Акция прошла на Сергиевском кладбище Уфы, которое, по данным уфимских историков, было одним из основных мест расстрелов в 1930-е годы. В центре кладбища находится овраг, возле которого в советское время приводились в исполнение смертные приговоры — и здесь же проводились захоронения расстрелянных. Тут же хоронили заключенных, умерших в уфимских тюрьмах.
Массовые расстрелы совершались здесь во времена сталинских репрессий, из-за чего кладбище прозвали "Уфимским Бутово". Точное число всех захороненных до сих пор неизвестно; по некоторым данным, в овраге в центральной части кладбища захоронены около 1 000 человек.
"… Видел, как привезли заключенных: руки за спиной и связаны проволокой. Одетые, даже в ботинках. Потом я стал видеть их часто, некоторые были в головных уборах. А охранники их даже не закапывали: бросят в могилу вниз лицом, немножко забросают землей, а отец утром шел и закапывал. Потом стал и меня для этого брать с собой. Закапывали мы ровно, никакого холмика не делали. Захоронение никак не обозначали. До сорок восьмого года эти могилы вообще никак не регистрировали, после уже номер стали ставить. А тогда НКВдшники старались места выбирать подальше. Были заинтересованы почему-то в том, чтобы никто не слышал выстрелов и не видел свежезакопанных могил. Потом стесняться перестали. Понравилась им одна низина. Земля хорошая, далеко от людских глаз, там-то и лежит основное количество расстрелянных....", — вспоминал в 1989 году уфимец Сергей Григорьев, сын могильщика и коменданта кладбища в 1930-х годах.
Историки также упоминают, что расстрелы проходили и в подвале Уфимской следственной тюрьмы "под оглушительный рев моторов", либо на берегу реки Уфимки — там, где сейчас расположена гостиница "Президент-Отель".
— На сегодняшнее мероприятие пришло около десятка человек, — рассказал "Idel.Реалии" один из организаторов акции, активист местной общины Преображенского православного братства Алексей Сердюк. — В этот день почему-то всегда холодно и сыро; к тому же кладбище сейчас окружено новостройками и туда уже нелегко пройти. Как обычно, мы начали с молитвы о возрождении России, о памяти жертв репрессий и потом поименно вспоминали погибших. Люди читали имена из "Книги памяти" и сами очень много рассказывали о своих пострадавших родных. Вспоминали и о других пострадавших в республике, об известных уфимцах.
Как рассказал активист, за день до "Молитвы памяти" на Сергиевском кладбище члены Преображенского братства провели для желающих уфимцев экскурсию по другим местам города, которые оказались связаны с советским репрессиями и с памятью об их жертвах.
— Мы начали с того, что пришли к зданию Башкирского драмтеатра, который был построен на фундаменте уничтоженного в 1932 году православного Воскресенского собора. Там мы рассказали нашим экскурсантам о настоятеле этого собора священномученике Евграфе Еварестове (расстрелян 8 декабря 1919 года по приговору коллегии особого отдела при Реввоенсовете Восточного фронта Красной Армии). Там же мы поговорили и о труппе Башкирского драмтеатра, которая целиком была репрессирована в 1937 году, при этом большая часть труппы была расстреляна. После этого мы подошли к зданию бывшей Уфимской частной мужской гимназии (ныне одно из зданий Башкирского медуниверситета), где рассказали о её директоре, известном уфимце Александре Ница, много сделавшем и для города. Он оказался в числе заложников на "Барже смерти", вывезенных красными при их отступлении из Уфы в июне 1918 года; в числе других жертв он был зверски убит и сброшен в воду близ Сарапула (по другим данным, близ Николо-Березовки). Посетили мы и книжный магазин, который открыл в 1868 году известный уфимский купец и меценат Николай Блохин (ныне магазин Знание на улице Ленина). Судьба Блохина тоже сложилась трагически — большевики отобрали у него всё, посадили 77-летнего старика в тюрьму, где он заболел и после этого умер. Наконец, мы подошли к домам Видинеева и купца Костерина на улице Карла Маркса, где располагались в 1918-1919 годах комендатура, штаб и политотдел 25-й Чапаевской дивизии Красной Армии. Когда Уфу в марте 1919 года заняли колчаковцы, к белым валом повалили свидетели ужасных казней при красных. Во дворах этих домов были найдены братские могилы — множество тел с простреленными черепами, — рассказал Алексей Сердюк.
Отметим, что историк и кинодокументалист Андрей Егоров ранее сообщал "Idel.Реалии", что в Башкортостане за последние 30 лет было мало сделано для сохранения памяти о жертвах советских политических репрессий.
— Очень многие улицы, районы, города и другие населенные пункты до сих пор носят советские названия. Самое главное — так и не были проведены расследования мест захоронений жертв репрессий. Они едва обозначены и практически никак не облагорожены. Все это можно было сделать в 1990-е годы; сейчас же вновь усложняется доступ во многие архивы, содержащие свидетельства о захоронениях, да и в целом ситуация для таких расследований становится все хуже и хуже, — отмечал Егоров.
"День памяти жертв политических репрессий", отмечающийся 30 октября, был установлен Верховным Советом РСФСР в 1991 году. Памятной датой послужили события 30 октября 1974 года, когда политзаключённые мордовских и пермских лагерей объявили голодовку в знак протеста против политических репрессий в СССР. По инициативе одного из участников голодовки, диссидента Кронида Любарского, осуждённого на 5 лет лагерей за распространение "самиздата", этот день стал отмечаться как единый День сопротивления политических заключённых.
После этого ежегодно 30 октября проходили голодовки политзаключённых, а с 1987 года — демонстрации в Москве, Ленинграде, Львове, Тбилиси и других городах. С 2007 года по инициативе общества "Мемориал" накануне 30 октября проводится акция "Возвращение имён" — участники митинга у Соловецкого камня на Лубянке зачитывают имена людей, расстрелянных в 1937-38 годах.
Также с этого времени во многих городах России проходит "Молитва памяти" — молитвенное воспоминание всех убитых и пострадавших от советской власти. Это мероприятие проводит Преображенское православное братство — крупнейшее неформальное объединение верующих в Русской православной церкви.
В Уфе община Преображенского братства проводит "Молитву памяти" с 2014 года. Участники, собирающиеся на Сергиевском кладбище или у памятника жертвам политических репрессий, установленного на месте бывшего Ново-Ивановского кладбища, вслух читают имена репрессированных соотечественников и принимают участие в поминальной молитве. Имена репрессированных берутся из многотомной "Книги памяти жертв политических репрессий Республики Башкортостан", издававшейся с 1997 по 2011 годы. Семь томов "Книги памяти" включили в себя свыше 50 тысяч кратких биографических справок на репрессированных в уголовном порядке граждан.
- По официальным данным, в Башкортостане в 1930-х-начале 1950-х годов по обвинению в политических преступлениях репрессировали свыше 50 тысяч человек. В соответствии с Указом Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года "О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов", были реабилитированы все граждане, репрессированные в указанное время внесудебными органами (тройками НКВД-УНКВД, коллегиями ОГПУ и особыми совещаниями НКВД-МГБ-МВД СССР), кроме изменников Родины, карателей и нацистских преступников периода Великой Отечественной войны, участников националистических бандформирований и их пособников, а также работников, занимавшихся фальсификацией дел, и лиц, совершивших уголовные преступления. К концу 2002 года по линии УФСБ по Башкортостану было реабилитировано 47 тысяч человек.
- В декабре 2021 года Верховный суд России и Мосгорсуд ликвидировали "Международный Мемориал" и правозащитный центр "Мемориал". Поводом стало якобы систематическое нарушение требования закона об "иностранных агентах". Прокуратура на суде также утверждала, что "Мемориал" занимался "искажением исторической памяти о Великой Отечественной войне" и создавал "ложный образ Советского союза как террористического государства".
- В России за последние девять лет число политзаключенных выросло в 15 раз, причем большинство из них преследуют по религиозным мотивам, пишет издание "Холод". Если по состоянию на март 2014 года в качестве политзаключенных в России были признаны 40 человек, то в октябре 2023 года заключенными по политическим мотивам российские правозащитники из Центра защиты прав человека "Мемориал" признали более 600 человек, отмечает издание. Подавляющее большинство политзаключенных — 420 человек — преследуют, по данным правозащитников, по религиозным мотивам, а по политическим — 185 человек.
- Несколько российских политиков и общественных деятелей, находящихся за решеткой и признанных политзаключенными, заявили, что проведут 30 октября однодневную голодовку и призвали всех, кто хочет оказать им поддержку, присоединиться к этой акции. В Башкортостане к этой акции присоединилась экс-координатор бывшего уфимского Штаба Навального Лилия Чанышева, которая сейчас содержится в СИЗО-5 города Дюртюли.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.