В заксобрание Пермского края внесен законопроект о штрафных санкциях за неисполнение решений губернатора и оперативного штаба. Согласно пояснительной записке, в условиях проведения "специальной военной операции", так в России называют войну с Украиной, "саботирование решений оперативного штаба ведет к чрезвычайным последствиям по подрыву территориальной и общественной безопасности в регионе". Тем временем ученик казанской школы №12 Амир Валиуллов написал книгу "Сильнее отца" о "героизме" татарстанских участников "СВО", так в России называют войну с Украиной. Колумнист Харун Сидоров рассуждает о том, что связывает эти два события.
Критики войны, и отнюдь не из числа пацифистов или симпатизантов Украины, напоминают, что последний раз Москву бомбили аккурат во время той войны, победу в которой постсоветские люди празднуют 9 мая. Да и много чего другого последний раз в России было именно тогда — такой размах военных действий, такие жертвы, такой пропагандистский накал.
Оно и понятно — у многих духовных или психологических школ существует представление, согласно которому, если человек или какая-то группа людей долго настраивается на некий сценарий, обычно негативный, то рано или поздно он реализуется. Путинская Россия в преддверии "девятомая" полтора десятилетия настраивалась на "можем повторить", и вот, как говорится, "мечты сбываются".
Правда, пока не в виде "взятия Берлина", а в виде штрафбатов, "мясных штурмов", "врага под Москвой", а также военной цензуры, высшей меры наказания за "государственную измену" и других аспектов той войны, о которых предпочитали не вспоминать все эти годы желавшие ее повторить, предполагая, что повторение сведется к походу "на Берлин за немками".
"Idel.Реалии" на примере Пермского края писали о том, как региональные власти начинают квалифицировать неисполнение их решений как "саботаж", который "ведет к чрезвычайным последствиям по подрыву территориальной и общественной безопасности". На региональном уровне наказывать за него пока планируется штрафами, но никто не удивится, если оперативная и инициативная в этом отношении Государственная Дума России подхватит почин и введет за неисполнение решений властей в условиях "СВО" вполне сталинские наказания.
Благо, пример оппозиционера Владимира Кара-Мурзы, осужденного на 25 лет, наглядно показал, что такие наказания уже присуждаются, а в скором времени после приговора ему и вовсе были приняты поправки о высшей мере наказания за "государственную измену", под которую при желании не так сложно подвести любой "саботаж СВО". А там, глядишь, останется заменить саму эту высшую меру наказания с пожизненного заключения на смертную казнь, как давно и настойчиво предлагают многие депутаты и государственные деятели путинской России, и "можем повторить" заиграет новыми красками.
Как свидетельствует другая новость, из Казани, уже сейчас среди школьников начинает внедряться культ новых "героев" уже не той войны, а этой. Здесь путинизм действует с явным опережением сталинизма, который был поскромнее в отношении культивирования героев и побед в своей главной войне, при том, что они у него как минимум были.
Ведь, как известно, празднование победы и соответствующий военный парад при Сталине состоялись непосредственно после ее завершения, в 1945 году, но не были ежегодным ритуалом. Очевидно потому, что для большинства живших тогда это был "праздник со слезами на глазах", так как они знали, какой ценой эта победа досталась. Поэтому и доминирующим настроением у народа на ближайшие десятилетия стало "лишь бы не было войны", а отнюдь не "можем повторить".
Милитаристский характер "девятомай" начал приобретать лишь в годы правления Брежнева, а откровенно реваншистский — лишь при Путине, когда на арену истории вышли поколения, у которых живая память об этой войне и ее бедах была вытеснена ресентиментом от распада СССР. Распада, прошедшего для них, видимо, слишком мирно, так что возник соблазн переиграть его и повторить уже по югославскому сценарию.
К слову, если вспоминать югославский сценарий, перед началом уже этой войны автор данных строк предупреждал в своих блогах о том, что в случае полномасштабного вторжения России в Украину для второй оно станет аналогом Domovinskog rata, то есть Отечественной войны, как называют в Хорватии агрессию Сербии в 1992 году и последующую деоккупацию страной своих территорий в 1995 году. Смысл аналогии заключался в том, что как Domovinski rat вытеснил в сознании хорватов память об общеюгославском культе войны полувековой давности, так и новая Отечественная война вытеснит в сознании украинцев культ победы СССР в войне 1941 – 1945 года, превращенный в главную скрепу "русского мира".
Я оказался прав в том, что касается Украины, но признаться, не ожидал, что аналогичное вытеснение начнет происходить и в самой России. Отмена уличного формата "Бессмертного полка" стала первой ласточкой подобного рода. Это решение можно объяснить сугубо техническими соображениями безопасности, однако, один из фронтменов этой войны Евгений Пригожин в своем недавнем интервью озвучил идеологию пересмотра отношения к самому культу "девятомая" в современной России.
"Праздновать 9 мая, я считаю, права у нас никого нет. Мы должны отдать дань памяти тем, кто выиграл благодаря упорной работе, ценой больших потерь. А вот ходить на парады, лязгать там чем-то, кататься на кабриолетах.... Права у нас такого нету. Мы его не заслужили. Пускай дети с женщинами ходят как на представление театральное. К сожалению, мы начинаем быть потешными полками... Мы из второй армии мира превратились.... Сами определитесь во что", — заявил тот, кому пришлось непосредственно организовывать "можем повторить" с "мясными штурмами" и заградотрядами.
А вот заказчик Пригожина без культа победы, видимо, не может никак, поэтому торопится заместить "девятомай", культивирование которого в нынешних условиях вызывает все большее недоумение, новым культом. Поэтому он уже, не дожидаясь ее конечного результата, поручил не только Министерству обороны, но и Министерству науки (!) и Российской академии наук (!) организовать изучение истории "СВО" и обеспечить создание музеев, посвященных ей и "подвигам ее участников".
И на самом деле, такое смещение пропагандистско-праздничных акцентов —это тоже результат. Ведь культ "девятомая" был призван апроприировать победу Советского Союза во Второй мировой войне, которая была добыта над мощнейшей военной державой своего времени не только совокупными усилиями всех союзных республик, включая в немалой степени Украину, но и вместе с другими союзниками по Антигитлеровской коалиции.
Сегодняшняя же Россия надеется, как озвучил тот же Пригожин, максимум "намертво закрепиться на тех территориях, которые уже есть", то есть, захваченных у Украины в первые месяцы войны, что в преддверии анонсированного украинского наступления у многих тоже вызывает большие сомнения. При этом в отличие от большинства пропагандистов, постоянно твердящих, что Россия воюет со всем Западом, ведущий эту войну Пригожин честно признает, что воюет Россия только с Украиной.
Все это наглядно демонстрирует, что исторический масштаб дня победы в прошлой войне кричаще неадекватен масштабу государства, построенного Владимиром Путиным на апелляции к ее культу. Поэтому, видимо, нужно срочно заменять его чем-то более наглядным и скромным, апелляция к чему уже не будет вызывать такого диссонанса. Правда, есть один немаловажный нюанс — каким бы ни был масштаб войны, победу в ней обычно принято праздновать уже после того, как она фактически добыта. А об этом применительно к этой войне и путинской России говорить крайне преждевременно.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.