Ссылки для упрощенного доступа

Когда не пляж, а "место отдыха"


Житель Йошкар-Олы с опытом работы на расформированной лодочно-спасательной станции, переживающий за судьбу места отдыха горожан, на условиях анонимности рассказал "Idel.Реалии", что работающий с начала лета главный пляж столицы Марий Эл, расположенный на берегу Малой Кокшаги, открыт с вероятными нарушениями. Они касаются безопасности горожан, их санитарного благополучия и комфорта, а также усиливают ответственность единственных представителей официальных органов — матросов-спасателей, набираемых на летний период из числа студентов.

Евгений (имя изменено по его просьбе) признается, что он — человек с активной жизненной позицией. К тому же представляющий, как функционирует официальный пляж. Несколько лет назад он был сотрудником расформированной ныне городской лодочно-спасательной станции, относившейся к республиканской станции спасателей.

По его словам, многие знакомые разделяют его позицию. Попытки Евгения и его единомышленников обратить внимание официальных структур не привели к решению проблемы. В частности, безрезультатными оказались обращения в прокуратуру. Тем не менее жители столицы Марий Эл, посещая официально открытый властями города пляж, должны знать, насколько условную услугу предоставляют им чиновники.

Вы демонстрируете официальные документы: Национальный стандарт Российской Федерации "Места отдыха на воде", постановления правительства Марий Эл и горадминистрации Йошкар-Олы о мерах по обеспечению безопасности людей на водных объектах. В чем ситуация на центральном пляже Йошкар-Олы им не соответствует?

— К примеру, пляж, согласно нормативным документам Российской Федерации, — это место отдыха у воды, оборудованное местом для купания. Он должен соответствовать определенным требованиям: санитарным, по оборудованию, специалистам. Требования к пляжам периодически меняются. Мэр нашего города ежегодно издает постановление, в котором поручает различным муниципальным службам выполнить определенные задачи. Допустим, заключить договоры с матросами-спасателями, которые прошли обучение; выставить знаки. Какую-то службу он обязывает провести санитарные мероприятия — по отбору воды. Скажем, матросы-спасатели, которые оказывают услугу городу, ходят под уголовной ответственностью за то, что чиновники не исполняют свои обязанности — мне кажется, это достаточно страшно.

Я переживаю, что не соблюдаются технические нормативы. Например, через каждые 50 метров береговой линии пляжа должны размещаться спасательные круги. Если этот круг отсутствует, может получиться так, что чью-то жизнь не удастся спасти — именно из-за отсутствия такой возможности. Или в нормативном документе пишут, что на каждые 50 метров берега необходим один матрос-спасатель. Отсутствие необходимого числа спасателей говорит о том, что часть территории пляжа не контролируется. Кроме того, зону ограничений — буев — должен контролировать сотрудник пляжа на судне. Это тоже четко прописано в документе. К сожалению, этого у нас нет.

Сколько на йошкар-олинском пляже матросов-спасателей?

— Их здесь человека два, максимум — три. Количество матросов на пляже можно определить, имея паспорт пляжа. Его нет — по-крайней мере, об этом ничего не известно. Утверждает паспорт Госинспекция по маломерным судам (ГИМС). В паспорте прописывают длину береговой линии, исходя из которой можно разбить ее на 50-метровые участки и определить число доступных спасательных средств — кругов и количество спасателей. Судя по той картине, что наблюдается на пляже в Йошкар-Оле, спасателей-матросов здесь должно дежурить не менее пяти человек одновременно.

Вы упомянули о целом комплексе вероятных нарушений. Что еще?

— На всей этой территории вы не увидите информационных стендов со схемой пляжа. На ней должны быть указаны границы, где находится туалет, где — спасательный пост.

На каждые 75 посетителей пляжа должна быть одна кабинка туалета. В Йошкар-Оле — один биотуалет на весь пляж. В жаркие дни — как сейчас — здесь одновременно может находиться примерно тысяча человек. Стационарный туалет при этом, как мне известно, построен. Это кирпичное здание, скажем так, рядом с биотуалетом (это мне известно по слухам, никакой соответствующей информации на здании нет). Оно закрыто уже не первый год — и ни разу не открывалось после завершения строительства. О завершении строительства можно судить внешне — здание с окнами, дверью, на нем уложена кровля — еще с прошлого года. Но непонятно, когда его откроют, информации никакой нет. То же самое касается кранов для питьевой воды. Они установлены, но не работают, используются иногда как урны для окурков.

Еще одно непонятное действие (я об этом узнал из журнала спасателей) — в течение месяца, до начала августа, не выставлялись буи. Причина неизвестна.

Что касается оборудования: к посту спасателей прислонена надувная лодка. Это плавсредство не имеет сертификата, к тому же стоит на берегу, когда река полна купающимися. Резиновая лодка находится на солнце, у нее из-за нагрева могут разойтись швы, это я как специалист могу предполагать.

Снова повторю, что услугу спасения оказывают в Йошкар-Оле студенты, которых нанимают на летний сезон. Их готовит аварийно-спасательная служба. О том, что они ходят под уголовной ответственностью (в случае, если во время купания на пляже будут утонувшие), они не до конца понимают, вероятно. И то, что ответственность их возрастает из-за, скажем так, недокомплекта, — это факт.

В республиканском и городском постановлениях, посвященных безопасности на водных объектах, написано про медперсонал, что необходимо организовать дежурство врачей на пляже. На деле медуслуги оказывают все те же два-три матроса. Они, по моей информации, бинтовали периодически детей, которые получали небольшие травмы. Это, наверное, хорошее дело, но при этом спасатели отвлекаются в этот момент — они могут не успеть оказать помощь тому, кто в ней нуждается на воде.

Есть еще одно важное санитарное требование, которое — это очевидно — в Йошкар-Оле не соблюдается: места массового отдыха могут находиться не менее чем в 500 метрах выше по течению от мест сточных вод. Труба ливневой канализации выведена в Малую Кокшагу в нескольких метрах от Вантового моста — и она расположена по течению выше, чем пляж. Река в районе Вантового моста поворачивает, пляж расположен как раз на этом южном повороте — в месте, где образуется своего рода водохранилище. От стока до правой — ближней границы пляжа — несколько десятков метров.

Почему вас волнует эта история с пляжем?

— Мне небезразлично, что происходит в этом городе. Когда-то давным-давно я работал на лодочной станции, она находилась здесь неподалеку. Сейчас ее уже нет, несколько лет назад ее демонтировали. Я, скажем, довольно хорошо представляю все, что касается функционала пляжа, слежу за изменениями нормативов. У меня есть информация, что в профессиональном сообществе спасателей происходящее вызывает недоумение, возмущение, тревогу. Речь о безопасности горожан.

О пляжном сезоне в Йошкар-Оле официально

Центральный пляж Йошкар-Олы в постановлении мэрии называется "местом отдыха у воды на левом берегу реки Малая Кокшага в районе Вантового моста". Пляжем считается менее доступный — "Южный", он расположен на противоположном берегу водохранилища почти напротив бывшего (не вернувшего этот статус) "Центрального" пляжа. Купальный сезон на "месте отдыха у воды" тем не менее начался раньше — 5 июня. Южный пляж стал доступен для отдыха спустя неделю.

В постановлении правительства Марий Эл упоминаются следующие меры обеспечения деятельности пляжа и его безопасности: спасательные круги на стойках, размещаемые на берегу у воды через каждые 50 метров. На йошкар-олинском пляже таких стоек — две, несмотря на то, что протяженность береговой линии позволяет установить четыре-пять стоек с кругами.

В национальном стандарте "Места отдыха на водных объектах" (пункт 13.6) сказано: "Во время купания людей на границе заплыва постоянно должно находиться спасательное судно со спасателями в готовности для оказания помощи утопающему".

Реконструкция существующего с 1980-х годов Центрального пляжа Йошкар-Олы началась в 2016 году. В мае 2023 года региональные СМИ сообщали о скором завершении его реконструкции. О завершении всех работ и об открытии именно в статусе пляжа пока не объявляли. Тем не менее мэр Йошкар-Олы Евгений Маслов в телеинтервью сообщал, что "в июне Центральный пляж будет сдан в эксплуатацию". Два месяца спустя спасатели несут вахту в старенькой будке — новую, так понравившуюся посетителям пляжа вышку с постом, они почему-то занимать не спешат.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG