В эти дни крымские татары и все, кто с ними солидарен, вспоминают трагические события 80-летней давности — депортацию из Крыма крымскотатарского народа (Къырымтатар халкъынынъ сюргюнлиги), осуществленную советскими властями 18–20 мая 1944 года. Результатом этой трагедии стала не только поголовная высылка со своей родины всех крымских татар численностью свыше 200 тысяч человек (по сведениям Национального движения крымских татар — свыше 423 000 человек). И не только то, что, по различным оценкам, в пути и в первые годы жизни на новых — необустроенных — местах от болезней погибло свыше трети высланных. Подобное происходило и с другими высланными из Крыма народами: армянами, болгарами, греками, немцами. Да и в целом с народами, депортированными при Сталине. Однако случай крымских татар обладает своей уникальной спецификой. Докторант этнологии Карлова Университета (Чехия) Харун (Вадим) Сидоров делится своим мнением.
Не просто депортация, а национальная катастрофа
Для крымских татар высылка с родины стала не только человеческой, но и национальной катастрофой. Ведь в их случае целый этнос не только полностью был выслан со своей этнической родины, но и фактически лишился ее в виде существовавшей до 1944 года Крымской АССР, которая была ликвидирована.
Так в те годы произошло и с рядом других народов, ставших жертвами этнических чисток режима, который провозглашал интернационализм как основополагающую идею. Но если таким народам, как ингуши, карачаево-балкарцы, калмыки, чеченцы, при Хрущеве позволили возвращаться домой и даже формально восстановили их ликвидированные при Сталине национально-территориальные образования, то крымские татары не могли вернуться на родину до самого конца СССР, а ликвидированную национальную автономию им так и не вернули.
В итоге, если перед депортацией крымские татары составляли около 20% населения Крыма (то, что от них осталось на тот момент в результате полуторавековой политики постепенного выдавливания и заселения полуострова колонистами), то накануне краха СССР их там было лишь 0,25%, а к моменту повторного захвата полуострова Россией у Украины — 10,24%. После аннексии Крыма численность крымских татар на их родине снова сократилась, а положение ухудшилось. Но об этом чуть позже.
"Реабилитация" по-путински: имитация или насмешка?
После аннексии Крыма Владимир Путин подписал указ "О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития". А оккупационный "Госсовет Республики Крым" 16 февраля 2016 года принял закон №218-ЗРК/2016 "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий".
Идеология официальной российской политики в отношении крымских татар видна из самого названия путинского указа. В нем крымские татары поставлены на предпоследнее место в перечне народов Крыма, подлежащих реабилитации. Хотя у всех других присутствующих в нем народов есть свои государства, в силу чего их этническим перспективам в мире — в отличие от крымских татар — ничего не угрожает. Понятно, что это было сделано по строго формальному, алфавитному принципу, но все же получилось символично...
Сам этот указ максимально короток и включает в себя в основном общие фразы о восстановлении исторической справедливости в отношении репрессированных народов и содействии им в создании [экстерриториальных] национально-культурных автономий. Что касается исторической справедливости, повисает в воздухе (а на самом деле является риторическим) вопрос, должна ли быть для этого восстановлена республика лишившегося ее народа. Что же касается национально-культурных автономий, то надо понимать, что это явление когда-то (а именно в Австро-Венгерской империи) было призвано обеспечить максимальную инфраструктурную автономию народов без ее привязки к конкретной территории. Однако уже давно — особенно в России — оно воспринимается как нечто фольклорно-сувенирное, сводящееся к выступлениям людей в этнических костюмах на различных фестивалях и присутствию их представителей на ритуальных официальных мероприятиях.
Закон оккупационных властей Крыма в этом смысле чуть более подробен. В нем перечисляются некоторые конкретные меры "социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий". Такова и его идеология — реабилитация "лиц", а не народов, для восстановления подорванных позиций которых требуются куда более комплексные меры. Среди этих мер ежемесячные денежные выплаты в размере 500 рублей, скидки на коммунальные и жилищные услуги, "бесплатное установление стационарного телефона", льготный проезд в общественном транспорте.
Может ли все это компенсировать народу — в данном случае крымскотатарскому — утрату своей республики? Вопрос риторический.
Статус крымских татар в России и Украине
Наверняка у кого-то возникнет вопрос — а причем тут современная Россия и ликвидация сталинским режимом существовавшей в СССР автономной республики крымских татар? При том, что поправками к Конституции России 2020 года установлено, что "Российская Федерация является правопреемником Союза ССР на своей территории", а также признает "преемственность в развитии Российского государства" (ст. 67). Кроме того, в распространенном указом Путина на крымских татар законе "О реабилитации репрессированных народов" ясно говорится, что одной из форм репрессий, последствия которых должны быть преодолены (ст. 1), было "упразднение национально-государственных образований" (ст. 2).
Совсем недавно Владимир Путин подписал еще один революционный исторический указ, в котором говорится и о "преемственности всех этапов российской истории", и о необходимости "осознания исторического единства народов Российской Федерации при сохранении ценности истории и культуры каждого ее народа". Из всего этого недвусмысленно должны вытекать моральные, да и политико-правовые обязательства России перед крымскими татарами. Ведь в ее (оккупационной) логике они теперь являются ее народом — и в соответствии с ее законами, должны быть в полной мере реабилитированы от репрессий. Однако на практике имеет место совсем другой подход.
Интересно и показательно, какой является идеология отношения к крымским татарам Украины, которая в отличие от России не является правопреемником СССР, не провозглашает исторической преемственности с его политикой и по идее не обязана исправлять последствия его политики в отношении крымскотатарского народа. Тем не менее в Украине крымские татары — не предпоследние в перечне диаспор, а на особом юридическом счету — коренного народа Украины. Такой статус им предоставлен законом "О коренных народах Украины" №1616-IX от 01.07.2012 года, в соответствии с которым таким статусом наделены только крымские татары, караимы и крымчаки (к слову, их очередность в законе расставлена не в алфавитном порядке...). Потому что именно эти народы соответствуют трем критериям закона: как этнические общности они сформировались на территории Украины (в Крыму); они в ней являются этническими меньшинствами; у них нет своего государства за ее пределами.
В соответствии со статьей 1 данного закона, за этими народами признается право на самоопределение в составе Украины (п. 1), на самоуправление во внутренних делах, включая создание собственных представительных органов (п. 2), на создание своих общественных и культурных институтов (п. 3), которым должна оказываться государственная поддержка (п. 4), и на создание собственных общин (территориальных органов самоуправления, "громад") в местах их компактного проживания (п. 5). Как известно, в Украине, в том числе в украинском Крыму, таким представительным органом исторически был Меджлис крымскотатарского народа (далее — Меджлис) с его территориальными подразделениями. В России и оккупированном ей Крыму в 2016 году он был запрещен и признан "экстремистской" организацией.
Принятие Украиной подобного закона о коренных народах стало одним из ее идеологических вызовов Кремлю, на который в последнем не раз указывали как на одну из причин, почему российское руководство решило начать агрессию против Украины. И это понятно, так как "многонациональность" по-российски — это когда коренные народы ничем не отличаются от диаспор, что позволяет потом их всех одинаково легко "потерять и обнаружить" в "русском мире".
Украинская же национально-государственная идеология в этом смысле транспарентна: есть украинская нация, есть коренные народы Украины с особым статусом и есть национальные меньшинства, права которых гарантированы европейскими конвенциями. При этом ничто не мешает представителям последних занимать высшие государственные должности и даже возглавлять страну, как это имеет место с президентом Зеленским, чье этническое происхождение регулярно мусолят российские власти. Ведь базовым принципом современного государства является равенство граждан вне зависимости от их этничности, вероисповедания и т.д.
Однако граждане равны в индивидуальном качестве, тогда как разный статус народов определяется, чтобы гарантировать их права. Именно поэтому, в соответствии с украинской логикой, крымские татары в Крыму — коренной народ с особым статусом и особыми гарантиями и правами. В соответствии же с российской, крымские татары на своей родине — одна из многочисленных национальных единиц "многонационального русского мира" — наряду с такими диаспорами, как армяне, болгары, греки, немцы и многие другие.
Новый исход
Однако в реальной жизни под завесой декларированной реабилитации крымских татар в России и вовсе происходит их новый исход со своей родины.
В феврале 2024 года, по словам председателя Меджлиса Рефата Чубарова, из примерно 300 тысяч крымских татар, живших в Крыму в 2014 году, родину были вынуждены покинуть порядка 50 тысяч. Если эти цифры верны, то речь идет примерно о 16% от численности всего крымскотатарского народа Крыма, что выглядит как новая "тихая" депортация. При этом, по словам представителя президента Украины в Крыму Тамилы Ташевой, по состоянию на 2022 год на полуостров переселилось около 500 тысяч россиян, на фоне чего удельный вес крымских татар на родине должен был снизиться еще больше.
Почему крымские татары уезжают из оккупированного Россией Крыма? С 2014-го по 2022 год главной причиной были репрессии. Ведь под запретом в России оказалось не только крымскотатарское национальное движение в лице Меджлиса, но и исламские организации, спокойно действовавшие под властью Украины. Крымская правозащитная группа все это время составляла периодические мониторинговые отчеты о репрессиях на полуострове главным образом против крымских татар. Однако чтобы понять, что в этом плане там происходит, достаточно просто отслеживать их ленту новостей.
Мобилизация на войну против Украины стала новой причиной бегства из Крыма крымских татар. Эрнест Сулейманов, крымскотатарский эмигрант, живущий в Польше, описывает ее масштабы так: "Уезжают улицами, уезжают микрорайонами, уезжает много крымских татар".
Таврическая перспектива или "окончательное решение крымскотатарского вопроса"
Однако некоторым представителям российского истеблишмента всего вышеописанного мало. Так, нынешний российский министр, бывший губернатор Хабаровского края и бывший депутат Госдумы России Михаил Дегтярев сразу после оккупации Крыма предложил использовать в его названии и второе название — "Таврида", в чем его поддержал севастопольский атаман Анатолий Маретта, обосновавший это тем, что "Крым" — это крымскотатарское название.
В 2019 году с такой инициативой выступил ни больше ни меньше глава национально-культурной автономии греков Крыма Иван Шонус, обосновавший это предложение тем, что это "укрепит российский статус" полуострова. Тогда глава оккупационного "Госсовета" Константинов отмел это предложение, сказав: "Мы эти слова — республика Крым — выстрадали, они нам не просто дались, крымчане за это боролись долгие годы".
В целом по этой причине, то есть из-за восприятия в России Крыма в крымнашистском ключе, переименование одноименному "субъекту федерации" вряд ли грозит. Другое дело — планы "укрупнения регионов", которые уже давно стоят в России на повестке дня. В таком случае Крым действительно могли бы "потерять" в каком-нибудь новом "Таврическом крае" или "Новороссии" вместе с другими оккупированными территориями юга Украины. Однако вероятность реализации такого сценария, понятное дело, будет зависеть целиком от итогов идущей войны, впрочем, как и любые сценарии, связанные с будущим Крыма.
Но как бы то ни было, положение крымских татар в "российской Тавриде" вряд ли принципиально изменится по сравнению с их положением в "российском Крыму". Очевидно, что и там, и там их ожидает не реабилитация как репрессированного в 1944 году народа, а лишь дальнейшее этническое распыление. И в этом смысле последствия преступления 1944 года не только не преодолены, но и усугублены рецидивом 2014 года и всем, что за ним последовало.
Харун (Вадим) Сидоров, докторант этнологии Карлова Университета (Чехия), эксперт по национальным движениям народов России в целом и Волго-Уральского региона в частности.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.