Планы Москвы ввести единую школьную форму в российских школах колумнист Харун Сидоров называет показательным признаком того, куда идет путинская Россия. По его словам, если "демократическая Россия", возникшая на руинах СССР, начинала с отказа от школьной формы, то путинская в этом и многих других вопросах уверенно возвращается в позднесоветские времена.
Обязательное ношение школьной формы в России официально было отменено в 1994 году (в соответствии с законом РФ от 10.07.1992 №3266-1 "Об образовании" произошла отмена школьной формы в школах Российской Федерации — "Idel.Реалии"), хотя к тому времени уже два года как государственные предприятия перестали ее выпускать. Сейчас ситуация выглядит зеркально противоположной — обязательного ношения формы в общегосударственном масштабе в России пока еще нет, но вот единый стандарт для ее производства уже утверждается.
Фактически тренд на возврат школьной формы обозначился уже ко второму президентскому сроку Владимира Путина — и к настоящему моменту в большинстве российских школ она так или иначе есть. Но формально решение о ее введении и требования к ней устанавливаются на уровне образовательного учреждения, а это, что называется, оставляет пространство для маневра как для руководства школ, так и для учащихся и их родителей.
Есть у этого вопроса и очевидное этноконфессиональное и региональное измерение. В 2017 году состоялась заочная дискуссия между Рамзаном Кадыровым и тогдашним министром образования и науки РФ Ольгой Васильевой, заявившей, что российские школьницы не должны носить хиджаб.
"Вызывает удивление, что министр вместо того, чтобы поправить местных руководителей, своё "личное убеждение" навязывает миллионам граждан. Мои три дочери учатся в школе, носят хиджаб, имеют отличные оценки. Ольга Васильева требует, чтобы они сняли платки? Девочки этого никогда не сделают", — заявил тогда Кадыров.
В свою очередь Васильева настаивала на том, что школьное образование в России светское — а, значит, и религиозным атрибутам в российских школах не место.
"Я не думаю, что истинно верующие люди атрибутикой стараются свое отношение к вере подчеркнуть. У нас светский характер образования", — заявила тогда министр.
Эта перепалка стала следствием жарких дебатов, которые к тому времени велись уже несколько лет в ряде российских регионов. Наиболее накаленной ситуация была в крупном татарском селе Белозерье в Мордовии и в ряде ногайских аулов Ставропольского края. После публичного вмешательства Кадырова она как-то улеглась, и в 2023 году глава Мордовии даже сделал селфи со школьницами из Белозерья в школьной форме с хиджабом. Правда, чтобы это стало возможным, потребовалось, чтобы в Мордовии сменился глава — и им стал выходец из Татарстана Артем Здунов. Тем не менее то, что это в принципе стало возможным, возвращает нас к вопросу о "пространстве для маневра", которое в настоящий момент еще есть. А вот новые требования к школьной форме его могут ликвидировать.
Так, согласно представленному Роскачеством проекту ГОСТа школьной формы, она должна "носить светский характер, быть удобной, эстетичной, соответствовать погодным условиям местности, где происходит учебный процесс". Данная формулировка опровергает возможные предположения о том, что ее авторы просто не учитывают региональный или местный аспект, декларируя ультимативно "светский" характер школьной формы во всей России, которые в ее реалиях предполагает исключение религиозных атрибутов. Как видно при внимательном ознакомлении с ней, местные особенности тоже учитываются, но лишь "погодные". Почему же авторы проекта тогда не хотят учитывать культурные особенности "местности, где происходит учебный процесс"?
Вопрос этот в свете взятого страной курса на сплочение в "российскую нацию" на основе "русской культурной доминанты" представляется риторическим. При этом интересны задаваемые авторами проекта ГОСТа идеологические рамки школьной формы — она не должна содержать "символику асоциальных неформальных молодежных объединений, а также ту, которая пропагандирует противоправное поведение".
Можно ли считать таковой символы Z и V — вопрос, который тоже пока представляется риторическим. Правда, и тут все подвижно — еще недавно некоторые школьники выходили на выпускные с символикой не только "СВО", но и ЧВК "Вагнер". После известных событий это уже вряд ли будет приветствоваться, так что, кто знает, что будет восприниматься как символика неформальных объединений или провоцирующая противоправное поведение еще через несколько если не месяцев, то лет.
Но так или иначе, очевидно одно — стремление к регулированию вопроса школьной формы, который пока решается на уровне образовательных учреждений в конкретных регионах и местностях, в общероссийском масштабе. Если "демократическая Россия", возникшая на руинах СССР, начинала с отказа от него, то путинская в этом и многих других вопросах уверенно возвращается в позднесоветские времена.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.