Ссылки для упрощенного доступа

"Иначе тоталитаризм не получится". Руслан Айсин — об инициативе отгородить российскую науку от западной


"Русский научный форум" Всемирного русского народного совета (ВРНС). Константин Малофеев и Рамазан Абдулатипов, 14 мая 2024 г., Казань, Татарстан, Россия
"Русский научный форум" Всемирного русского народного совета (ВРНС). Константин Малофеев и Рамазан Абдулатипов, 14 мая 2024 г., Казань, Татарстан, Россия

В Казанском федеральном университете (КФУ) 14 мая прошел "Русский научный форум" Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС). Главной темой мероприятия, по данным пресс-службы КФУ, стала "разработка суверенного мировоззрения в российской науке". "Idel.Реалии" ранее изучили заявления спикеров и собрали реакцию исследователей. Татарстанский политолог Руслан Айсин также следил за мероприятием и делится своим мнением о дискуссии.

В моем Alma mater, Казанском федеральном университете, 14 мая прошел "Русский научный форум" Всемирного русского народного собора (ВРНС) с участием основателя телеканала "Царьград", одного из главных спонсоров войны в Украине Константина Малофеева, философа Александра Дугина, научной, религиозной и номенклатурной общественности.

Было заявлено, что главная тема симпозиума — "разработка суверенного мировоззрения в российской науке". Один из представительных спикеров форума Дугин сказал, что надо подумать, "как сделать нашу российскую современную науку суверенной". По его мнению, "гуманитарные науки в России нуждаются в масштабной и углубленной проверке на эпистемологическую суверенность". Критерием такой проверки, сказал Дугин, должны выступать "традиционные ценности" на основе путинских указов, его выступлений и государственных программ, им завизированных.

Малофеев же отметил, что в российской науке на сегодня очень много того, что мешает научному суверенитету. Западная модель развития привнесла очень мало полезного, а разрушила гораздо больше, резюмировал он.

Изначально было ясно, что за гуманитарную науку рано или поздно возьмутся плотно. С образованием разобрались, его вписали в путинские скрепы; структуры гражданственности, то есть суверенного человека, а не холопа государства, разгромлены. Политика сведена к политтехнологии. Настал черед мира науки.

Такой подход мы уже проходили в советское время. Наука была тотально идеологизирована марксизмом-ленинизмом-сталинизмом. Опиралась она на доктрину Маркса и Энгельса. Их последователь Владимир Ульянов-Ленин писал, что "учение Маркса всесильно, потому что оно верно". Это не помогло красному проекту; просуществовав 70 лет, он пал. Да, к вниманию красных патриотов надо отметить, что марксизм — все же западное, германское учение, изначально расписанное для Европы. И отечественного в нем совсем мало.

Собственно, оставив за рамками точные дисциплины, гуманитарная мысль пришла в Россию с Запада: от философии и социологии до культурологии и богословия. Как всё это хотят выкорчевать путинские идеологи — ответа нет. Так называемая "суверенная наука" — очередной фетиш. Не более того.

Научный мир универсален и глобален. Невозможно жить и развиваться в формате автаркии, отгородившись от остального человечества. Ни СССР, ни так любимая монархистами российская империя не формировали самостоятельного гуманитарного и естественного знания. Она питалась и опиралась на западные или восточные образцы.

Движение в сторону тоталитаризма все равно концептуально будет базироваться на западных технологиях и мыслях Юнгера (Эрнст Юнгер — немецкий писатель, мыслитель и офицер, внёсший значительный вклад в военную теорию, один из главных теоретиков консервативной революции — "Idel.Реалии"), Джентиле, идеологов консервативной революции (Джованни Джентиле — итальянский философ, основатель теории "актуалистического идеализма", также теоретик итальянского фашизма — "Idel.Реалии"). Ведь Россия и здесь была на периферии. В конце XIX-начале ХХ века она породила религиозный мистицизм, литературу, но в остальном — интеллектуальная засуха.

Конечно, российские власти попытаются встроить историю в идеологические рамки. Что уже по факту произошло. Но социология, политология, юриспруденция — раздавлены чекистским прессом. Мэтр социологической науки Питирим Сорокин (русский, американский социолог и культуролог, педагог. Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности — "Idel.Реалии") и тот был изгнан из страны в 1922 году. А "философский пароход"? Я так понимаю, что проект "изгнание гнилой интеллигенции", ака столетие тому назад, провластные ястребы не прочь и повторить. Только вот теперь не высылают уже в буржуазные страны, а сажают на вполне себе пролетарские нары.

Официоз и его слуги хотят подчинить всех государству. Сделать всех какими-то "русскомирными", православными, поклоняющимися "тотальному государству". Значит, в этой парадигме нет места нерусским народам, их национальной истории, культуре, самобытности. Иначе тоталитаризм не получится.

Германский поэт и драматург Фридрих Шиллер в середине XVIII века оставил такие строки: "Я пишу в качестве гражданина мира, не служащего никаким государям. Публика теперь для меня все — моя наука, мой повелитель, мой защитник. Я принадлежу теперь ей одной. Перед этим и не перед каким-либо иным судом я предстану". За такие слова он сейчас предстал бы перед "басманным правосудием" как оппортунист и космополит.

Российская наука — производная от идей германского Просвещения. Университеты, сложение знаний, книгопечатание — все следствие этой европейской научной революции. Сам Казанский университет в момент его создания в 1804 году сплошь состоял из германских профессоров. Своих-то научных кадров не было! А концепт Академии наук? Тоже европейский. Да куда ни ткни, везде наткнешься на глубокий западный след.

К середине XVII века научные знания стали распространяться быстро, и уже к веку восемнадцатому пришли в Российскую империю. Петр I просто копировал все европейское. Знания, технологии, модель государственного управления…

Поэтому разговоры о "суверенной науке" не серьезны. Задача-то ясна — подчинить все и вся воле тотализирующейся власти. Но такой подход окончательно убьет в стране любую мысль. Научное мышление не может существовать в замкнутом пространстве, окруженном большим забором. Оно постепенно помрет в этих застенках. Впрочем, не исключаю, что хозяева дискурса этого и хотят. Нет мысли — нет свободы! Логично и лаконично. По Гегелю прямо.

Руслан Айсин — татарский активист, публицист и политолог, ныне проживающий в Турции. Публикуется на страницах различных татарстанских и российских изданий в качестве эксперта по национальным вопросам и положении ислама в России. Минюст России считает его "иностранным агентом", с чем сам публицист не согласен.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG