В Башкортостане с 2019 года действует программа "Башкирские дворики", нацеленная, как понятно из названия, на благоустройство дворов. Несмотря на то, что глава республики Радий Хабиров назвал программу, "лучшим проектом в сфере ЖКХ", у нее нашлось немало критиков. "Idel.Реалии" заглянули в один из дворов в центре Уфы, отремонтированный благодаря программе, пообщались с местной жительницей и выяснили, почему ожидания от будущего благоустройства не всегда совпадают с реальностью.
"Постоянный источник утечки денег из общего кармана"
— Это еще не осень, ерундовый дождь. А вот если два дня дождичка, посередине колеса будет вода", — Лилия Равиловна, старшая по дому, показывает на припаркованные во дворе ее дома машины, колеса которых стоят в лужах.
Людям, по ее словам, повезло меньше: чтобы обойти лужи и не испачкаться, приходится "как горные козлы ловко скакать по бордюрам".
— Ну, козлы в такой ситуации понятно кто, — говорит она.
Лилия Равиловна жительница дома №6/8 на улице 50 лет октября в центре Уфы. Несколько лет назад ее двор, к которому также относятся еще семь домов, отремонтировали по программе "Башкирские дворики".
— Видите, эти пробоины в земле? — говорит пенсионерка и кладет руки в карманы. — Это наше хорошее ЖЭУ посреди жаркого лета посадило елки. Посреди жаркого лета! Ёлки! Понятное дело, что все они сгорели. Я точно знаю, что 100% посадка только зимняя, а летняя вообще не приживается. Это наши деньги тут закопали.
По ее словам, главной достопримечательностью двора раньше была "хорошая" резиновая площадка, одна из лучших в городе и относительно новая. На ней проводились соревнования, городские мероприятия.
— Звонит мне человечек: "Вот мы выделили 25 миллионов рублей, будем строить у вас "башкирские дворики", — вспоминает она. — Мы люди из СССР. Как наивные девочки и мальчики думали тогда, что это действительно для нас.
По воспоминаниям женщины, так называемое благоустройство двора прошло в несколько этапов. Вначале за счет жильцов убрали площадку, спилили некоторые деревья. Затем за их же счет во дворе установили две детские площадки.
— Вместо большой площадки сделали две детские. То есть для взрослых ребят мест не осталось, — недоумевает она. — Дети у нас разного возраста. Зачем же делать только для малышей?
На площадке установили, по ее словам, и "стремную" скульптуру кураиста — из гипса.
— Понимаю, когда в Казани делают из металла нержавеющего, — рассуждает женщина. — Так, давайте отгадаем с одного раза: на какой день ему сломали этот гипсовый курай? В тот же день! Потом они его постоянно ремонтировали. Это был постоянный источник утечки денег из общего кармана дома.
После многочисленных жалоб фигуру убрали.
Рядом с детскими площадками стоит хоккейная коробка, внутри нее — кольцо для игры в баскетбол.
— Если ребенок не дай бог повиснет на кольце, вся эта конструкция опрокинется. Мы уже видели такую ситуацию и писали жалобы. Раньше все было нормальное железное, прочное, — вспоминает старшая по дому.
Лилия Равиловна показывает по сторонам:
— Что такое "Башкирские дворики" по сути? К вам приезжают и спиливают ваши деревья. Первое, что делается. Действительно, старых деревьев немного, а молодые на вид иссохшие. Все сосны, ёлки сгорели к чертовой матери! — женщина разводит руками. — Если уж посадили, то шланг с водой должен быть воткнут в землю, чтобы поливало. У нас жаркое лето стояло. Бабки ходили с ведерком и поливали все, что могли. Я сама ходила, но с пятого этажа — каждый день еще — с ведрами не находишься.
По ее словам, вышеупомянутые 25 миллионов рублей ушли, в основном, на укладку асфальта.
— Этот асфальт пошел трещинами сразу же, когда укладывали, — говорит старшая по дому. — К нам приезжал еще один из депутатов, смотрел как его кладут и говорил: "Вот смотрите, трещина идет! Это же нарушение технологии".
Заинтересовавшись ценой асфальта, Лилия Равиловна, вспоминает, разговорила двух родственниц на эту тему: студентку московского строительного вуза и сотрудницу нефтяной компании. Обе, по ее словам, "хохотали", узнав о сумме в 25 миллионов рублей.
"25 миллионов на асфальт? Тут максимум пять миллионов", — именно так, по словам женщины, отреагировала одна из родственниц.
Еще одной головной болью для старшей по дому стала ситуация со скамейками во дворе.
— О, трещинка по деревцу пошла, — Лилия Равиловна показывает на одну из скамеек. — Что это значит? Скамейке скоро придет конец.
Но больше всего ее раздражает отсутствие во дворе сливов, из-за которых двор утопает в воде:
— Я трясу начальника нашего ЖЭУ на предмет сливов. Он говорит: "Они не откликаются!" Он пытается достать ту фирму, которая должна была сделать слив. Гарантийный срок выйдет совсем скоро, а организация прячется, чтобы, видимо, успеть и сливы не делать. А вода как стояла, так и стоит.
Как пояснили "Idel.Реалии" в ЖЭУ, сливы во дворе уже устанавливали: "Сливы делали, их установили. Просто сейчас как пойдут дожди будут смотреть, подрядчиков вызывать и опять двигаться дальше".
Отвечая на вопрос о том, что двор уже зашивает, в компании ответили, что администрация района "держит этот вопрос на контроле".
"Башкирские дворики — лучший проект в сфере ЖКХ"
Как указывается на сайте мэрии Уфы, программа "комплексного" благоустройства дворов "Башкирские дворики" рассчитана на шесть лет: с 2019-2024 года и направлена на "обеспечение доступной комфортной среды на дворовых территориях и создание благоприятных условий проживания для граждан в многоквартирных домах".
С 2019 года, по словам главы республики Радия Хабирова, было "приведено в порядок" 1 120 придомовых дворовых территорий по всему Башкортостану. Деньги на это, как он сам указывал, выделяются на принципах софинансирования: 94% дает бюджет республики, 5% – муниципалитет и 1% платят сами жители.
— В программу "Башкирские дворики" в первую очередь рекомендуем включать те дворы, где десятилетиями не было ремонта, — рассказывал он о проекте в этом апреле, — Проекты, которые выбирают сами жители, — яркие, удобные, безопасные. Это спортивные и детские площадки с современным резиновым покрытием, где надо — расширенные парковки. Именно жители решают, каким должен стать их двор".
Как писали госСМИ, за пять лет действия программы из бюджета Башкортостана направили 6,2 миллиарда рублей. До 2024 года в республике необходимо благоустроить еще 674 двора на сумму 5,7 миллиарда рублей, в том числе 168 дворовых территорий в Уфе на сумму 1,4 миллиарда рублей.
Сам Хабиров, похоже, остался рад результатами программы. Во время одной из рабочих поездок по Уфе, он назвал "Башкирские дворики — лучшим проектом в сфере ЖКХ".
— Обязательно будем продолжать эту программу, — говорил Хабиров, посетив двор многоквартирных домов по улицам Максима Горького, Кольцевой и Ульяновых. — По возможности постараемся выделять дополнительные средства на обновление придомовых территорий".
Если присмотреться к фотографиям, которые он выкладывает во "ВКонтакте", иллюстрируя изменения во дворах, участвующие в "Башкирских двориках", становятся очевидными плюсы программы, с одной стороны. А с другой, тем не менее, находятся и минуты, которые отмечают критики программы. Их не устраивает результат: ожидания с реальностью не всегда совпадают.
Как писали СМИ, по итогам первого года действия "Башкирских двориков" специально созданная комиссия, куда вошли представители министерства ЖКХ и местных администраций, вынесла замечания по качеству работ 26 муниципалитетам. Жители жаловались на некачественные укладку асфальта и резинового покрытия, отсутствие деревьев.
Тогда и. о. министра ЖКХ республики Ирина Голованова говорила, что ответственность за содержание благоустроенных дворов и контроль за тем, как подрядчики устраняют недочеты в соответствии с гарантийными обязательствами, возложены именно на глав городов и районов.
Глава республики, комментируя ситуацию, говорил, что ошибки, допущенные в первые годы программы, понятны и простительны. В дальнейшем, по его словам, ситуация должна кардинально меняться. Он утверждал, что не выполнившие своих обязательств подрядчики не будут допускаться к работе в следующем году.
Больше ничего на "современной площадке" нет и не будет"
Программу "Башкирские дворики" раньше критиковали и общественники. Так, в ноябре 2020 года в соцсетях общественной организации "Уфасити ми" вышел пост-сравнение "до и после" двора на улице Парковой, 18/2, который участвовал в программе.
"До программы стояла во дворе функциональная и интересная детская площадка, состоящая из горки-домика, веревочного спорткомплекса, качалки и качелей, но без безопасного покрытия (ай-я-яй), — написал автор поста. — После программы "современная детская игровая площадка", как выяснилось, представляет собой две пары качелей в разных углах и карусельку в центре, но зато да, с безопасным покрытием, веселого черного цвета. На этом все. Совсем все. Больше ничего на "современной площадке" нет и не будет".
Автор поста добавляет, что реклама "Башкирских двориков" обещала благоустроенные — как с картинки — дворы, а по факту получилось "а-ля 70-е годы в худшем исполнении".
Другая проблема программы, по словам общественника Альберта Рахматуллина, — это жалобы на изменение проекта ремонта дворов. В комментарии " Idel.Реалии" он объяснил: "То есть люди голосуют сначала за один проект, а в итоге туда вносят изменения. Как я понимаю, что для возможного удешевления работ. Подозреваю, чтобы часть денег все-таки своровать".
Тем не менее, саму программу он не считает бесполезной. "Плюс все-таки, что делают ремонт. Управляющие компании не способны, скажем так, на свои средства оборудовать дворы, заасфальтировать его, детские площадки сделать, спортивные площадки", — сказал общественник.
Для того, чтобы ремонта не огорчил, он посоветовал критично отнестись к самому процессу и его результату: "Необходимо с подрядными организациями разобраться, потому что там халтурщики могут работать. Не стоит также подписывать акты выполненных работ, если результат не устраивает".
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.