В Татарстане утвердили программу республиканской нацполитики, рассчитанную до 2026 года. Из новой версии документа исчез пункт об "укреплении татарстанской идентичности". Татарстанский политолог Руслан Айсин подвергает такой подход чиновников критике.
В предыдущем своем тексте я недоумевал, как Татарстан методологически и политически будет выпутываться из непростой ситуации. В первоначальной редакции республиканской программы "Реализация государственной национальной политики" было прописано, что одновременно планируется укреплять общероссийскую и татарстанскую идентичности. В текущих условиях это неизменно конфликт идеологических интересов. И вот стало известно, что пункт об "укреплении татарстанской идентичности" удалили из итогового документа, подписанного премьер-министром республики Алексеем Песошиным.
Как говорится, с глаз долой — из сердца вон. Скорее всего, был окрик из Москвы. Ведь еще не принятую программу стали активно обсуждать в экспертной и общественной средах. Кремлевские чиновники шум услышали и поручили своим татарстанским коллегам не своевольничать и строго идти в русле укрепления общеимперской политики. Враг у ворот, всем сидеть тихо.
Вертикаль власти не может себе позволить, чтобы было идеологическое и политическое колебание. Хотя вот кто и что может сказать против того, что в Чеченской республике Рамзан Кадыров делает ставку на национальные традиции и, естественно, всячески подчеркивает региональную идентичность. Получается, что Кадырову можно, а Минниханову нельзя?
Налицо перекошенный федерализм. Вроде бы унитаризм, но местами федерализм. Он конечно своеобразный. Его даже лучше бы назвать феодализмом. Когда местный сюзерен формально дает оммаж (от фр. hommage — признательность, дань уважения — "Idel.Реалии") московскому начальнику, но по сути является полновластным правителем на своей земле. Большой государь далеко, ему важно получить лояльность феодала, а как и что он там на подведомственной территории творит — его дело.
Мы ведь прекрасно понимаем, что "государственная национальная политика" нацелена на одно: русифицировать этнически разнородное население, отнять у них возможность сохраниться как нации со своими особенностями, культурами, языками, традициями. Я уж не говорю о том, что у народов в составе РФ нет суверенитета на политическом уровне, гражданства, культурной однородности. Они не могут не только воспроизводить свою идентичность и культуру, но даже сохранять. Москва категорически в этом отказывает. А те, кто, невзирая на давление среды пытаются все же этим заниматься через национальный активизм, тех криминализируют. Объявляют отщепенцами, пятой колонной, сепаратистами.
При этом Москва, не сбавляя оборотов, крутит одну и ту же мантру, что она борется против нацизма и колониализма! Тут уж действительно рожа крива, а не зеркало.
Не уж то Татарстан растерял все свое политическое влияние, что даже не может отстоять то немногое, что у него есть? Боится лишний раз поднимать вопрос о национальном образовании, сохранении языка, федерализме — экономическом ли, налоговом ли, умолчу про политический. Без этих опор ни одна нация не может выжить. Свести всю тысячелетнюю духовную культуру, исторически уникальный опыт цивилизации и государственности к казённым фестивалям — не что иное, как форменное издевательство, как брошенная кость. Так и вырывается сказать: грызите сами свои подачки!
Нежелание превращаться в "безродных субъектов", которые должны быть превращены в послушных солдат постимперии — акт национального мужества. Такие сейчас не в фаворе, а в стоп-листе. Их голоса глушат в том числе этими карнавально-красочными, но пустыми по содержанию громкими фестивалями. Пир во время чумы.
На следующей неделе, 15 октября, очередная годовщина национальной трагедии татарского народа — падение Казанского ханства, за которым последовало завоевание других тюрко-татарских государств некогда большой Золодой орды. Так вот. Власти Татарстана запретили проведение традиционного поминального митинга. Но при этом 10 октября состоится миссионерский крестный ход в честь 600-летия явления Креста близ села Годеново. А днем ранее в казанском доме культуры им. Ленина состоится показ художественного фильма по одноименной поэме русского поэта Николая Мельникова "Русский Крест".
Это хорошая иллюстрация к тому, как в Татарстане реализовывают и будут воплощать в жизнь принцип "межнационального и межконфессионального согласия", прописанный в том числе в новоиспеченной программе "Реализация государственной национальной политики".
Руслан Айсин — татарский активист, публицист и политолог, ныне проживающий в Турции, публикуется на страницах различных татарстанских и российских изданий в качестве эксперта по национальным вопросам и положении ислама в России. Минюст России считает его иноагентом, с чем сам публицист не согласен.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь