Ссылки для упрощенного доступа

"Из этого вырастает надменное отношение к нерусским народам". Руслан Айсин — про шутку о непопулярности карельского языка на российском ТВ


Актриса Валерия Ломакина, шутка которой вызвала острую реакцию
Актриса Валерия Ломакина, шутка которой вызвала острую реакцию

Актриса Валерия Ломакина, пошутившая о непопулярности карельского языка, уже принесла извинения. Это произошло после резонансной реакции общественности и властей. По мнению татарстанского политолога Руслана Айсина, подобные шутки — логичное следствие ксенофобской риторики, исходящей от самих властей.

С языком, как известно, шутки плохи. Во всех смыслах. Очередная такая "шутница" вляпалась в большой скандал. На стендап-шоу в Москве актриса "Творческой мастерской" Валерия Ломакина пошутила о карельском языке. Ее неполиткорректный монолог звучал так:

"Я Лера, актриса из Петрозаводска. У нас там есть замечательный национальный театр. И это единственное место на Земле, где до сих пор говорят на карельском. И чтобы вы понимали, этот язык настолько сложен для понимания, что даже сами карелы приходят на спектакль и сидят в наушниках, в которых идёт перевод на русский. И даже этот перевод звучит так, будто всю Карелию однажды кто-то обидел, и они теперь пожизненно оправдываются. Извините, но я считаю карельский атавизмом. Это как соски у мужчин — работают исключительно как зрелище. И то только для истинных ценителей".

Выступление Ломакиной вызвало бурю негодования. Отреагировал даже глава Карелии. А сама Ломакина вынуждена была уволиться из театра, в котором работала.

История скверная. Но что толкает людей переходить эту чувствительную грань? Ломакина же явно не маргинал, вроде как представитель творческой профессии, которая подразумевает рефлексию и любовь к литературе.

Что говорить, в России оскорбления на почве национальности, языка, религии или расовой принадлежности набрали такой темп, что стало уже некой обыденностью, нормой. Ладно бы только комики — с них, как говорится, и спрос соответствующий. Работа у них такая — шутовская! Но когда оскорблениями целых народов, культур, стран занимается политическая элита и так называемые государственные мужи, тут совсем не до смеха.

Ведь это Москва задает такой шовинистический настрой и тон обществу. Она поощряет ксенофобию и ненависть к инородному. Именно Кремль использует направленную против народов политику для реализации своих геополитических задач. Так началась агрессия России против Украины — якобы потому, что там ущемляют права русскоязычных. Путинские провокаторы особенно постарались и довели ситуацию до войны.

Или как в 2017 году нападки и наезды на татарский язык были использованы для разгрома национальной системы образования не только Татарстана, но и всех остальных национальных республик — чтобы постепенно свернуть остатки федерализма и заглушить голос национальной интеллигенции на право быть и развиваться своему этносу. Один народ, один царь, один язык — эта конструкция теперь является официальной и государственной. Попробуй-ка оспорь — в момент станешь экстремистом и террористом.

Москва хорошо приноровилась выбирать в качестве врага языки народов, всячески поддерживать их высмеивание и уничижение в публичной сфере. Все эти юмористы, которые активно этим занимались, возникли ведь неспроста. Не во имя их таланта им давали время в прайм-тайм на российском телевидении. Они готовили почву для будущей ненависти — уже на государственном уровне — к Украине, народам Балтии, Центральной Азии, народам России.

Технология-то довольно-таки простая. Если ты публично высмеиваешь язык и доносишь до публики эту эмоцию, соответственно, в паре с ней идет следующий нарратив: то, что подвержено обструкции и стёбу, не может быть статусным и респектабельным, не может быть важным (ведь ценности не высмеивают!), а значит — с этим легко можно разобраться, отменить, ликвидировать за ненадобностью. Что и случилось в России с национальными языками.

Из этого вырастает надменное отношение к нерусским народам, их культуре, самой форме их хозяйствования. Дескать, язык у них смешной и никому не нужный, да и сами они, по выражению Ломакиной, носители атавизма. Все эти оскорбительные анекдоты про "наивных и глупых чукчей", "хитрющих татар", "похотливых кавказцев" — часть этой же коллективной мысли, презрительного отношения.

Кроме того, такие подходы не порицаются в обществе. Поэтому эти люди поддерживают имперский дискурс, колониализм, агрессивное державничество. Колониализм — это не только непосредственный захват территории и порабощение местного населения, но и гуманитарный гнет, когда только один язык и одна религия должны доминировать. Единомыслие и единоначалие. В тоталитарном пространстве не может быть "иных" — все должны соответствовать усредненному показателю, определяемому "центром".

К сожалению, Россия превращена в коллективную Ломакину — с постимперским синдромом ломки.

  • Актриса Валерия Ломакина позднее заявила, что ее выступление касалось не опасности исчезновения языка, а отношения к проблеме части населения. "Я высмеивала не саму проблему опасности утраты языка, а отношение к этой проблеме сегодняшней "обезбашенной" части молодежи, да и вообще людей, утративших связь со своей землей и культурными традициями", — написала она на своей странице во "ВКонтакте".
  • В конце октября стало известно, что в Карелии прекращают выпуск печатных СМИ на карельском, вепсском и финском языках. Причина — у местных властей якобы закончились на это деньги. В июне власти по "финансовым причинам" уже сократили в них количество полос на национальных языках.
  • По итогам переписи населения России 2021 года карелы впервые оказались "малочисленным коренным народом". На 2023 год в России насчитывалось 32 тысячи 422 карела (25 тысяч в самой Карелии). В 2010 году эта цифра была почти в два раза выше — 60 тысяч 815 человек.
  • Количество карелов, владеющих карельским языком в России, по данным Переписи-2021, составило почти 14 тысяч человек. Из них около 8 700 человек используют карельский язык в повседневной жизни.
  • Карельский язык не является государственным в Карелии.

Руслан Айсин — татарский активист, публицист и политолог, ныне проживающий вне России. Публикуется на страницах различных татарстанских и российских изданий в качестве эксперта по национальным вопросам и положении ислама в России. Минюст России считает его "иностранным агентом", с чем сам публицист не согласен.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG