Ссылки для упрощенного доступа

"Власти, долго не думая, нас продали"


Четыре года назад застройщик — ООО "Лидер" — заключил с администрацией Чебоксар договор о развитии территории на Мясокомбинатском проезде. Частные дома, построенные горожанами еще в период советской власти, попали под риск сноса. С 2015 года жители микрорайона отстаивают свои права на жилье — ездят в Москву, проводят митинги, пытаются прийти к компромиссу с властями. После всех противостояний часть семей заключила договоры с застройщиком и переселилась в новое жилья, а 20 семей по-прежнему могут остаться без дома. С предложениями застройщика эти семьи не согласны — по их мнению, обмен жилья должен быть равноценен площади их коттеджей, которые пойдут под снос. Коммунальщики же в самовольном порядке перерезают электрические провода, а служба кадастра вносит представления и штрафует людей за самовольный захват земли. "Idel.Реалии" разбирались в ситуации.

Проблема жителей Мясокомбинатского проезда имеет полувековую историю. Когда Чебоксары еще строились и развивались, приезжие из других регионов России решали проблему с жилищем собственноручно. Одни строили на окраинах города "засыпушки", другие могли позволить себе выстроить целый дом, а кто-то довольствовался малым. Все зависело от возможностей каждого. Таким образом, как рассказывают чебоксарцы, в городе появился район, который в народе называют "Шанхай", а его жителей — "шанхайцами".

При советской власти мэрии не было — ее функции исполнял Горисполком, который присвоил каждому дому в "Шанхае" свой номер. Шесть лет назад на частный сектор нашелся застройщик — ООО "Лидер".

— Власти, долго не думая, продали нас и землю с нашими домами, где живут наши дети, предпринимателю, — рассказывает жительница "Шанхая" Ирина Витальева. — Все началось в 2012 году, когда до нас дошла информация, что мэрия решила снести наши дома. После этого мы, жители "Шанхая", обратились в администрацию города с вопросом о приватизации нашего жилья. Тогда нам на словах пообещали, что беспокоиться не стоит — якобы никто нас сносить не собирается, а если у застройщика появятся такие планы, нам предложат разумные условия по обмену нашего жилья в частном секторе на квартиру в новом доме. Мы согласились.

"В 2014 ГОДУ МЭРИЯ УЖЕ ПЕРЕСТАЛА С НАМИ ОБЩАТЬСЯ"

В 2014 году, как рассказывают "шанхайцы", ситуация приобрела новый оборот. С того времени жительница Мясокомбинатского проезда Марина Иванова ведет активную переписку с администрацией города, застройщиком ООО "Лидер", а также с прокуратурой.

— В 2014 году мэрия уже перестала с нами общаться, а обещания по разумному обмену жилья или о том, что нас не выкинут на улицу, забыли. Застройщик, которому в итоге нас продали вместе с жильем, пролоббировал личный интерес о сносе частных построек в "Шанхае" в обмен на 33 квадратных метра в новом доме — то есть на однокомнатную квартиру. Мы с такими условиями не согласны, поскольку многие из нас успели построить на своих участках двухэтажные частные дома площадью не менее 60 квадратных метров, в каждом из которых проживают минимум четыре человека, — рассказывает Марина Иванова.

Как говорят "шанхайцы", решить вопрос с переселением не удалось ни с застройщиком, ни с администрацией города. Тогда, в мае 2015 года, жители "Шанхая" — преимущественно женщины с детьми — поехали на митинг в Москву. Власти российской столицы запретили чебоксарцам проводить митинг, а площадь Революции, на которой планировалось мероприятие, была плотно оцеплена полицейскими.

После этого протестующие направились на Красную площадь, где собирались пройти вдоль кремлевской стены с чувашскими флагами. Полицейские, следовавшие за жителями Чебоксар, заставить их свернуть флаги.

В мае 2015 года жители "Шанхая" — преимущественно женщины с детьми — поехали на митинг в Москву

Заранее понимая, что мэрия Москвы не согласует акцию протеста на площади Революции, инициативная группа подала заявку на проведение митинга в гайд-парке в Сокольниках. Информация о том, что акция согласована, была опубликована на сайте парка, однако полиция вновь запретила протестующим провести свое мероприятие. В итоге, сотрудники ОМОНа сопроводили автобус с жителями Чебоксар в направлении столицы Чувашии.


ГОЛОДОВКА В АВТОБУСЕ

В спорах и переговорах "шанхайцев" с властями участвовал тогдашний депутат Госсовета Чувашии Андрей Кулагин и его помощник Юрий Сидоров. Последний в разговоре с корреспондентом "Idel.Реалии" вспоминает всю историю противостояния.

— На следующий день после того, как мы вместе с "шанхайцами" приехали из Москвы, все руководство республики, включая главу Чувашии, пришло на встречу с переселенцами, — рассказывает Юрий Сидоров. — Она была долгой — около четырех часов. Жители "Шанхая" и представители власти обменивались любезностями, высказывали претензии и редко соглашались друг с другом. В итоге глава Чувашии Михаил Игнатьев дал поручение главе администрации города Алексею Ладыкову и главе города Леониду Черкесову решить вопрос в течение двух недель. По истечении этого времени проблема решена не была.

Чиновники просили не ехать их в Москву

По словам Юрия Сидорова, Ладыков решил тогда встретиться с жителями "Шанхая", однако те в знак протеста покинули встречу.

— После этого мы стали повторно готовиться к поездке в Москву. В день отъезда "шанхайцев" пришли провожать Черкесов и Ладыков. Чиновники просили не ехать их в Москву, а господин Ладыков даже решил прилюдно раскаяться — сказал, что расслабился и извинился за совершенную ошибку, которая выразилась в подписании документов с застройщиком. "Шанхайцы" в ответ на это сказали, что им не нужен мэр, который расслабляется на работе, — вспоминает Юрий Сидоров.

12 июня 2015 года, продолжает он, жителям "Шанхая" не удалось добраться до Москвы — водители арендованных автобусов остановились во Владимирской области и заявили, что сломались.

— Нам было понятно, что на водителей было оказано сильное давление со стороны администрации города, но перевозчик ИП Самарина отказалась вернуть "шанхайцам" деньги, уплаченные за поездку в Москву и обратно — это около 120 тысяч рублей. Тогда они в знак протеста решили устроить голодовку прямо в автобусе во Владимирской области. После длительных переговоров и обещаний того, что с жителями встретится заместитель полпреда Михаила Бабича, "шанхайцы" вернулись в Чувашию, — резюмирует Юрий Сидоров.

Ирина Витальева
Ирина Витальева

Обещанная встреча с властями действительно состоялась, но так и не принесла конкретных результатов.

— Да, у нас всех записали информацию, сколько человек проживает в каждом доме, сколько детей, какая площадь, спросили о наших пожеланиях, — рассказывает жительница "Шанхая" Ирина Витальева. — Но договоры с ООО "Лидер" стали заключать только в 2016 году. Для этого нам нужно было вновь съездить в Москву в приемную президента России. На этот раз мы отправились в столицу на самолете или поездом, чтобы не повторился случай с умышленной поломкой автобуса. После этого с нами стали заключать договоры долевого строительства, но власти проигнорировали интересы 20 семей. В основном удовлетворили запросы тех семей, которые жили либо в "засыпушках" (их устраивал обмен на однокомнатную квартиру), либо те, кто заключил договор в самом начале, пока власти боялись новых протестных акций.


"ПРОВОДА ПЕРЕРЕЗАЮТ РАБОТНИКИ КОММУНАЛЬНЫХ СЛУЖБ"

Сейчас в "Шанхае" осталось 20 не переселённых домов из 280. Пять семей заключили договоры с застройщиком принудительно, опасаясь, что им ничего не достанется. 15 семей не заключили и не собираются заключать договоры, поскольку застройщик предлагает им неравное по площади жилье. "Idel.Реалии" пообщались с жителями "Шанхая", считающими, что застройщик ущемил их права.

У нас перерезают провода, через которые идет подача электричества, а кадастровая палата штрафует нас за самовольный захват земли

В семье Марины Ивановой пять человек, среди которых несовершеннолетний ребенок.

— В 2016 году с нами в принудительном порядке заключили договор долевого строительства на 43 квадратных метра. Нам сказали, что если мы его сейчас не подпишем, то останемся совсем без всего. У нас свой дом, в котором общая площадь 73 квадрата, а нам на две семьи предлагают в обмен однокомнатную квартиру в 43 квадратных метра! Мы не согласны с такими условиями.

Похожая ситуация и у Ирины Витальевой, однако в отношении этой семьи принимаются самые жесткие меры, направленные на выселение.

— У нас перерезают провода, через которые идет подача электричества, а кадастровая палата штрафует нас за самовольный захват земли, поскольку наши дома строились без официальных разрешительных документов. Провода перерезают работники коммунальных служб. Они заходят во двор, пока хозяев нет дома. После этого мы были вынуждены завести охранного пса — больше к нам не ходят. Людей довели до крайности — мы не позволим оставить наших детей без дома! Надо будет — мы снова поедем на митинг в Москву, а если приедут нас сносить, то мы перегородим их бульдозеры и трактора, но детей без дома не оставим! А мэра города Алексея Ладыкова, который говорит, что расслабляется на работе, пусть накажут, — заявляет Ирина Витальева.

Семья Селивановых, состоящая из пяти человек, проживает сейчас в доме на 66 квадратных метрах.

— У нас прописан один несовершеннолетний ребенок, мы не согласны на переселение в однокомнатную квартиру. У нас тоже отключают свет, перерезают провода, штрафуют. Делают все, чтобы мы сдались и оставили свои дома. В мэрии об этом знают, но говорят, что отношения к этому не имеют, предлагают писать жалобы. Вот мы и обратились недавно в прокуратуру, — рассказывает Людмила Селиванова.

Полина Матвеева с внучками
Полина Матвеева с внучками

Полина Матвеева говорит, что она всегда дома, поэтому у коммунальщиков нет возможности перерезать им электрические провода, однако так же, как и другие семьи, ее штрафуют за самовольный захват земли.

— У меня два дома, общая площадь которых 125 квадратных метров. Застройщик уже хотел мне предоставить 100 квадратных метров — я была готова согласиться, но недавно узнала, что оказывается, мою обещанную застройщиком квартиру продали. Пока других вариантов переселения застройщик мне не предлагает, — уточняет Матвеева.


"ТЕПЕРЬ У МЕНЯ ЕСТЬ ДАЖЕ БАЛКОН"

Тем не менее, застройщик частично выполняет обязательства по переселению в новые дома — об этом говорят уже переселившиеся и довольные "шанхайцы". Альбина Александрова жила в бараке на Мясомбинатском проезде 30 лет. Она вспоминает, что были времена, когда там вовсе не было воды и приходилось топить печку. Теперь Александрова живет в новой квартире в микрорайоне "Кувшинка".

Соседка Александровой Светлана Илларионова получила квартиру в доме по улице Ленинского Комсомола, 25.

— Теперь у меня есть даже балкон, — радуется она.

Со слов представителя застройщика, не расселенными остались 15 домов.

— Люди считают, что мы должны предоставить больше площади. Думаю, что вопрос решаем, — отмечает представитель ООО "Лидер" Наталья Гридасова.

По словам застройщика, они не видят никаких неразрешимых проблем, а со своей стороны готовы предложить переехать в новую квартиру, получить денежную компенсацию либо стать участником долевого строительства.

"ЧАСТО БЫВАЕТ НЕ ТАК, КАК ГОВОРЯТ ЛЮДИ"

В проблему "шанхайцев" вмешался уполномоченный по правам ребенка в Чувашии Елена Сапаркина.

— Проблема жителей "Шанхая" мне известна, конечно — никто не оставит детей без дома. Для скорейшего разрешения ситуации я доложила о данной проблеме главе Чувашии Михаилу Игнатьеву. В своем обращении к нему я указала на положительный опыт разрешения подобных ситуаций в Бурятии и в Крыму. Разумеется, я буду отстаивать жилищные права "шанхайских" детей, — говорит Сапаркина.

В мэрии же обещают поставить точку в вопросе переселения "шанхайцев" в ближайшее время.

— 28 августа жители "Шанхая" в очередной раз записаны на встречу к Алексею Ладыкову. С жителями "Шанхая" мы уже общаемся четвертый год — нужно разбирать каждую жалобу людей и по каждой ситуации смотреть. Часто бывает не так, как говорят люди, — комментирует заместитель главы администрации по вопросам архитектуры и градостроительства города, начальник управления архитектуры и градостроительства Анатолий Павлов.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG