Ссылки для упрощенного доступа

Шавваль 13-е вместо октября 15-го. Как Казань маневрируют перед лицом давления из Москвы


Проведение Хәтер көне в память о павших при падении Казани в 1552 году. Казань, Татарстан, 25 мая 2021 г.
Проведение Хәтер көне в память о павших при падении Казани в 1552 году. Казань, Татарстан, 25 мая 2021 г.

Духовное управление мусульман Татарстана год назад решило, что День памяти татарского народа Хәтер көне, закреплённая дата падения Казани в далеком 1552 году, стоит проводить согласно мусульманскому летоисчислению — 13-го числа месяца шавваль. Раньше он отмечался 15 октября. О том, что такой шаг означает, рассуждает колумнист Руслан Айсин.

Инициатива, конечно, интересная. Тем паче, что впервые за более чем тридцать лет, мероприятие, проводимое в Казани представителями татарского национального движения в формате митинга и шествия к стенам казанского Кремля, было официально отменено региональными властями. В октябре 2022 года административные органы не дали соответствующего разрешения. Так как в России действует система запретительная, без такой бумажки организовать мероприятие подобного типа не возможно.

Это грозит серьёзными последствиями для тех, кто решится на самовольство и попытку устроить нечто подобное без согласования. Усугубляет ситуацию то, что Всетатарский общественный центр, который и выступал организатором Хәтер көне, судом был признан экстремистской организацией и ликвидирован.

Всетатарский общественный центр — наиболее известное общественно-политическое объединение татарского национального движения. Было основано в 1988 году. В начале 90-х годов организация требовала предоставления Татарстану полноценного суверенитета. В последние годы ВТОЦ выступал в поддержку особого статуса республики, а также в защиту татарского языка как государственного в регионе. В январе 2021 года признать ВТОЦ экстремистским потребовала прокуратура Татарстана. Она обнаружила признаки экстремизма в выступлениях татарских активистов на митинге в память о жертвах взятия Казани в XVI веке. Кроме того, прокуратура утверждала, что об экстремистском характере ВТОЦ свидетельствует его устав. Государственные судебные эксперты изучили документ и пришли к выводу, что деятельность центра направлена на пропаганду действий по выходу Татарстана из состава России.


День падения Казанского ханства воспринимается татарами как символ потери своей государственности, восстановленной в 1990 году, спустя четыре с половиной столетия. Однако сквозь века татары пронесли историческую память о тех трагических событиях. Годы царского режима и советской власти не смогли лишить татар этого напоминания, невзирая на все старания власти.

Историю татарского народа коверкали, замалчивали, очерняли. Но в центр коллективного бессознательного пропаганда проникнуть так и не смогла.

Поэтому Хәтер көне просто организованное собрание по случаю, оно фактор централизации татар вокруг самого принципа государственности, ментальной фиксации на том, что политическая история татар не окончена, она прервалась тогда, в шестнадцатом веке, чтобы возобновиться в веке двадцатом. Восстать птицей феникс из прошлого.

Надо понимать важность и значимость исторических карт памяти народа, маркирования прошлого через такие знаковые события. Однако в Татарстане нет даже увековеченного символа эпохе Казанского ханства. Хотя имеется памятник погибшим русским воинам при осаде Казани в 1552 году в виде часовни.

Более тридцати пяти лет татарская общественность требует от властей уравновесить историческую память и открыть монумент павшим воинам-защитникам стен Казани. Но власть не пошла на это в 1990-е годы, в период относительной автономии от московской цензуры и вряд ли сможет реализовать это сейчас, когда бал правит новая имперская разнузданность.

Опять историю татарского народа хотят вычеркнуть как нежелательную, враждебную. Поминать день 15 октября публично отныне нельзя, потому что он ставит вопрос уже не только прошлого, сколько настоящего и будущего. Слишком очевидны параллели, слишком зримо бросается в глаза тема колониального гнета и имперской войны Москвы против свободолюбивых народов.

ДУМ РТ пытается не дать этой нише пустовать. Естественно, с согласия татарстанских властей. Они, как я понимаю, маневрируют, ищут лазейки. Но здесь возникает ряд трудностей.

Во-первых, дата Хәтер көне застолблена за 15 октября. Люди к ней привыкли. Она стала такой же незыблемой отметиной, что и празднование 30 августа. В этот день в 1990 году Верховный Совет ТАССР принял Декларацию о государственном суверенитете республики. Две даты объединены в общую смысловую и историческую ось. Они — неотъемлемый символический атрибут нашего политического и национального самосознания. Целое поколение выросло на этом.

Во-вторых, может случиться рассинхрон с числами. Так как дата по мусульманскому календарю (хиджре) скользит по отношению к григорианскому летоисчислению и каждый год смещается на несколько дней. Люди могут запутаться, если не внести ясность и не проводить соответствующую объяснительную работу. Но кто этим будут заниматься? Информационное и экспертное поле оккупировано Москвой. Может сойтись так, что дата по 13-го числу месяца шавваль вытеснит 15 октября.

Этого допустить никак нельзя. Обе даты важны. Возносить молитвы и поминать павших защитников Казани правильное дело. Кстати, это в обязательном порядке делалось на мероприятиях Хәтер көне. С чтения Корана начиналось и молитвами (дога) заканчивалось.

Здесь не должно быть конфликта поминальных дат. Их необходимо вплести в общую канву, концепцию, но не по отдельности, а именно вместе. Пусть это будет двойное напоминание, но не в коем случае так, чтобы думовское мероприятие затмило традиционный Хәтер көне, имеющий, как я уже обозначил, политико-мобилизационное значение, но главное — ощущение истории, живой и всегда актуальной.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG