Ссылки для упрощенного доступа

"И вот дошли до детского питания". Айсин — об антимусульманских шагах российских органов власти


Халяльный рынок в Казани (Татарстан, Россия, 18 мая 2023 года)
Халяльный рынок в Казани (Татарстан, Россия, 18 мая 2023 года)

В начале июля пресс-служба Следственного комитета РФ сообщила, что глава СК Александр Бастрыкин поручил организовать проверку школы Менделеевского района Татарстана из-за возможного нарушения прав детей. Поводом для проверки стала информация, что школьники с нового учебного года начнут питаться по системе халяль. До этого Бастрыкин выделился неоднозначными высказываниями на юридическом форуме в Петербурге. Так, по его словам, люди неславянского происхождения, в общем-то, не должны иметь права следовать своей культуре, молиться и полноценно жить в России. Он расценивает это как захват "наших территорий" и угрозу для славянской православной культуры. Татарстанский политолог Руслан Айсин считает, что действия и высказывания чиновника носят расистский характер.

Крайне опасную игру затеяли в Москве. Видимо, там решили, что надо радикально ограничить права мусульманских народов России. В последние месяцы идет целенаправленный "наезд" на мусульман. Особенно в этом деле усердствует глава российского Следственного комитета Бастрыкин.

На Петербургском юридическом форуме он выступил с целым рядом программных заявлений, которые можно трактовать не иначе как националистические и экстремистско-правые. По его мнению, люди неславянской идентичности не могут в России проявлять свою культуру, молиться и полноценно жить. Он расценивает стремление инородцев окружить себя национальной духовной средой как захват российских земель и угрозу для славянской православной культуры.

"Они создают объекты своей культуры, молельные дома. То есть они вот уже физически захватывают нашу территорию не только идеологией, но и конкретными объектами", — заявил глава российского СК.

Обращая свой месседж в адрес предпринимательского сообщества, Бастрыкин призвал их брать на работу только истинных россиян, русских, а не формальных граждан России. Главное — не "ввозить" иностранных граждан и не обращаться к труду людей азиатского происхождения.

Что это как не явная сегрегация по национальному и даже расовому признаку? "Брать на работу истинных русских" — это в духе выявления истинных арийцев времен Третьего Рейха. Так можно дойти и до измерения черепов на предмет выявления чистоты расы.

Но Бастрыкин, который в последнее время проявляет невиданную активность на ниве борьбы с проявлениями нерусской и неславянской культуры, на этом не остановился. Он поручил организовать проверку из-за возможного нарушения прав детей в Менделеевском районе Татарстана, где школьникам с нового учебного года планировалось выдавать питание по стандарту халяль. То есть согласно мусульманским нормам. Обычно под этим подразумевается отсутствие свинины и связанных с ней производных субпродуктов, алкогольсодержащих пищевых элементов.

Хотя данное решение было согласовано с властями района, представителями православной церкви и Духовным управлением мусульман республики. Родители также были не против этой инициативы.

Стоит отметить, что до 2017 года все татарские школы и детские сады обеспечивались халяльной мясной продукцией. Однако этот год стал рубежным для Татарстана: началась кампания по запрету обязательности преподавания татарского языка (Госдума России утвердила решение летом 2018 года), Москва отказалась пролонгировать федеративный договор с Казанью о разграничении полномочий.

С этого момента Татарстан стал стремительно терять свой политический вес. Москва настойчиво лишала его былых привилегий и статуса. И вот дошли до детского питания…

Получается, теперь вопрос о рационе школьников в Татарстане решает сам глава российского Следственного комитета! А вот если бы было принято решение о составлении школьного меню, исходя из православных канонов, вряд ли бы тогда власти вообще обратили на это внимание. Ведь все в рамках декларируемой парадигмы — поддержки православно-славянской идентичности.

Система халяль является в своей основе принципом здорового питания. Что признано многими диетологами и специалистами в этой области. Внешне и атрибутивно она не отличается от обыденной еды. Как это может нарушить права ребенка?

Очевидно, что в основе лежит политическая и идеологическая подоплека: мусульманам нельзя реализовывать свои права. Они должны находиться в разряде людей второго сорта, даже если речь идет о национальных регионах с преимущественно мусульманским населением.

Вот здесь кроется самое настоящее нарушение фундаментальных прав гражданина — получается, что он не может исповедовать свою религию должным образом и культивировать традиционный культурный код. А все потому, что кто-то там в высоких кабинетах решил, что вместо конституции главный ориентир — что-то другое.

Все это напоминает времена Российской империи, когда покровительство православным христианам как внутри страны, так и в соседних государствах было главным приоритетом правящего истеблишмента. Императрица Анна Иоанновна (годы правления 1730–1740) попыталась установить контроль над мусульманскими преподавателями религии среди татар и башкир, приказав им принести клятву "никого из других вер в свой закон не переводить и не обрезывать".

А Елизавета Петровна (годы правления 1741–1761) повторила это предупреждение, запретив обращать в ислам "как Русских, так и новокрещеных и Калмык, Мордву, Черемис, Чуваш и прочих всякого звания людей".

Бастрыкин буквально скопипастил решение Елизаветы о защите православных. Она заставила регулировать строительство мечетей и запретила строить в деревнях с православными жителями и установила минимум населения, при котором разрешалось иметь мечеть, — двести мужчин.

Такая дискриминационная политика впоследствии тяжело аукнулась императорскому дому. Это привело к восстанию татар и башкир в Поволжье, когда они присоединились к бунту Емельяна Пугачева.

Проблема в том, что люди, подобные Бастрыкину, историю не знают и считают, что могут беспрепятственно и без последствий заниматься притеснением прав народов.

Руслан Айсин — татарский активист, публицист и политолог, ныне проживающий в Турции. Публикуется на страницах различных татарстанских и российских изданий в качестве эксперта по национальным вопросам и положении ислама в России. Минюст России считает его "иностранным агентом", с чем сам публицист не согласен.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG