В 2025 году Татарстан будет больше отправлять налогов в федеральный центр, у которого продолжают расти расходы из-за войны в Украине. Только от предприятий нефтяной отрасли республика недополучит почти 50 млрд рублей налогов. В результате рост прогнозируемых доходов бюджета региона окажется ниже, чем размер инфляции. Резервных источников у Татарстана практически не осталось: выпадающие доходы власти республики попытаются компенсировать за счет увеличения нагрузки на малый бизнес. К таким выводам "Idel.Реалии" пришли, проанализировав материалы Минфина РТ.
Проект бюджета Татарстана на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов готовится ко второму чтению, которое запланировано в ноябре. В первом чтении документ был одобрен Госсоветом РТ в начале октября.
Президент Татарстана Рустам Минниханов охарактеризовал его как "напряженный", отметив, что дефицит пока составляет 13,5 млрд рублей.
— Важно формировать запас прочности для его покрытия. Следует обеспечить жесткую финансовую дисциплину, — указал Минниханов.
Стоит отметить, что на 2024 год бюджет Татарстана изначально и вовсе планировался бездефицитным. Однако в итоге расходы все же превысили прогнозируемые доходы. Сейчас ожидается, что по итогам года казне Татарстана не будет хватать около 1,4 млрд рублей. На 2026 год дефицит прогнозируется уже в размере 13 млрд, а на 2027 год — 12,4 млрд рублей.
Доходы республики в следующем году ожидаются в сумме более 425 млрд рублей, расходы — в 439 млрд рублей. Это больше, чем предусматривал изначальный проект бюджета на 2024 год. Тогда доходы и расходы закладывались в размере 400 млрд рублей. Таким образом, увеличение доходов составит чуть более 6%. То есть даже ниже инфляции, которая, согласно официальным данным, в сентябре 2024 года в Татарстане составляла 8,7%. Таким образом, в реальном выражении речь идет о снижении доходов.
Это можно объяснить тем, что Татарстан все больше средств направляет в федеральный центр. Министр финансов республики Радик Гайзатуллин, выступая на сессии Госсовета РТ в октябре, заявил, что по итогам 8 месяцев этого года Татарстан перечислил 71% своих доходов в Москву (с учетом пенсионных и социальных выплат). Но уже в 2025 году эта пропорция будет больше в сторону Москвы.
— Я думаю, на следующий год пропорция будет больше на стороне федерального бюджета. Каким именно будет соотношение — сказать затрудняюсь, — сказал Гайзатуллин.
Минфин республики указывает, что в ближайшие три года изменения федерального законодательства окажут значительное влияние на доходы Татарстана. В первую очередь, сохранится высокая нагрузка на нефтяную отрасль.
Так, "Татнефть" и другие компании отправляют в федеральный бюджет 100% налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Однако в прошлые годы эта сумма была меньше, поскольку у нефтяников были различные льготы, которые отменили с 2021 года. В результате в 2025 году из-за этих изменений нефтяные компании Татарстана потеряют около 124 млрд рублей. Соответственно, бюджет республики недосчитается налога на прибыль от этих предприятий в размере 21 млрд рублей. При этом, как отмечают в Минфине РТ, никакой компенсации из федерального бюджета ждать не стоит.
Еще 7,4 млрд рублей бюджет Татарстана теряет из-за того, что налоговый вычет по налогу на добычу полезных ископаемых по участкам недр, выработанным больше чем на 80%, был перенесен с 2024-го на 2027 год. А 14,7 млрд рублей составят выпадающие доходы из-за уменьшения выплат компаниям по акцизу на нефтяное сырье и увеличения налога, принятые в последние годы. Сами компании потеряют около 86 млрд рублей.
Если проанализировать бюджет, то можно констатировать, что поступления по налогу на прибыль уже не являются такими высокими, как прежде. Если в 2023 году они достигали 183 млрд рублей, то в этом году — уже 140 млрд, а в 2025 году планируется лишь 128 млрд рублей.
— Это связано с изменением федерального законодательства. Если смотреть "Татнефть" и "Танеко", в этом году ожидаем от них порядка 43 млрд рублей, в прошлом году они заплатили налог на прибыль в республиканский бюджет в размере 58 млрд рублей. Получается, только "Татнефть" на 15 млрд меньше заплатит, — разъяснял Гайзатуллин на парламентских слушаниях.
Основной статьей доходов теперь является НДФЛ — налог на доходы физических лиц. В 2025 году поступления ожидаются в размере 186 млрд рублей.
Следующий пункт, где потеряет Татарстан, — это акцизы. Последние пять лет шло поэтапное увеличение доли акцизов на крепкий алкоголь, которые поступают в федеральный бюджет. Сейчас она составляет 50%, хотя в 2018 году была лишь 25%; три четверти оставались в регионе. Потери бюджета Татарстана оцениваются в 6 млрд рублей ежегодно.
Влияние окажет и налоговая реформа, которую российские власти провели летом этого года. Так, с 2025 года ставка налога на прибыль увеличивается с 20% до 25%. При этом в Татарстане, как и прежде, будет зачисляться лишь 17%, а в Москву вместо 3% пойдут 8%. Это значит, что доходы республики не увеличатся, но нагрузка на предприятия региона значительно вырастет.
Также Татарстан лишится 3 млрд рублей из-за изменения упрощенной системы налогообложения (УСН). Федеральный центр решил установить НДС для компаний с оборотом свыше 60 млн рублей. При этом отменена повышенная ставка, которую платили компании с оборотом свыше 200 млн рублей.
По этому поводу Госсовет Татарстана даже готовил свои предложения для Госдумы.
— Мы предлагаем оставить те ставки, которые действуют в этом году: 8% и 20% на превышение, — указывал в июне 2024-го глава комитета по бюджету, налогам и финансам Госсовета РТ, единоросс Леонид Якунин.
Радик Гайзатуллин в свою очередь говорил, что НДС при "упрощенке" "утяжелит положение тех, кто работал в малом бизнесе", но для Татарстана "никаких дополнительных доходов не будет однозначно".
Предложения Госсовета РТ были направлены в июне, но Госдума их проигнорировала.
На этом фоне Татарстан сам принимает решения, которые ухудшат положение бизнеса в регионе. Со следующего года в республике расширяется перечень недвижимости, в отношении которой налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости. В список включили административно-деловые центры и торговые комплексы, общая площадь которых превышает 1 тыс. кв. м, и помещения в них. В 2025-2027 годах налоговая ставка на имущество у таких объектов будет 1,2%, а затем 2%.
Сейчас исходя из кадастровой стоимости облагают торговые объекты площадью более 2 тыс. кв. м только в четырех городах — Казань, Набережные Челны, Нижнекамск и Альметьевск. Кадастровая стоимость, как правило, значительно выше балансовой, из-за чего бизнесу приходится даже судиться. С 2025 года новый повышенный налог будут платить более тысячи собственников помещений, в том числе в районах республики. Сколько от этого выиграет бюджет Татарстана, власти региона пока не подсчитали.
Кроме того, Татарстан отменяет понижающий коэффициент, который применялся при расчете налоговой базы при продаже недвижимости. Сейчас налоговая сравнивает цену в договоре и кадастровую стоимость, умноженную на понижающий коэффициент 0,7. От большей суммы и рассчитывается доход с продажи, с которого потом платят налог. Но с 2025 года налог будет рассчитываться от полной кадастровой стоимости.
Также в следующем году больше не будут действовать льготные ставки по упрощенной системе для малого бизнеса. На данный момент в Татарстане установлена ставка 5% от "доходов, уменьшенных на величину расходов" для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются обрабатывающими производствами, производством и распределением электроэнергии, газа и воды, а также строительством. Остальные предприниматели платят 10% от прибыли.
Но с 2025 года будет действовать базовая ставка в 15%. Она установлена федеральным законом, но регионы имеют право ее снижать. Так и делал Татарстан долгие годы, но теперь власти республики решили не продлевать льготы. Внимание на это обратил заместитель председателя Торгово-промышленной палаты РТ Сергей Карпухин. По его словам, в итоге налоговая нагрузка на малый бизнес "вырастет минимум на 50%, а максимум в три раза". Он считает, что это "негативно скажется на малом бизнесе республики".
— Как раз в тех отраслях, которые требуют особого внимания и поддержки в современных условиях, — сказал Карпухин на слушаниях по бюджету.
Следует также обратить внимание на сокращение безвозмездных поступлений из федерального центра в Татарстан. На 2025 год они заложены в размере 25 млрд рублей. Вероятно, эта сумма в дальнейшем будет уточнена, когда окончательно сформируются федеральные программы. Вместе с тем в 2023 году безвозмездные поступления от Москвы составляли почти 80 млрд рублей. Однако по итогам 2024 года они ожидаются в размере 75 млрд рублей. Сокращение произошло, несмотря на то, что Татарстан в этом году готовился принимать саммит БРИКС — и часть вливаний шла именно на это мероприятие. Но в итоге общий объем трансфертов пока так и не увеличился.
Кроме того, Минфин РТ указывал, что в ближайшие годы ожидается сокращение софинансирования федеральным центром национальных проектов и других программ. Заместитель министра финансов Татарстана Гела Герасимова говорила депутатам, что сейчас по национальным проектам из бюджета России направляется 81% всей суммы, а из бюджета Татарстана — 19%. Но в 2025 году республика будет софинансировать уже 21%, в 2026 году — 27%, а в 2027 году — треть всей суммы. По другим программам софинансирование со стороны республики увеличится с 40 до 51%.
Также не решен вопрос списания регионам двух третей долга, которое обещал президент России Владимир Путин. Верхний предел внутреннего госдолга к 1 января 2026 года будет установлен в размере 116,7 млрд рублей. В ближайшие годы Татарстан не планирует каких-либо заимствований у федерального центра. При этом придется отдавать ранее взятые долги.
Несмотря на это, в социально-экономическом прогнозе заложен рост валового территориального продукта. В среднем экономика Татарстана должна расти в пределах 2,5%-3% ежегодно в реальном выражении, то есть с учетом инфляции. При этом власти республики не дают прогноза, какой будет инфляция — видимо, ориентируясь на установки федерального центра. Центробанк в ближайшие годы по-прежнему надеется достичь инфляции в 4,5-5%, но пока ему это не удается, из-за чего за последние месяцы трижды повышалась ключевая ставка (сейчас она составляет уже 21%).
— Многие предприятия закредитованы, в том числе и то, на котором я работаю. Ваше мнение: будет ли ставка падать? Она отражается в том числе и на налоговых историях, — спросил министра финансов на заседании Комитета Госсовета РТ по бюджету, налогам и финансам в сентябре этого года председатель совета директоров Казанского жирового комбината (ГК "Нэфис") Дмитрий Самаренкин.
Радик Гайзатуллин вынужден был признать, что такая высокая ставка — "определенное утяжеление для предприятий". Но будет ли она снижаться, министр не знает.
— Бюджет в этом году принимается в особых, тяжелейших условиях. СВО (так власти России обязывают называть войну с Украиной — "Idel.Реалии"), санкции, сжатие рынков сбыта нашей продукции, — считает спикер Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.