Ссылки для упрощенного доступа

Нижегородца приговорили к штрафу в 490 000 рублей по делу об "оправдании терроризма"


Уголовное дело на него возбудили в июне 2024 года.

Второй Западный окружной военный суд (выездное заседание проходило в Нижегородском областном суде) признал 36-летнего Аркадия Балчугова виновным в "оправдании терроризма в интернете" (ч. 2 ст. 205.2 УК) и приговорил его к штрафу в 490 тысяч рублей. Об этом пишет правозащитный проект "ОВД-Инфо" со ссылкой на знакомого осужденного.

Telegram-канал, который мониторит обновление "списка террористов и экстремистов", уточнил, что уголовное дело против Балчугова возбудили из-за публикаций на его закрытой странице во "ВКонтакте". Какой именно пост стал поводом для преследования, не уточняется.

На странице Балчугова — всего две публикации. В одной из них он выражал мнение о Саиде Бурятском (российские силовики считают его одним из организаторов нескольких терактов на территории РФ в 2009 году; Бурятского убили в марте 2010 года в ходе контртеррористической операции). Второй был посвящен российскому вторжению в Украину. "Каждый честный человек независимо от национальности и взглядов должен поддержать Украину, находящуюся на переднем крае борьбы против озверевшего путинского режима", — написал Балчугов.

Уголовное дело на него возбудили в июне 2024 года. Балчугов рассказал, что силовики пришли к нему с обыском, уложили лицом в пол и надели наручники. Во время следственных действий у мужчины изъяли телефон и ноутбук, а после увезли на допрос. Во время поездки оперативники, по словам Балчугова, запрещали ему поднимать голову, угрожали физическим насилием и убийством. В здании ФСБ мужчину, по его словам, держали несколько часов в подвале с грязными стенами и не давали сходить в туалет. После Балчугова отпустили под подписку о невыезде.

Сам Балчугов предположил, что его преследование связано с тем, что он придерживается салафизма. Он принял ислам в 2011 году и с тех пор, по его словам, неоднократно подвергался нападкам со стороны властей.

Балчугов — уроженец Хабаровска. В разные годы он работал на кафедре общей физики и теоретической механики в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете и был аспирантом кафедры теории политики и коммуникации Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского.

  • Статью о "публичном оправдании терроризма" нельзя считать однозначно неправомерной и сугубо политической, рассказывал ранее "Idel.Реалии" руководитель проекта "Поддержка политзаключённых. Мемориал" Сергей Давидис.
  • Он пояснил, что в демократических странах для оценки потенциально опасных высказываний существует тест с шестью критериями, составленный экспертами ООН и описанный в Рабатском плане действий по запрещению пропаганды национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющей собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию. Он учитывает контекст, статус говорящего, намерение вызвать враждебность публики к определённой группе, содержание и форму речи, степень её воздействия и вероятность причинения вреда, включая его неотвратимость.
  • Давидис отметил, что эти критерии применимы в том числе и к "оправданию терроризма"; таким образом, реальные призывы к насилию, в том числе и публикация конкретных инструкций к совершению противоправных действий, подлежат преследованию в любом демократическом государстве, сказал он.
  • "В Российской Федерации существует легистский подход и отсутствует независимый суд. Поэтому, если ты где-нибудь скажешь условно "Путиняку на гиляку" — всем понятно, что это не призыв к действию, и никто Путина вешать не пойдет. Это, скорее, оценка, даже если она и сформулирована как призыв. Однако в России за это можно получить года три-четыре лишения свободы […]. Обвинение по статье 205.2 УК РФ стало основным инструментом преследования за антивоенные высказывания", — констатировал правозащитник.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG