Ссылки для упрощенного доступа

От зэка до героя путинского времени


Прощание с Рузилем Мударисовым
Прощание с Рузилем Мударисовым

17 апреля в селе Асеево Азнакаевского района Татарстана похоронили 26-летнего Рузиля Мударисова. Весной 2020 года его осудили за убийство брата: первоначально он признался в содеянном, однако позднее заявил, что оговорил себя, чтобы спасти от тюрьмы отца. Мударисов отбывал наказание в ИК-10 в Менделеевске, там его завербовали в ЧВК "Вагнер" — и он отправился на войну в Украину. 24 февраля мужчина погиб. Таких историй во всем Поволжье становится все больше. Колумнист Руслан Айсин рассуждает о том, как власть и даже общество делают из уголовников героев.

Один из пропагандистских столпов путинизма состоит в том, что хозяин этой системы якобы избавил страну от ужасов лихих 1990-х, когда повсюду заправляли бандиты, голод, дефицит и мерцало слабое государство. Вот уж поистине: с чем боролся, на то и напоролся! По сравнению с той эпохой то, что происходит сейчас — не идет ни в какое сравнение. Тогда был энтузиазм, люди верили, что хорошее и светлое впереди, рыночные отношения, гласность, в конце концов.

Путинское время образца 2023 года наполнено войной, хаосом, тотальным страхом, неуверенностью, бесперспективностью, ощущением безысходности. Люди бегут из страны, все социальные институты и связи сломаны. Моральное разложение и падение в бездну, где невозможно нащупать дна и даже предугадать его появления.

Война стала заполнять все. Но в симуляционной реальности власти ее таковой и называть нельзя. Она маркирована как "СВО". Рука так и тянется дописать к этой аббревиатуре еще и "-ЛОЧИ".

Ведь то, что сделал Путин и его окружение и то, что продолжает — по-другому не назовешь. Взаправду сказать, в России нет полноценного государства, чьи параметры приняты в политологической науке. С его институтами, обществом, ответственной и сменяемой властью, законностью и порядком. Оно бандитское. Даже не тоталитарное. Там наличествует дисциплина, право, пусть и переписанное в угоду правящего класса. Муссолини активно боролся с сицилийской мафией, неаполитанской каморрой (неаполитанская преступная структура, аналогичная мафии, возникла в XVIII веке — "Idel.Реалии"). А Путин монтирует их в узор власти.

Зэки становятся героями и моральными ориентирами. Убийцы и насильники, получающие освобождение из мест заключении в обмен на участие в войне против Украины, обретают ореол святости и официальное признание. Их хоронят с почестями и уважением. Те же, кто возвращается не в цинковом гробу, а живыми, пусть и не здоровыми, психически — точно, начинают терроризировать население, соседей, родню. Они переносят зэковско-ЧВКшную практику поведения в социум, криминализуют его. При этом кичатся тем, что воевали за родину. И обретают неприкосновенность. Таких случаев пруд пруди. Новостные ленты забиты подобными сообщениями.

Эти псевдо-герои, насильники и серийные убийцы не идут ни в какое сравнение с молодчиками из проклинаемых пропагандой 1990-х. Они не составляли социальную основу режима. Их жестокость не распространялась за пределы собственного криминального мира: стрелки, разборки. Обычных людей их компактный социум практически не касался. В отличие от морально разложившихся наемников Пригожина.

Именами этих военных преступников называют улицы, школы, им посвящают оды журналисты и служители режима.

В России эстетизм заменяется безумием, иррациональной агрессией. В то время как эстетизм "гасит" немотивированную агрессию. Отсюда непонимание и страх перед иным. Российский эстетизм — эта такая безумная клоака, с нескончаемым пьянством, агрессией, смешанными символами из культа смерти, язычества, шовинизма и псевдобрутальности.

А как же их воспринимает общество? Во-первых, его, общества, в России нет, оно не сформировалось. Глубинный народ парадоксальным образом мыслит не глубоко, а всегда поверхностно. А Путин, вознесенный на вершину власти, скрывается в ее низовьях, то есть бункере. Вертикаль своеобразная.

Большинство пребывает в состоянии гаплозиса, то есть упрощения. Оно все банализирует, сводит к простым схемам, примитивизирует миропонимание. Пропаганда давит активно именно на эту их спецификацию личной экзистенции — простые решения сложных проблем.

Сложность мира не для большинства. Но его используют, прикрываясь "общественным мнением". Но суть в том, что у большинства не может быть никакой собственной позиции, она всегда навязана ему извне. "Люди вообще" не владеют личным мышлением, ведь это же силовой акт воли, а они не хотят предпринимать усердия. Им бы проще, беспроблемнее, побыстрее, без лишних потуг и думствований.

Но так не получится. Война и хаос уже ворвались в центр их жизни, безразличие не гарантирует того, что тебя ужас за окном не коснется. Вагнеровцы уже ходят там с окровавленным топором по ледяной пустыне этого безмолвия и отчаяния. Ровно так, как и говорил обер-прокурор Священного Синода Константин Победоносцев про русского человека…

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG