев, нельзя будет зарегистрировать второе, альтернативное. То же касается сосуществования региональных, городских и местных объединений того или иного народа — в каждом субъекте федерации и муниципалитете, согласно предложению Матвеева, может действовать только одно.

Наконец, в предложенных поправках добавлены запреты получения финансирования из иностранных источников и использования флагов и гербов других государств на культурных мероприятиях.

"ОЧЕВИДНАЯ ПОПЫТКА ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ"

— На первый взгляд, автор законопроекта просто заменяет одни словами другими, но на деле эти поправки нарушают конституционные права национальных меньшинств. Предложения депутата Матвеева — очевидная попытка централизации и унификации. Запрет на существование нескольких НКА одного народа приведет к сокращению числа небольших культурных центров и кружков, а выстроенная вертикаль власти позволит контролировать их план работы. Предложение направить усилия НКА на поддержку русского языка трудно как-либо прокомментировать — оно кажется попросту оскорбительным, когда многие языки коренных народов находятся под угрозой исчезновения из-за поощряемой государством русификации, — считает историк, бывшая научная сотрудница Российского государственного гуманитарного университета Мария (имя изменено из-за закона о "нежелательных" организациях).

По мнению исследовательницы, изменения в национальной политике России напоминают события столетней давности: "Этот законопроект напоминает дискуссию Ленина и Сталина в 1922 году. Тогда речь шла о создании СССР, и Ленин, приверженец интернационализма, был за федеративное устройство советского государства, где у каждой республики предполагались свои органы власти, национальный язык и право самоопределения вплоть до отделения. Сталин же представил план автономизации, в котором внутри жесткого унитарного государства возможно было претендовать лишь на создание национально-культурной автономии. Ленин обвинил Сталина в великодержавном шовинизме и настоял на создании федерации. Тем не менее СССР быстро выродился в тоталитарное государство, где нелояльные национальные элиты были репрессированы, национальные интересы ущемлены, а на смену интернационализму пришел имперский дискурс".

— Предложенные Матвеевым поправки, в общем-то, повторяют уже однажды пройденный путь. Надо помнить, однако, что подобные упражнения в огромной многонациональной стране приводят к серьезному кризису. Именно такой кризис Советский Союз пережил в конце 1980-х-начале 1990-х, и мы знаем, что это закончилось его исчезновениям. Представляется разумным попытаться избежать таких кризисов в будущем, — заключает Мария.

"РОССИЯ ДЕГРАДИРОВАЛА ОТ ФЕДЕРАЛИЗМА ДО ФРАНКЕНШТЕЙНА"

— Национально-культурные автономии в международном праве — это самый примитивный формат самоопределения нации, — объясняет юрист, член Конгресса ойрат-калмыцкого народа Даавр Дорҗин. — Последнее означает, что любой народ должен иметь право и фактические возможности для установления наиболее подходящего для себя государственного устройства. Поэтому существуют федеративные, регионалистские и унитарные государства. В первых нации создают субъекты, которые передают на уровень федераций ограниченное количество полномочий; в основном речь идет о внешних сношениях и общегосударственной обороне и безопасности. Во вторых все административные единицы управляются центральной властью через губернаторов, но есть особые субъекты, которые имеют этнонациональный характер и обладают элементами самоуправления, например, в части государственного языка. В третьих все единицы гомогенны и не имеют этнического характера. Обычно в таких государствах самоопределение наций происходит через национально-культурные автономии, простейшие союзы представителей того или иного народа, которые не имеют властных полномочий.

По мнению Дорҗина, "Россия давно деградировала от федерализма в сторону какого-то франкенштейна, имеющего черты унитарности": "Этот шаг продолжает целенаправленную политику огосударствления всех форм самоопределения. На фоне войны в Украине властям важно показывать какие-то шаги в сторону создания так называемой общероссийской нации, в которой этнические черты нерусских выхолащиваются. Владимир Путин описал этот процесс формулой "я даргинец, я чеченец, я бурят".

— Представители российской власти и ее сторонники наполнены ресентиментом по отношению к федеральным свободам 1990-х, поэтому они будут добивать любые институты национального государственного строительства. Империя умирает в муках, и такие шаги демонстрируют тяжелое состояние межнациональных отношений, которое может выплеснуться через край в любой момент, — заключает Дорҗин.

"ПЛЕВОК В ЛИЦО НАЦМЕНАМ"

— Кажется, национально-культурные автономии существуют во всех регионах, но здесь, в Дагестане, я с ними не знаком, — считает дагестанский активист из Махачкалы, лакец Магомед (имя изменено из-за закона о "нежелательных" организациях). — Наверное, их деятельность незаметна на фоне других, более крупных и социально значимых форм национальных объединений. Тем не менее я не раз встречал информацию о деятельности дагестанских НКА в других регионах — в Москве, Петербурге, на Севере, куда многие представители наших народов переезжают на заработки. Мне кажется, что обычно это конъюнктурные организации — по-настоящему независимые национальные активисты вряд ли пойдут регистрировать юридическое лицо, они работают вне системы, а порой и просто вынуждены скрываться. И всё же от НКА в их нынешнем виде есть польза. В некоторых местах проживания наших народов за пределами Дагестана мероприятия автономий — единственный способ собрать всех вместе и поговорить о важности сохранения языка и идентичности.

К поправкам, предложенным Матвеевым, Магомед относится резко отрицательно: "Могу только сказать, что тюрьма народов продолжает вбивать гвозди в крышку гроба федерализма и разнообразия — единственного, что могло бы сохранить конструкцию под названием Россия. Это выстрел в собственное лицо и плевок всем нам, "нацменам". Стремление построить вертикаль и патологическое желание контроля только усилит антипатию со стороны представителей иных культур по отношению к русским и России, а среди русских продолжит тренд на нацификацию и поиск внутренних врагов, в первую очередь среди представителей нерусских народов. Что из этого выйдет, мы видим уже сейчас — рост ксенофобного насилия и исламофобии. В общем, это отвратительная инициатива".

"ПРЕВРАЩЕНИЕ ВСЕХ В ОДИН НАРОД"

Оценку законопроекта Михаила Матвеева опубликовал также Telegram-канал Лиги свободных наций — объединения национальных движений бурят, татар, башкир, эрзян, мокшан, калмыков, ингерманландцев и других народов, выступающих за независимость соответствующих регионов.

По мнению руководства Лиги, положение об "укреплении единства российской нации и гармонизации межэтнических отношений" фактически призывает к "размытию границ между народами и превращению их всех в один российский народ". Кроме того, сторонники независимости регионов отмечают и практические проблемы, которые могут возникнуть на местах в случае принятия поправок.

— Документ устанавливает, что в одном регионе не может быть больше одного объединения одной этнической общности. Таким образом, например, мокша и эрзя не смогут создать свои отдельные национально-культурные объединения, а вынуждены будут иметь одно общее — "мордовское", будучи разными народами, разными нациями с разными культурами. Подобный законопроект ударит не только по народам, у которых нет своей отдельной республики или автономии, но и фактически отнимет остатки самостоятельности у тех, у кого своя государственность в том или ином виде присутствует, — считают в Лиге свободных наций.

  • В последние годы Россию критикуют за давление на активистов, выступающих в защиту федерализма в РФ, и проводимую Москвой "ассимиляционную" политику в отношении представителей ее коренных народов и национальных меньшинств. Одновременно эксперты и активисты указывают на демонтаж федеративных основ государства.
  • Российские власти усиливают преследование — теперь уже и уголовное — активистов, которые выступают в защиту федерализма, полномочий регионов и прав коренных народов, населяющих Российскую Федерацию, криминализируя даже политические (гарантированные Конституцией страны) выступления.
  • Ранее "Idel.Реалии" рассказывали о списке из 55 национальных движений, которые Минюст РФ назвал структурными подразделениями несуществующего "Антироссийского сепаратистского движения".

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

  • 16x9 Image

    Idel.Реалии

    Мы не разглашаем имя автора этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России. 

XS
SM
MD
LG