Эксперт по этноконфессиональным вопросам в России Харун (Вадим) Сидоров изучил публичный спор двух "единороссов" — московского и казанского. Поводом стал национальный вопрос.
"Скандал в благородном семействе" — так по аналогии с известным водевилем прошлого века можно было бы назвать публичный конфликт между членом регионального политсовета татарстанского отделения "Единой России" Ильшатом Аминовым и членом ее высшего совета, вице-спикером Госдумы Петром Толстым. Если бы, конечно, такой эпитет был уместен для этой организации даже в качестве иронии.
"Татарстанский Киселев" Ильшат Аминов (сооснователь и генеральный директор первого спутникового телеканала в Республике Татарстан; председатель Союза журналистов РТ; с 2002 года — автор и ведущий информационной программы "7 дней" — "Idel.Реалии") крайне резко отреагировал на высказывания своего старшего по партийной иерархии товарища Петра Толстого, прозвучавшие в программе у Ольги Скабеевой. А наговорил там Толстой действительно много интересного и резонансного. Например, следующее:
"Мы сами виноваты, что появился такой термин "россияне". Когда нужно было Ельцину какое-то слово, чтобы не обидеть татар, услужливый Бурбулис предложил ему из словаря Даля вот это слово "россияне". И с тех пор мы, русские люди, у себя в России продолжаем произносить это абсолютно невнятное прилагательное. Все те, кто хотят каким-то образом высказаться против русских и против России, а именно украинцы, отдельные националисты в Казахстане, в других странах бывшего СССР, они употребляют именно слово "россияне", они не говорят "русские". Они возлагают в своих странах музеи памяти, где вся ответственность за то, что они научились держать вилку и нож возлагается на россиян".
А раздраженно отвечая на робкое возражение ведущих о том, что в России живут разные народы, Толстой добавил:
"Безусловно, наши братья аварцы, чеченцы, татары, башкиры — все русские. Русские они, понимаете, потому что они в России живут. И они неспроста живут в России — исторически так сложилось. Не для того Иван Грозный... брал Казань, чтобы мы начинали говорить вдруг "россияне"".
Ильшат Аминов в своей передаче тоже не поскупился на острые слова и назвал сказанное московским старшим товарищем "выдающейся глупостью", а также задался вопросом, почему Петр Толстой ведет себя с ним, татарином, "как гопник". В том, что касается выдающейся глупости Аминов прав просто по факту, а точнее по многим фактам.
Во-первых, слово "россияне" как раз является весьма грамматически внятным существительным в отличие от слова "русский", вокруг которого ведутся давние споры. В Российской империи, к восстановлению которой стремятся Толстой и Ко, понятия "россияне" и "русские" не противопоставлялись друг другу и первое официально использовалось даже раньше второго и примерно в том же смысле (который мог меняться в зависимости от контекста), а противопоставление этих двух понятий стало порождением антиельцинских национал-патриотов начала 90-х годов, у которых его очевидно позаимствовал Толстой.
Во-вторых, в обозначении российских агрессоров в Украине обычно используются как раз таки слова, производные от "русских" (например, "русский военный корабль"), и очень редко понятия "росiяни", которыми в литературном украинском языке как раз и обозначаются русские (в частности, "етнiчнi росiяни").
Тем более это касается казахов как носителей одного из тюркских языков, в которых "русские" и "россияне" практически не отличаются — "орыстар".
В-третьих, можно было бы поинтересоваться у Толстого, когда научились "держать вилку и нож" (Толстой так высказался о других народах — "Idel.Реалии") большинство тех, кого он сегодня называет русскими, кто и когда их этому научил, были ли они русскими и в каком смысле. Но очевидно, что с таким уровнем познаний в истории это не имеет никакого смысла.
Однако Петр Толстой не историк, а вице-спикер Государственной думы России и член руководства ее правящей партии. Поэтому историческая некорректность его высказываний особого значения не имеет — в них важно их политическое содержание, с которым и попытался вступить в полемику его татарстанский товарищ по партии.
"Откуда в части российской политической элиты проснулся этот пещерный имперский национализм?!", — пафосно задавался вопросом Аминов почти на десятом году "Крымнаша" (речь об аннексии Крыма Россией в 2014 году — "Idel.Реалии") и почти на третьем году крупнейшей после 1945 года в истории Европы войны, которую его страна под руководством его партии начала и ведет как раз под флагом "воссоединения русских земель".
Аминов продолжил: "Не кажется ли вам, что фраза: не для того мы Казань брали, чтобы называться россиянами, отбрасывает нас во времена дикого, средневекового противостония?"
А в какие времена и в какое дикое противостояние из XXI века с его принципом неприкосновенности международно признанных границ между государствами нас отбросила война под лозунгами о том, что Украину "придумали Ленин и Австрийский генштаб", что она создана на исторически русских землях и что украинцы это никто иные как русские, забывшие, кем они являются?
И не кажется ли Аминову, что все это лозунги из той же серии, что "не для того мы брали Казань...", которые он почему-то не замечал, поддерживая политику своей партии и ее лидера по вопросу Украины?
Вот и сейчас Аминов пытается переспорить Толстого, апеллируя к... Путину, и стремясь "правильно интерпретировать" его слова о "русском мире", которые де неправильно понимает Толстой. Точь-в-точь как в советские времена, когда "отдельные перегибы" в виде массовых репрессий пытались осуждать цитатами из Ленина, которого де неправильно поняли продолжатели его дела. Интерпретируя речь Путина на Всемирном русском народном соборе, Аминов, споря с Толстым говорит: "Русский мир объединяет. Не сводит на нет, не ассимилирует, не растворяет, а именно объединяет равноправные народы России".
И выглядит это крайне неубедительно. Ведь Толстой и не призывал ассимилировать другие народы, он заявил, что они являются русскими по факту своего проживания в России. И это ничем не отличается от слов самого Путина, который еще в 2011 году писал:
"Великая миссия русских — объединять, скреплять цивилизацию. Языком, культурой, "всемирной отзывчивостью", по определению Федора Достоевского, скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар".
То есть, мы видим, что член Высшего совета партии "Единая Россия" Петр Толстой не сказал ничего такого, чего бы не говорил ее лидер Владимир Путин — татары в России, по их мнению, являются "русскими татарами", равно как живущие в ней армяне, азербайджанцы и немцы — "русскими армянами", "русскими азербайджанцами", "русскими немцами".
И написано это было в программной статье Владимира Путина "Россия. Национальный вопрос" еще в 2011 году, но ни Ильшату Аминову, ни руководству Татарстана это не помешало принять избрание Путина на третий срок и поддерживать его все эти годы.
И вот сейчас, в конце 2023 года, когда под знаменем всех этих идей пролита кровь сотен тысяч людей, включая и его земляков и соплеменников, Ильшат Аминов эмоционально задается вопросом: "...главный вопрос — сказано все это в запале, для модного нынче хайпа или это формирующаяся в недрах определенных политических кругов идея насильственной унитаризации России, полной ревизии российской Конституции, ее духа и содержания? Не хочется верить".
Ну что ж, вера — это такое дело, нельзя запретить не только верить, но и не верить, если очень хочется. Да вот только "формировались" все эти идеи уже тогда, когда сразу после прихода Путина к власти народам России запрещали использовать удобные им алфавиты, принудительно навязывая кириллицу, а из их конституций устраняли формулировки про суверенитет, добытый в девяностые годы прошлого века. А в десятые годы прошлого века, когда Путин шел на третий срок, они уже достаточно явно озвучивались первыми лицами страны. Сейчас же их маховик раскручен так, что его уже никак не остановишь изнутри, поэтому ничего кроме изумления не вызывает нежелание его винтиков верить даже в то, что он "формируется" в "недрах определенных политических кругов", которые де неправильно понимают идеи Путина. Видимо так же, как призывавшие к расстрелам "врагов народа" в конце тридцатых годов прошлого века "неправильно" понимали идеи Ленина. В глазах тех партийных руководителей, кто начал подозревать, что находится в очереди на эти расстрелы.
Вот и Ильшат Аминов подобно "верным ленинцам" в конце тридцатых годов прошлого века, указывая старшим товарищам, что они ведут партию "Единая Россия" куда-то не туда, напоминает в своей передаче, что при ее создании в ее "названии и смысле... были заложены идеи объединения и равноправия народов России".
Но так же, как люди внутри руководства ВКП(б) могли понять, куда идет и ведет страну их партия хотя бы в конце двадцатых годов прошлого века, а не под конец тридцатых, так и у Ильшата Аминова было много возможностей, чтобы давно понять, куда идет путинская "Единая Россия" и куда она ведет Татарстан. И это были не только запрет на латиницу в начале нулевых годов прошлого века, но и отказ от продления двустороннего договора с Татарстаном в 2017 году, отмена обязательного преподавания языков титульных народов в республиках в 2018 году, поправки в конституцию России 2020 года, в том числе о государствообразующем народе, делающие бессмысленными разговоры о "равноправии народов", поглощение татарстанской нефтянки в 2021 году и многое другое.
Несмотря на все это, татарстанское руководство продолжало не только "одобрять и поддерживать" "партию и правительство", но и набирало добровольческие батальоны на войну, ведущуюся под теми самыми лозунгами, которые только сейчас начинают вызывать подозрения у Ильшата Аминова. Да и сейчас, отгоняя от себя эти начавшие закрадываться подозрения, он пытается убедить себя в том, что возмутившие его слова вице-спикера Госдумы и члены Высшего совета "Единой России" Петра Толстого являются не озвучиванием де-факто утвердившейся в России идеологии, а "льют воду на мельницу различных радикалов и национал-предателей" в "наше непростое время, которое требует объединения страны".
Что ж, учитывая явно просматривающиеся аналогии, можно пожелать Ильшату Аминову и его татарстанским коллегам, чтобы эта история не закончилась для них возгласом "товарищ Путин, произошла чудовищная ошибка", и чтобы вместо этого им выпала возможность исправить свои ошибки.
Харун (Вадим) Сидоров, докторант этнологии Карлова Университета (Чехия), эксперт по национальным движениям народов России в целом и Волго-Уральского региона в частности.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь