Ссылки для упрощенного доступа

Валежник, который никому не нужен. Марийцев беспокоит состояние лесов в республике, но власти уходят от ответа


Три года назад вопрос экологического состояния и доступности лесов в Марий Эл подняли активисты общественной организации "Марий Ушем". Они обратили внимание: от сухостоя и валежника лесные массивы республики не очищаются, упавшие деревья остаются лежать, становятся прибежищем для насекомых-вредителей и распространяют болезни на здоровый лесной фонд. Но предложение общественников разработать и внедрить программу по защите экологии марийских лесов остается без ответа до сих пор.

Почти ничего не меняется

Председатель правления "Марий Ушем" Игорь Кудрявцев летом 2023 года записал видеообращение, в котором рассказал, что общественная организация обратилась к главе республики Юрию Зайцеву и сообщила ему об ужасающем состоянии лесов и своих предложениях, как исправить ситуацию. Руководитель региона перенаправил письмо в Министерство природных ресурсов Марий Эл. Но ответа от чиновников не было.

Представитель "Марий Ушем" говорит, что за три года проведенных активистами мониторингов в лесах существенно ничего не изменилось. Возможно, лишь удалось прибрать валежник в массиве у деревни Корта (расположена рядом с Йошкар-Олой, здесь располагается городской лес — особо охраняемая природная территория "Сосновая роща").

— Три года говорим: везде валежник, везде бурелом. Никакие санитарные рубки практически не ведутся, — говорит Кудрявцев. — Кто будет заниматься этим вопросом? У нас есть Министерство природных ресурсов. Возможно, у него очень много задач, и до состояния лесов просто руки не доходят?

Одновременно Игорь Кудрявцев подчеркивает, что "Марий Ушем" все заявления, обращения и запросы делает публичными.

— Мы не предлагаем пути разрешения данных вопросов, — уточняет он. — Для этого имеются государственные и коммерческие структуры, у которых сосредоточены власть, полномочия, бюджет и финансы, кадры, организационные возможности — и которые на сегодня используются плохо. И за которые общество имеет право спрашивать.

"Лоси не могут зайти в лес"

На состояние лесов Марий Эл, их доступность не только для людей, но и животных представители "Марий Ушем" обратили внимание еще в 2020 году. Активисты организации, проживающие в районах республики, провели мониторинг территорий — они фотографировали труднодоступные (из-за лесных завалов) участки.

Захламление валежником — старыми или молодыми деревьями, поваленными ветром — представляет опасность для здоровых деревьев. Об этом жители лесных районов знают сами, об этом же говорят и ученые, изучающие лес, а также представители федерального бюджетного учреждения "Центр защиты леса республики Марий Эл". Упавшее дерево погибает, в нем поселяются насекомые вредители; следовательно, и все растущие рядом деревья оказываются для них доступны. Если валежника много, вскоре различные болезни погибшего дерева неизменно передадутся им. Другая проблема больших лесозавалов, не убранных вовремя, в том, что они делают недоступными большие участки массивов. Причем, не только для людей.

"Фотографии показывают лишь часть проблем. На самом деле — сплошной ветровальный бурелом, сухостойные деревья, годами лежащий валежник и высокая труднопроходимость леса как для людей, так и для лесных животных. В нашем распоряжении есть видеосъемка с лесного участка вблизи деревни Побайнур Мари-Турекского района. Такой бурелом, что лоси (!) не могут зайти в лес и ночуют у леса", — сообщали активисты организации в своем октябрьском отчете в 2020 году.

По мнению активистов, Министерство природопользования, экологии и защиты окружающей среды, его структурные подразделения, арендаторы и другие ответственные лица практически не занимались санитарно-эпидемиологическим состоянием лесов.

В конце 2020 года "Марий Ушем" направили свои предложения, касающиеся улучшения состояния лесов, в Государственное собрание республики. По мнению активистов, именно депутаты могут оказать влияние на формирование бюджета республики и поспособствовать появлению расходных статей, связанных с разборами бурелома и валежника.

В письме в парламент говорилось и о серьезном сокращении штата лесников, и о низких зарплатах в отрасли (35 тысяч получает директор лесничества, 17-25 тысяч — рядовые сотрудники). В "Марий Ушем" предложили принять пятилетнюю программу "Экология марийского леса", в которой отдельным пунктом будет прописано "наведение санитарно-эпидемиологического порядка" в лесах. Финансировать эту программу, по мнению общественников, можно было бы из средств федеральной программы "Экология". Санитарной очисткой леса (при условии финансирования) могли бы заниматься сельские администрации, считают в "Марий Ушем".

Активисты организации также предложили изменить понятие "заготовка валежника", так как часто валежником является уже непригодная в хозяйстве гнилая древесина, пролежавшая несколько лет на земле. "Населению такой гнилой валежник не нужен. Нужно сухостойное дерево. Необходимо разрешить населению в уведомительном порядке заготовку и сухостойных деревьев", — высказались в "Марий Ушем".

В сентябре 2021 года "Центр защиты леса республики Марий Эл" провел выборочные наземные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов на территории пяти лесничеств. Специалисты определили участки, на которых необходимо предупредить распространение "вредных организмов". Часть этих участков включили в мониторинг по просьбе "Марий Ушем". В результате на территории леса площадью 34 гектара у озера Морской глаз (расположено в Волжском районе Марий Эл) было рекомендовано провести лесопатологическое обследование — для того, чтобы назначить затем санитарно-оздоровительные мероприятия.

— Мы не понимаем, почему ученые и лесная наука не бьют тревогу? Почему кандидаты и доктора наук, получившие звания на лесе, учат студентов, как надо охранять, восстанавливать и приумножать лесные богатства, уходят от ответственности? Общественность требует уважительного отношения к сбережению леса, а не как к временному объекту прибыли арендаторов. Просим надзорные органы серьезно подойти к данной теме и привлекать к ответственности за нарушения, — заявляли в организации.

Городские леса

В конце 2020 года представители "Марий Ушем" оценили и городские леса, примыкающие к столице Марий Эл на востоке и юго-востоке. Это особо охраняемые природные территории местного значения "Дубовая роща" и "Сосновая роща". Они существуют как места прогулок и отдыха горожан.

— Общее впечатление — это высокая захламленность леса. Повсюду — поваленные сухие деревья, а также многолетне лежащий валежник. Никаких санитарных рубок, рубок ухода, очистки от загнивших деревьев не производится. Все это привело к массовой захламленности участков, труднопроходимости, что приводит к серьезной лесопатологии и зараженности леса, — констатировали активисты три года назад. — Считаем, что администрация города Йошкар-Олы и ее ведомственные структуры обязаны в ближайшее время принять санитарно-оздоровительные меры по устранению экологических нарушений на данных лесных участках.

По данным "Центра защиты леса Марий Эл", в 2021 году лесопатологические обследования провели на территории площадью 4 000 гектар. Выборочные санитарные рубки назначили на площади 364 гектара, сплошные — 362 гектара, уборку неликвидной древесины на 17 гектарах, рубку аварийных деревьев на 93,5 гектарах.

Основными причинами назначения санитарно-оздоровительных мероприятий в "ЦЗЛ" называют почвенно-климатические факторы, болезни леса и повреждение насекомыми и пожары. Неблагоприятные погодные условия и лесные пожары способствуют развитию болезней в ослабленных лесных насаждениях. Среди них — возбудители стволовых гнилей и некрозно-раковые заболевания стволов. Самыми распространенными причинами повреждения насаждений в 2021 году считались "воздействие шквалистых и ураганных ветров прошлых лет и текущего года", засуха и низовые пожары.

За два последующих года ни одно из подобных санитарных мероприятий не было проведено на территориях Дубовой и Сосновой рощ (их общая площадь превышает 480 гектаров). В этом можно убедиться, оказавшись на любой из многочисленных тропинок, проложенных в этих городских лесах: всюду валежник — деревья, упавшие несколько лет назад. Есть и свежие завалы, они образовались после урагана, произошедшего в Марий Эл в конце июля: поваленные больные, старые и вполне здоровые деревья во многих местах перекрыли пешеходные лесные тропы.

В сентябре власти города объявляли о проведении субботника. Во время него (участвовали студенты и представители IT-компаний) удалось главным образом убрать завалы с некоторых троп. Чаще всего это означает следующее: ствол перекрывшего дорогу дерева распиливают пополам, концы отбрасывают от тропы (или выпиливают фрагмент ствола на ширину тропы). Упавшие деревья остаются гнить в особо охраняемых природных территориях.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG