Считается, что Татарстан умеет выстраивать экономические связи, искать новые бизнес модели, завлекать инвесторов, и вообще наша элита вполне себе освоила понятийный экономический аппарат, чем компенсирует отсутствие политического инжиниринга. Свято место же пусто не бывает. Но и здесь не всё так однозначно, кризис обнажил проблемы и в этой сфере, в которой республика считала себя передовой. Однако системный кризис на то и системный, что накрывает своей волной всё, не оставляя "сухих краев".
Зачем инвестировать или помогать татарской культуре, если это не близко тебе, если ты не чувствуешь эту тонкую связь с народной психеей?
Хотелось бы проиллюстрировать этот тезис на примере деятельности Форума "Деловые партнеры Татарстана", который пройдет 29 ноября — 1 декабря, тем более, что он будет организационно интегрирован в "усеченный съезд" Всемирного конгресса татар, о котором мы писали. Сам форум проводится с 2000 года двенадцатый раз. Инициировало это движение ВКТ. Изначально форум проводился под председательством Рустама Минниханова — премьер-министра Татарстана, а затем он же главенствовал на мероприятии в статусе президента. Помню, как он вел эти заседания: уверенно, со знанием дела, видно было, что в этих вопросах Рустам Нургалиевич чувствовал себя как рыба в воде. Чего не скажешь о политической или гуманитарной сферах.
В двенадцатый, циклически завершающий, раз бизнес-форум соберет 150 крупных татарских предпринимателей из 37 регионов России и стран ближнего и дальнего зарубежья. В этот раз изменится также формат его проведения — он состоится на базе особой экономической зоны "Алабуга". Но стоит ли ждать от этого представительного форума генералов татарской экономики реального выхлопа?
По сути только Рустаму Тарико, владельцу холдинга "Русский Стандарт", удалось зайти со своим бизнес-проектом в Татарстан. Но и то после того, как он пожертвовал в республиканский фонд "Возрождение-Яңарыш". В свое время крупнейший украинский олигарх татарского происхождения Ринат Ахметов также не смог освоить татарстанский рынок. Хотя Ахметов вкладывался в местные благотворительные проекты, жертвовал на нужды Болгара, помогал татарской общине Украины. Не исключено, что Москва не пожелала его экономического присутствия в Татарстане. Но такой вариант представляется маловероятным. Крупный бизнесмен из Тюменской области Ринат Насыров никак не может запустить роботизированную молочную ферму в Альметьевске. Он в числе крупнейших меценатов в татарскую культуру не только у себя в регионе. И таких примеров не мало, увы.
На форумах "Деловые партнеры Татарстана" эти проблемы неоднократно поднимались, они входили в перечень поручений президента Татарстана. А воз и ныне там, у разбитой дороги...
Узко корпоративные интересы выше национальных
Татарстан согласно 14-й статье Конституции взял на себя обязательства содействовать в развитии национальной культуры, языка, сохранении самобытности татар, проживающих за пределами республики. Однако в настоящее время татарские предприниматели — основные инвесторы в национальную инфраструктуру. Они финансируют строительство школ, содержат национально-культурные центры, поддерживают местный татарский актив и т.д. И Татарстан мог бы использовать этот колоссальный потенциал, поддержав меценатов. Это должно быть встречное движение. Но Татарстан не хочет пускать их на свою экономическую поляну! Так как не желает конкуренции. Узко корпоративные интересы выше национальных, так получается.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Элита Татарстана. Как устроена "Корпорация Татарстан"
Справедливости ради надо сказать, что попытки буквально заставить работать этот механизм были. Вот к примеру, существует экономический институт торговых домов "Татарстан — N регион". Их более сорока. Начался этот процесс около 20 лет назад, еще при прежнем руководстве Всемирного конгресса татар. Некий аналог этого института был открыт в Шэньчжэне, куда Рустам Минниханов недавно совершил деловой вояж. Торговые дома должны были стать экономической и лоббистской базой Татарстана в регионах. Но главное, что они призваны были создать систему материальной помощи для нужд татарской общины. Хотели получить взаимовыгодное партнерство. Но этот механизм стал работать в холостую в последние годы. Казань отказалась в полной мере помогать регионам. Здесь налицо отсутствие политической воли.
Татарстан готов приглашать иностранных и нвесторов, но не содействовать татарскому бизнесу
Татарстан готов приглашать иностранных и нвесторов, но не содействовать татарскому бизнесу. Объяснение такое: активы элиты за рубежом, им выгодней налаживать сотрудничество с иностранными партнерами. Идеологически им глобализационные ценности ближе, чем национальные. Оттого нет психологической привязки к нуждам татарского народа. Зачем инвестировать или помогать татарской культуре, если это не близко тебе, если ты не чувствуешь эту тонкую связь с народной психеей? Не оттого ли не был создан частный татарский университет и открыты престижные татарские гимназии, и многие сегодняшние проблемы с языком не казались бы столь катастрофичными и безвыходными? Учись отпрыски элиты здесь, а не за рубежом, они вкладывались бы в национальную культуру и образование, а не оплачивали счета за обучение в Англии, Франции, США, Сингапуре и т. д. Тут прослеживается четкая взаимосвязь — если капитал за границей, то и ориентир туда же. Идеологическая стрелка компаса строго следует за движением денег.
На верхах любят говорить о меценатстве и благотворительности, напоминать нам, что дореволюционная татарская культурная жизнь всецело содержалась за счет татарских купцов Аитовых, Апанаевых, Хусаиновых, Рамиевых и т. д. Готова ли сама наша элита быть таким бескорыстным жертвователем, как наши прадеды?
Давайте честно, наша элита полностью не стала элитой. Деньги не делают человека элитарным. Олигархат — это деклассированный люмпениат по своей сути. Вчера ты миллиардер и вершитель масштабных политических проектов, как какой-нибудь Борис Березовский, а сегодня ты изгой-беженец, уже завтра — банкрот, ненужный даже английской разведке МИ-6. В анналы истории вписывают себя благородными поступками, широкими жестами, а не количеством нулей на счетах. После смерти нули обнуляются.
И последнее. Участники предстоящего форума должны будут разбавить "усеченный съезд" ВКТ, придать ему массовости, численной легитимности. По задумке руководства конгресса татар, собрание примет изменения в устав организации. На полноценном августовском съезде были допущены ряд юридических ошибок.
Некоторые эксперты не исключают определенного саботажа и сознательного "опускания" ВКТ. Все эти юридические и правовые несуразицы, организационно-управленческий паралич — специально запущены в целях выведения конгресса татар из политической игры. Борьба по крупному счету идет не только за татарский язык, а за власть и республику. Идут тектонические межэлитные подвижки, обостряется борьба за обладание в будущем всей республикой, если она, конечно, как такой правовой государственный субъект останется. ВКТ положили на лопатки, вывели в аут. И теперь большой татарский мир безучастно будет наблюдать за казанским ристалищем, если не соорганизуется и не отмобилизуется в ином варианте.
Руслан Айсин, политолог
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.