Более 17 миллионов рублей за содержание дорог Йошкар-Олы переплатила подрядчику из бюджета мэрия столицы Марий Эл. К такому выводу пришли активисты проекта "Муниципальный контроль", которые проанализировали муниципальные закупки в этой сфере за 2023 год. Один из авторов расследования, экс-депутат городского собрания Йошкар-Олы Антон Соколов уверяет, что на сумму переплаты можно было бы обустроить детские площадки во всех дворах округа, по которому он избирался. Соколов уточняет, что формально в действиях чиновников, переплачивающих подрядчикам, нарушения усмотреть очень сложно — однако подобные схемы, как правило, возникают при безальтернативных вариантах, когда дело приходится иметь с единственным участником торгов.
Активисты проекта "Муниципальный контроль" рассказывают, как "Дирекция дорожного хозяйства" Йошкар-Олы в мае 2023 года провела аукцион на содержание дорог в столице Марий Эл. На торги заявился единственный участник — МУП "Город". Стартовая цена аукциона была определена после "анализа рынка", причём торги проводились по средней цене. В "Муниципальном контроле" проверили 22 акта выполненных работ и выявили перерасход бюджетных средств на 17,2 млн рублей, что составляет 8,8% от цены контракта.
— Чтобы установить сумму переплаты, мы сопоставили средние цены, по которым выполнялись и принимались работы, с минимальными ценами из таблицы обоснования начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). Итого — по 22 актам подрядчик получил 195 млн рублей, хотя, заключай заказчик контракт по минимальным ценам, город заплатил бы за работы всего 177,8 млн рублей, — рассказал "Idel.Реалии" о методике, к которой прибегли активисты, соавтор "Муниципального контроля", экс-депутат городского собрания Йошкар-Олы Антон Соколов.
Соколов объясняет, что для определения НМЦК чиновники используют метод сопоставимых рыночных цен (проще говоря, анализ рынка). Как правило, перед торгами заказчик опрашивает нескольких участников рынка о стоимости тех или иных работ. НМЦК при этом вычисляется как среднее арифметическое от всех цен, принятых к расчету на основе полученных предложений участников рынка — то есть не минимальных, а средних цен. Таким образом, если на торги заявляется единственный участник, он получает дополнительную выгоду, а бюджет, соответственно, теряет возможную экономию, говорит расследователь, уточняя, что речь идёт о правовой коллизии.
С одной стороны, такой способ закреплён в вышедших ещё в 2013 году методических рекомендациях Минэкономразвития России. С другой — они не носят обязательный характер, однако в статье 34 Бюджетного кодекса РФ провозглашается принцип эффективности использования бюджетных средств, согласно которому заказчики должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств, обращает внимание Соколов.
По его наблюдениям, схемы, при которых стоимость лотов формируется по среднерыночной цене, как правило, используют в тех случаях, где победитель торгов известен заранее. Это, по словам Соколова, позволяет с самого начала прописать условия контракта именно под него.
Нечто подобное, по мнению Соколова, происходило и в Йошкар-Оле, где заказчик работ — муниципальное казённое учреждение "Дирекция дорожного хозяйства" Йошкар-Олы — формировал контракты под единственного подрядчика: муниципальное унитарное предприятие "Город".
— В городе не хватает денег на элементарное благоустройство. Если бы эти 17 млн рублей остались в бюджете, их можно было бы потратить, например, на детские площадки во дворах. Я избирался по Кировскому округу — это порядка шести тысяч избирателей и десять дворов, каждый из которых можно было бы на сэкономленные деньги оборудовать типовой детской площадкой. В то время я интересовался стоимостью одной такой малой архитектурной формы (МАФ) — это было где-то в районе полумиллиона. Понятное дело, сейчас и цены на стройматериалы взлетели. Но даже если брать максимальное подорожание — не 100, а 150 процентов — получается, весь мой округ (десять дворов) можно было бы обустроить такими детскими площадками, — приводит пример Антон Соколов.
Он выяснил, что с декабря 2022-го по март 2024 года "Дирекция дорожного хозяйства" Йошкар-Олы провела, помимо изученного активистами, ещё восемь аукционов на сумму 803,7 млн рублей.
— По всем этим закупкам также использовалась не минимальная, а средняя цена. Некоторые контракты по вышеуказанным закупкам еще не завершены. Какой ущерб будет нанесен бюджету города, станет известно после выполнения работ по всем этим контрактам, но уже сейчас понятно, что это будут десятки миллионов рублей, — прогнозирует Соколов.
По его словам, "Муниципальный контроль" анализирует множество закупок в разных регионах России. И в ряде случаев заказчикам действительно удаётся существенно сэкономить бюджетные деньги. Например, в Тульской области, приводит пример Соколов, сумму очередного контракта — 159 тысяч рублей — удалось снизить на 32% благодаря конкуренции на торгах.
— Чиновники действительно захотели сэкономить, и таких примеров немало, — резюмирует Антон Соколов.
"Муниципальный контроль" совместно с проектом "Общественный радар" предлагает обязать заказчиков в муниципальных и государственных контрактах брать за основу не среднюю, а минимальную из полученных при анализе рынка цен.
"Соответствующие поправки в закон уже направлены в Госдуму. Мы также отправили обращения в Министерство финансов и различные контролирующие органы по шести регионам России. Наша цель — изменить практику применения закона, чтобы освободить дополнительные средства для полезных нужд", — говорится в Telegram-канале "Муниципального контроля".
"Idel.Реалии" уже рассказывали, что в сентябре участники проектов "Муниципальный контроль" и "Общественный радар" выпустили совместное расследование, посвящённое особенностям распределения контрактов на ремонт дорог в Башкортостане.
Активисты выяснили, что контракты на сотни миллионов рублей на ремонт дорог в Башкортостане неизменно выигрывает компания, связанная через бывшего учредителя с братом главы республики Радия Хабирова. Она неизменно оказывается единственным участником торгов, которые, по оценкам специалистов в сфере госзакупок, сформированы под нужного заказчику поставщика — АО "Дорожное эксплуатационное предприятие №103" (ДЭП №103) .
Контракты с компанией также заключались по среднерыночным ценам — после того как башкортостанские чиновники проводили "анализ рынка". В опросе при этом фигурировало и ДЭП №103. Оно же во всех случаях указывало "идеальную" среднерыночную цену — тогда как другие участники рынка называли цены ровно на 12% выше или ниже, чем будущий победитель торгов. По мнению Антона Соколова, подобное обстоятельство может указывать на скоординированные действия, когда все стороны заранее договорились о победителе.
- Антон Соколов в 2019 году победил на выборах в городское собрание Йошкар-Олы по Кировскому округу в качестве кандидата от КПРФ. В мае 2020 года он вышел из компартии и покинул фракцию, а в 2021 году присоединился к движению независимых российских муниципальных депутатов.
- В марте того же года Соколова вместе с другими участниками форума независимых мундепов в Москве задержали полицейские.
- 25 февраля 2022 года полиция задержала Соколова уже на крыльце мэрии Йошкар-Олы, когда он шел на сессию городского собрания. Таким образом власти сорвали публичное выступление муниципального депутата против войны с Украиной. Соколов был одним из 189 подписантов обращения муниципальных депутатов РФ против российского вторжения. В сентябре 2022 года он в числе 70 мундепов подписал петицию с требованием отставки Владимира Путина с должности президента РФ.
- В декабре 2022 года Соколов уехал в Германию. Изначально он заявлял, что уехал на учебу, которая продлится несколько месяцев. В апреле 2023 года муниципальный депутат действительно вернулся в Марий Эл и присутствовал на сессии городского собрания Йошкар-Олы, но затем вновь уехал в Германию.
- 12 января 2024 года городское собрание Йошкар-Олы досрочно прекратило полномочия Соколова. В тот же день Минюст РФ объявил его "иностранным агентом".
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.