Ссылки для упрощенного доступа

"Народы удерживались в имперских клещах силой". Руслан Айсин — о критике Навальной деколониальной повестки


Юлия Навальная
Юлия Навальная

Юлия Навальная на стратегическом форуме в Словении заявила, что деколонизация России не соответствует стратегии развития страны. Она сообщила, что те, кто выступают за необходимость "срочно "деколонизировать" Россию", не могут "объяснить, почему люди с общим бэкграундом и культурным контекстом должны быть искусственно разделены". Она также пояснила, что "угрожать разделением России на много частей, играя на руку путинской пропаганде", не соответствует стратегии развития России. Татарстанский политолог Руслан Айсин не согласен с политиком, считает, что Навальная вторит путинской власти в этом вопросе, и объясняет свою точку зрения.

Наконец-то кто-то из российских либералов признал, что со стороны представителей широкой национальной общественности есть существенный запрос на деколонизацию России. Но признание не означает принятие. То, что Россия колониальная имперская держава — факт общепринятый. Однако и российские власти, и системные либералы в большинстве своем не желают этого видеть в упор.

"Наша страна не запятнала себя кровавыми преступлениями колониализма", — написал министр иностранных дел России Сергей Лавров в своей программной статье, опубликованной в июле 2022 года перед его турне по Африке.

Путинский министр описывал ужасы колониальной политики Запада, но при этом представлял Россию как страну, которая занималась "мирным и добровольным присоединением территорий и народов". Советский Союз активно использовал такой подход, пропагандируя на внешний мир антиимпериалистический и антиколониальный дискурс. Сейчас его копирует нынешняя генерация правителей России.

В декабре 2022 года Путин дал указание Министерству образования и науки России "включить в учебные и исследовательские планы научных учреждений и учебных заведений высшего образования, финансируемые из средств федерального бюджета, научные исследования по истории происхождения, развития и последствиям колониальной политики европейских стран в Африке и на других континентах".

Это явное желание представить колониализм как якобы чисто западное явление. Однако о многовековой кровавой российской экспансии на запад, восток, север и юг Евразии — молчание.

Кровавые штрихи истории

Поскольку мир в основном знаком с британской моделью колониализма, основанным на контроле и сегрегации, российская модель, основанная на искоренении коренных жителей, заселении русского лояльного населения, вообще не рассматривается в российском пространстве как колониализм.

Российские чиновники неоднократно затрагивали экспансию Запада, обвиняя его колониализме, но ни слова не говорили об аналогичной политике русских поселенцев. Лавров и иже с ним явно искажают реальность, утверждая, что Россия не совершала преступлений против покоренных народов. Это утверждение является базовым для официальной российской политики и общественной мысли в течение двух последних столетий.

Российский военный географ Михаил Венюков в 1877 году написал: "Мы не англичане, которые пытаются не смешивать Индию с местной расой. Наша сила отличается; мы ассимилируем местные народы в дружественном слиянии с ними". Народы Поволжья, Сибири, Кавказа, Севера, Урала могут много рассказать о таких объятиях смерти.

"Черкесы нас ненавидят. Мы вытолкнули их с их удобных травяных равнин, разграбили их деревни, уничтожили целые племена", — написал "солнце русской поэзии" Александр Пушкин в 1829 году в своем опусе "Путешествие в Арзрум".

"Спокойствие Азии напрямую зависит от количества людей, которых мы там убили", — это уже держал отчет российский генерал Скобелев в конце XIX века.

"Мы убили две тысячи туркменов в Геок-Тепе, те, кто выжил, никогда этого не забудут. С помощью наших саблей мы вырезали всех, к кому могли добраться", — констатировал имперский военачальник.

Советская Россия продолжила традиции колонизации, но уже под другими идеологическими знаменами, сделав тактический шаг назад, а потом — резко два вперед. В первые годы правления большевики провозгласили так называемую политику коренизации (укоренения), предоставляя этническим меньшинствам право свободно использовать свои языки и культуру. Эта политика должна была помочь им завоевать сердца и умы колонизированных стран и народов как потенциальных союзников против царских симпатизантов. Но как только в этом тактическом союзе больше не было необходимости, русификация колонизированных наций вернулась к прежним царским нарративам.

Историк Ключевский в свое время сказал: "Вся история Российской империи — это история ее колониальных завоеваний". И этот факт преподносится как предмет особой гордости.

Польское восстание 1863 года против Санкт-Петербурга послужило принятию ряда радикальных решений Российской империи по языковой политике на западных ее окраинах. Параллельно, как пишет историк Миллер, шло активное формирование проекта "всецерковной нации".

В июле 1863 года министр внутренних дел П. А. Валуев издал циркуляр, временно запрещающий украинский перевод Священного Писания и использование украинского языка в школах и публикациях для народа.

Имперская политика в отношении украинского языка включала разные уровни регулирования. Власти стремились не допустить повышения статуса украинского языка и его литературной эмансипации, воздействуя на языковую систему в целом.

Более того, после подавления восстания в 1865 году власти ввели запрет на латиницу для литовского языка. Он был направлен на то, чтобы дистанцировать литовцев от поляков.

Аналогичная политика применялась и в других регионах. В 1858 году в Поволжье массовые переходы крещеных во времена Ивана Грозного и Петра I татар в ислам вызвали создание специальной системы Ильминским (имперским чиновником — идеологом русификации и христианизации народов Поволжья), который использовал кириллицу для перевода религиозной литературы на местные языки.

Принудительная русификация колонизированных стран включала в себя множество изуверских тактик. Против малочисленных народов применялся следующий принцип: насильно забирали детей из их семей и помещали их в закрытые учебные заведения без контакта с родителями. Он привел к нескольким вооружённым сопротивлениям в 1920-х и 1930-х годах, таким как Казымское и Тунгусское восстания хантов, манси и эвенков. Их справедливый протест был жестоко подавлен новыми властями.

Для закрепления этнополитической иерархии сталинизм разработал концепцию так называемых "братских наций", где русский народ выступал в роли "старшего брата", а остальные — младшими родственниками. Они словно дети должны были следовать примеру русской нации и принимать ее "историческое" превосходство.

Сталинские репрессии, геноцид и переселение целых народов, ущемление их этнического и религиозного достоинств — всем этим была наполнена история СССР. Народы удерживались в имперских клещах силой. Даже якобы демократы Горбачев и Ельцин и те отметились насилием по отношению к казахам, азербайджанцам, чеченцам, ингушам…

Этот печальный список преступлений империи можно продолжать еще долго.

Советский Союз канул в Лету, но система этнической сегрегации осталась. Путин продолжает эту линию. За четверть века его правления пятнадцать языков полностью исчезли. В 2017 году им был инициирован процесс принудительного изъятия родных языков в качестве обязательных для изучения в системе общего образования. Более всего пострадали национальные республики. Родные языки фактически вытеснены в сферу кухонных, чье функционирование возможно исключительно в семейном кругу. В таких условиях их жизнеспособность, не говоря уже о развитии, не представляется возможной.

Путинская колонизационная война

Важно отметить еще один аспект колонизации. На фоне полномасштабного вторжения России в Украину нерусские народы РФ используются Кремлем в качестве пушечного мяса.

Двумя регионами с наибольшей долей погибших (речь о подтвержденных данных по состоянию на конец 2022 года) являются Бурятия (коэффициент смертности: 28,4 смерти на 10 000 молодых мужчин) и Тыва (27,7). За ними следуют Псковская область (17,1), Северная Осетия (16,8), Республика Алтай (16,3). В Дагестане коэффициент смертности 7,6, в Чечне — 7,1, в Ингушетии — 6,4. (Однако следует учитывать, что для Чечни и, возможно, других республик Северного Кавказа эта оценка может быть занижена из-за чрезвычайной неполноты данных.). Самый низкий коэффициент смертности — в Московской области (1,7), Ямало-Ненецком АО (1,7), Ханты-Мансийском АО (1,7), Санкт-Петербурге (1,4) и Москве (0,3). Таким образом, риск погибнуть на войне в Украине для молодого мужчины из Бурятии и Тывы превышает аналогичный риск для молодого москвича примерно в 100 раз.

Агрессия Москвы против суверенной Украины как никогда поставила вопрос о невозможности бытия "мирного характера империи". Она должна быть демонтирована, а народы, захваченные в разные эпохи ее существования, — обрести свободу. Поэтому они стоят в авангарде борьбы против деспотии, тирании и колониальной политики Москвы, так как знают, что она не хочет и не может меняться, в какие бы внешне благостойные идеологические рясы та ни рядилась. Имперскость, шовинизм вшиты в саму структуру этого образования. Нахождение в едином политическом и государственном поле сулит лишь гибель населяющим ее народам.

Русификация и унификация — вот что несет Россия всем. В каком бы состоянии она ни была, ее удел — болтаться между имперством и идеей русского мира, где народам будут запрещать изучать свой родной язык, строить храмы, продолжат высмеивать их антропологические черты и навязывать собственную культуру, которую как знамя по случаю или без вытаскивают и размахивают, говоря о "едином культурном контексте".

Юлия Навальная упоминает термин "искусственно" применительно к возможному разделению территории. А что, народы или республики — это искусственные образования? А Россия тогда что: естественное явление, дитя природы? Если из империи выдернуть регионы, республики, которые составляют реальную политическую плоть всего этого, то останется просто небольшая Московия, лишенная ресурсов для воинственной политики. Народы — обладатели субъектности, причем настоящей, скованной общей историей, языком, культурой, религией, этническим самосознанием! А республики — это подлинные политии. У самой Москвы этой подлинности нет. Она живет за счет остальных и питается субъектностью этих народов и политий.

Разве Кавказ не историчен? Татарстан и Башкортостан, Якутия и Бурятия не историчны? Они более историчны, чем какая-то Москва, стянувшая на себя политические соки этих пространств. Татары, к которым я принадлежу, имеют историю государственности длиною в полторы тысячи лет, начиная с Тюркского каганата, Золотой Орды, татарских ханств и, наконец, нынешнего Татарстана. Даже по путинской конституции республики в составе РФ имеют юридический статус "государств".

Мы в состав империи добровольно не входили. И имеем право на выход оттуда, где мы насильно по факту удерживаемы в качестве заложников.

Резолюции, которые нельзя не заметить

Мировое сообщество давно признало право народов на самоопределение. Это право исконное и является фундаментом системы гуманистических и демократических отношений.

14 декабря 1960 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, в которой, "признавая горячее стремление всех зависимых народов к свободе и решающую роль этих народов в достижении своей независимости" и "исходя из убеждения, что все народы имеют неотъемлемое право на полную свободу, осуществление своего суверенитета и целостность их национальной территории", торжественно провозгласила:

"Все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие".

В Декларации отмечается, что "любые военные действия или репрессивные меры, направленные против зависимых народов, должны быть прекращены с тем, чтобы предоставить им возможность осуществить в условиях мира и свободы свое право на полную независимость".

17 апреля 2024 года Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) единогласно поддержала резолюцию "Смерть Навального и необходимость противодействия тоталитарному режиму Путина и его войны против демократии" авторства Эмануэлиса Зингериса. Там есть целый блок поправок в отношении коренных народов РФ.

"В частности, коренные народы, национальные и этнические меньшинства в России насильственно русифицируются, подвергаются репрессиям и дискриминации, что является нарушением обязательств России по Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. В частности, Ассамблея отмечает непропорционально большие потери, понесенные военными подразделениями, состоящими преимущественно из солдат, призванных на военную службу из национального, этнического и коренного населения. Ассамблея считает это сознательной кампанией, направленной на ликвидацию национального и этнического разнообразия в России. ПАСЕ отмечает, что деколонизация России является необходимым условием для установления демократии".

Заметьте, резолюция посвящена смерти Навального; и там же говорится о важности деколонизации. Европейцы это понимают, угнетенные народы понимают, но сторонники ФБК игнорируют. Удивительное дело политическая близорукость!

Мирный развод

Москва пытается заглушить идентичность целых народов. Но ради чего? Чтобы мы все стали частью политтехнологического "русского мира" и пошли воевать за Путина, или стали частью "Прекрасной России будущего"? Кто бы еще пояснил, что это вообще такое. Почему мы должны это принимать и идти на плаху, склонив голову перед палачом? А это то же самое: если там физическое убийство, то тут духовное.

Кремль заставляет всех шагать маршем, как при Павле I. Он принуждает нас забыть религию, язык, свои исторические корни. И этот имперский кровавый конструкт нам предлагают сохранить. То, что насильно втиснуто в рамки унификации, без разъединения не может стать союзом равных. А пока есть всем всё диктующий "центр", регионы так и останутся для него периферией, подмандатной территорией, вассалом, "младшим братом".

Чтобы лишить нас самосознания, "старшие братья" создают на наших землях химерные имперские атрибуты. Уничтожают топонимику, имена как в Крыму, как на Кавказе, замалчивают историю Дешт-и-Кипчака (Половецкая степь, Кипчакская степь, в западной Европе Кумания — исторический регион Евразии, представляющий собой Великую Степь от низовий Дуная до Иртыша и озера Балхаш. И от Нижней Сырдарьи и Крыма до Булгарии Волжско-Камской — "Idel.Реалии") и так далее. Какие там русские земли могут быть? Но нет же! Сибирь русская, Урал русский, Дальний Восток русский, Север русский… А где же тогда место памяти для коренных народов? А оно не предусматривается вовсе.

Мы боремся за возвращение исторической справедливости. Потому что там, на площадках исконных земель народов, разворачивается история: на Кавказе, бесспорно, в Украине. Это вопрос нашего физического и духовного выживания.

А что такое Россия без субъектов? Пустота, имперский симулякр. Только мирный расход, расщепление этого политического тела положит конец многовековой агрессии Москвы против соседей и большого мира.

Руслан Айсин — татарский активист, публицист и политолог, ныне проживающий в Турции. Публикуется на страницах различных татарстанских и российских изданий в качестве эксперта по национальным вопросам и положении ислама в России. Минюст России считает его "иностранным агентом", с чем сам публицист не согласен.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG