На примере спикера татарстанского парламента Фарида Мухаметшина, который около трех десятков лет находится у власти, колумнист Руслан Айсин рассуждает о несменяемости власти в поволжской республике.
Татарстан демонстрирует ту самую стабильность, о которой так любят рассуждать власти всех уровней. Здесь мало, что меняется. Особенно не сменяются чиновники высшего звена. Они словно застыли во времени. Законсервировались. Все те, кто пришел в высокие кабинеты в конце 1980-х начале 1990-х годов — при деле до сих пор. Шаймиев, Минниханов, Мухаметшин.
О последнем хочется написать отделено. Тем паче, что он подкинул дровишек для розжига повода. В конце недели, по итогам закрытия парламентского сезона, Фарид Мухаметшин заявил на пресс-конференции, что он уже немолод, надо дать дорогу следующему за ним поколению и больше не планирует баллотироваться в депутаты в 2024 году. При этом бессменный спикер сделал характерную для него поправку: он примет окончательное решение, посоветовавшись с раисом Татарстана Миннихановым и Шаймиевым и с учетом "обстановки в стране". Как говорится, оставил для себя одну дверь чуть приоткрытой.
То есть это не окончательное и однозначное "ухожу", а политический маневр, в коем он большой мастер. А в следующем году ему могут сказать: ну, куда мы без вас, Фарид Хайруллович, ваш опыт и знания так нужны сейчас, когда страна и республика в такой непростой ситуации. И Мухаметшин в который уже раз, не жалея живота своего, встанет у руля ручного Госсовета Татарстана.
Мухаметшин — настоящий сторожил российской политики. Ему 76 лет, явные проблемы со здоровьем, с рейтингом (хотя кто там сейчас на это смотрит). Он при президенте Шаймиеве был его политической тенью. Человеком послушным и кротким. Всегда колебался с линией партии. В 1990-е за суверенитет и демократию, при раннем Путине курс стал меняться, он встраивался, при позднем же и того более — записался в его верные оруженосцы, за войну, скрепы, русский мир…
В этом он мало отличается от большей части чиновников этого созыва. Но политический вес придавал ему Татарстан, не он сам его выковывал. Фарид Хайруллович верный исполнитель начальственной воли. Его же никто не считал самостоятельной фигурой. Он всегда был "при" политике. Но не "в ней".
Номинальный капитан, не боровшийся со стихией, а умело поворачивавший штурвал в синхронном порыве розе ветров. Куда дует — туда и он. Совершенно неудивительно. Мухаметшин плоть от плоти советский человек, с принципами чинопочитания и приспособленчества.
Во главе парламента, тогда называвшегося Верховным советом Татарской ССР, он с 1991 года. Вынужден был уйти в 1995 году на должность премьер-министра, где проработал добрых три года и уже в 1998-ом и по настоящий день никому не уступает кресло спикера Госсовета. Между прочим, на премьерском посту его сменил нынешний раис Татарстана Рустам Минниханов.
К настоящему моменту в общей сложности Мухаметшин руководит парламентом 29 лет! Ко времени истечения полномочий нынешнего созыва ГС РТ этот срок зафиксируется на отметке 30 полновесных лет. Вот уж действительно рекордсмен.
Характерная для Татарстана статистика — за эти годы в Татарстане было лишь два президента (Шаймиев, Минниханов). Два спикера парламента (Мухаметшин, Лихачев) и два мэра Казани (Исхаков, Метшин).
Республика любит такие дубли, она чтит дубляжи. Например, вертикаль. Ведь, по правде говоря, татарстанцы живут под давлением двух вертикалей — московской и местной. И там сюзерен, и здесь. Большое в малом, а малое в большом, сказали бы мистики. Но мистики никакой нет.
Мухаметшин неизменный пазл этого властного татарстанского полотна. Уйдет ли он в следующем году, как обещал? Думаю, что покидать нагретое за три десятилетия кресло он не хочет. И все будет зависеть от позиции Минниханова и Шаймиева. Москва, конечно, тоже будет своё обозначать. Но вряд ли ей принципиально, останется он во главе Госсовета или нет. ФХШ устраивает Кремль и это решающее.
Младые и бравурные не нужны. Путинское окружение само сплошь состоит из семидесятилетних старцев. Они в общем хороводе. Ментально близки, выходцы из одной эпохи, повязаны общей политической судьбой. При Шаймиеве в Татарстане любили разгонять такую мудрость: старый конь борозды не портит. Острословы добавляли: но и глубоко не пашет.
Поэтому все должны остаться при своих и на своих (местах). Хотя Мухаметшин давно уже себе забронировал дополнительный аэродром в виде председателя совета Ассамблеи народов Татарстана. У Ассамблеи шикарное здание в центре Казани, пухлый бюджет, статусность. Вспомните про дубляж должностей.
А может, придумают и ему пост как Шаймиеву. Минтимер Шарипович после отставки в 2010 году стал Государственным советником Татарстана, должность стоящая в табели о рангах на втором месте. Со всеми полагающимися привилегиями: дачей, охраной, секретариатом. Почетно и солидно.
И напоследок. В Татарстане шутили, указывая на аббревиатуры фамилий и имени высших руководителей как на пирамиду МММ, — Минтимер (Шаймиев), Мухаметшин, Минниханов. Некоторые приращивают к этой троице фамилию мэра Казани Метшина и получается такая устойчивая политическая квадрига. И, как мы видим, она непоколебима.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.