Ссылки для упрощенного доступа

Бизнес с талибами. Руслан Айсин — о месте Татарстана в деловых связях России с Афганистаном


Лидеры запрещенного в России движения "Талибан" идут на пресс-конференцию в Москве 9 июля 2021 г.
Лидеры запрещенного в России движения "Талибан" идут на пресс-конференцию в Москве 9 июля 2021 г.

Колумнист Руслан Айсин считает, что Россия использует Татарстан в сомнительных, по его мнению, деловых связях с Афганистаном. В качестве примера татарстанский политолог обращается к открытию в Кабуле российского делового центра.

В Кабуле открылся российский деловой центр. Его учредителем стал Благотворительный патриотический фонд мусульман, который часто фигурирует в СМИ как казанский. Директором этой замысловатой по названию организации является Рустам Хабибуллин. Он известен тем, что давно прокачивает тему поддержки всех инициатив путинского режима от имени мифических мусульман.

По данным базы РБК, Благотворительный патриотический фонд мусульман зарегистрирована в Москве 23.03.2018 г. В соответствии с данными ЕГРЮЛ, основной вид деятельности компании по ОКВЭД: 64.99 Предоставление прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, не включенных в другие группировки. Общее количество направлений деятельности — 6. На 23 июля 2023 организация действует. База Синапс отмечает, что фонд также ведет деятельность по предоставлению консультационных услуг по вопросам финансового посредничества, покупке и продаже собственного недвижимого имущества, аренде и управлению собственным или арендованным недвижимым имуществом, консультированию по вопросам коммерческой деятельности и управления, также деятельность по изучению общественного мнения.


Технически официальный Татарстан не имеет к нему отношения. Очевидно, что за этим стоит Москва, но делается это через Казань. Мол мусульманская республика самостоятельно проявила инициативу и хочет налаживать деловые связи. При этом делегация "Талибана" в мае этого года была в Казани, где участвовала в заседании международного форума "Россия — исламский мир". Она провела переговоры с крупным республиканским предприятием. Руководитель делегации с афганской стороны пригласил "Татнефть" "принять участие в разработке месторождений в Афганистане".

Видимо, там же и были проговорены иные экономические проекты, в числе которых было и открытие делового центра в Кабуле. Без отмашки из Москвы не обошлось.

Что моментально бросается в глаза, так это то, что движение "Талибан" до сих пор в России запрещено. При том Москва признает ее власть, принимает членов правительства на высоком уровне и так далее. В то же самое время российские чиновники называют украинскую власть "террористической". Такая вот шизофрения давно не удивляет, но поражает до сих пор.

Россия первая страна, открывшая свое бизнес-представительство в Афганистане, утверждают СМИ. Директор фонда Рустам Хабибуллин заявил, что они приглашают российских предпринимателей в страну "под охраной наших опытных телохранителей и сотрудников спецслужб".

Охрана в данном случае означает одно: надзор со стороны спецслужб. Вряд ли Москва доверяет талибам, с которыми еще недавно враждовала, да и афганцы помнят десятилетнюю войну с "шурави". Однако желание закрепиться в регионе после ухода американцев слишком геополитически заманчива и притягательна.

Но и зайти бизнесу в Афганистан просто так не получается. Есть масса смежных проблем. От возможных санкций до отсутствия банковских связей (она и в России сейчас сильно стиснута в функциональные рамки), логистики, прозрачных правил ведения бизнеса.

Это мало волнует российские власти. Для них геополитика первична. Так как по сути в стране нет независимого бизнеса, он так или иначе аффилирован с властями, его будут принуждать делать то, что прикажут. Скажут заходить в серую экономическую зону — зайдут. Иначе могут расстаться с кампанией за непослушание, а то и сесть на долгий срок.

Стало известно, кого первым отрядили в страну гор — это татарстанская компания "КЭР-холдинг". Ее представители уже заявила об участии в строительстве угольных электростанций. Афганистан испытывает значительные сложности в энергетической сфере и остро нуждается в насыщении этой инфраструктуры.

Ранее сообщалось, что генеральным проектировщиком проектной документации мусоросжигательного завода, который планируется построить в п. Осиново Зеленодольского района Татарстана является компания "КЭР- холдинг".


Правда, может случится так, что в этой многострадальной стране российский прогосударственный бизнес может столкнуться с интересами китайских инвесторов. Они проникают на рынок с большими деньгами и проектами. С учетом того, как Москва ведет и планирует любые дела, такое высоковероятно. Пекин такое не любит. Хоть и не всегда это публично артикулирует. Но интересы свои отстаивает жестко.

Афганистан, управляемый талибами, получил свои первые значительные иностранные инвестиции в январе 2023 года — китайская фирма подписала 25-летний многомиллионный контракт на добычу нефти. Эксперты с осторожным оптимизмом смотрят на то, что проект может принести рабочие места и доход, несмотря на отрывочный опыт Китая в заключении сделок. Речь идет о Синьцзянской центрально-азиатской нефтегазовой компании (CAPEIC), дочерней компании государственной Китайской национальной нефтяной компании (CNPC). По условиям контракта компания будет добывать нефть из бассейна Амударьи, который простирается между странами Центральной Азии и Афганистаном и занимает площадь около 4,5 квадратных километров. По условиям сделки инвестиции составят 150 млн долларов в первый год пребывания в Афганистане и 540 млн долларов в течение следующих трех лет, сообщал представитель талибов.


Татарстан же просто Москва использует как бренд для входа в исламский регион. Например, Москва пытается наладить производство иранских дронов в Татарстане. Теперь же заговорили об Афганистане. Конечно, у талибов больше доверия к единоверцам, все-таки они религиозное движение. Сомневаюсь, в курсе ли они того, что российские чиновники — люди, может, формально и верующие, но у них главное божество сидит в Кремле.

Может случится так, что отношения России и Ирана могут выйти из дружественных рамок. Намедни Россия приняла сторону ОАЭ в их противостоянии с Ираном в споре за три острова в Персидском заливе. Глава МИД Ирана высказался на этот счет неодобрительно и подчеркнул, что Тегеран признает территориальную целостность Украины. На дипломатическом языке это уже жирный намек на возможное охлаждение отношений. Все-таки Иран идеократическая страна. Идеологический вопрос имеет там стержневое государственное значение. Они могут легко пренебречь и экономическими выгодами, если надо.

В середине июля Иран выразил протест Москве из-за заявления, которое подписала Россия по итогам стратегического диалога с Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива. Тегерану не понравился один из пунктов, в котором страны поддержали подход ОАЭ к достижению мирного решения вопроса о трех островах в Ормузском проливе (Абу-Муса, Большой Томб и Малый Томб). Эти территории Иран считает своими.


С Афганистаном отношения еще более сложные и противоречивые. Сегодня формально приятельствуют, завтра — враждуют. Кто тут думает об интересах Татарстана? Республика по факту колония, поэтому своей суверенности и мнения не имеет. За нее решают российские чиновники.

Кстати, в Афганистане проживает значительное количество татар (По оценкам лидеров общины, в Афганистане проживает до 100 000 этнических татар. Точные данные о численности различных этнических групп страны недоступны, в основном потому, что точная перепись населения в Афганистане никогда не проводилась "Idel.Реалии"). Лидеры общины неоднократно обращались к официальным лицам Татарстана с просьбой помочь в налаживании культурных связей, содействовать в изучении татарского языка, направить к ним учителей. Однако до реальных воплощений дело так и не дошло.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG